Курс лекций по "Судебная бухгалтерия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:23, курс лекций

Краткое описание

Судебная бухгалтерия занимается экономическими преступлениями, оформляемыми бухгалтерской документацией. Судебная бухгалтерия основана на знании бухгалтерского учёта, который в свою очередь опирается на экономические науки, юридические науки (ГП, Финансовое, Криминалистика), прикладные наука (математика и т.д.).

Файлы: 1 файл

Судебная бухгалтерия 2.doc

— 222.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Судебная  бухгалтерия

     Преподаватель Смольянинова Ирина Сергеевна 
 
 
 
 
 
 
 

     Голубятников  С.П. Судебная бухгалтерия. – М, 1998.

     Атанесян  Г.А. Судебная бухгалтерия, 1988.

     (хорошо  описаны приёмы применения для  исследования нарушений) 

 

      Судебная бухгалтерия занимается экономическими преступлениями, оформляемыми бухгалтерской документацией. Судебная бухгалтерия основана на знании бухгалтерского учёта, который в свою очередь опирается на экономические науки, юридические науки (ГП, Финансовое, Криминалистика), прикладные наука (математика и т.д.).

     Судебная  бухгалтерия связана с такими дисциплинами, как Ревизия, Контроль, Экономический анализ хозяйственной  деятельности; не может обойтись без  экспертиз различных видов (почерка, документов), т.е. тесно связана с дисциплинами: Криминалистика, Уголовное право, Уголовный процесс, Оперативно-розыскная деятельность (ОРД).  

 

      Тема 1. Предмет и  задачи курса Судебная бухгалтерия  

     Судебная  бухгалтерия – это методологическая основа (разрабатывает методику) использования экономических, бухгалтерских познаний в праве, т.е. обогащает юридическую и экспертную практику и сама развивается за счёт этой практики. Экономические преступления развиваются, развивается и Судебная бухгалтерия. Предмет Судебной бухгалтерии:

  • разработка научных основ организации проведения экспертиз. Документальных ревизий, инвентаризации;
  • разработка методики работы юристов с документами (бухгалтерские документы могут быть документами по делу);
  • выработка единого подхода к оценке заключений документальных и фактических проверок.

     Задачи  курса (будем учиться делать):

  1. Выявление и устранение отклонений в хозяйственной деятельности, связанной с экономическими преступлениями.
  2. Формирование знаний о технических механизмах возникновения документальных и учётных несоответствий. Возможность использования этих несоответствий в процессе поиска, обнаружения и расследования преступления.
  3. Изучение методов работы с учётными документами.
  4. Умение квалифицированно подготовить, назначить и организовать проведение инвентаризации, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.

     Хозяйственный учёт – это наблюдение, подсчёт, регистрация и систематизация общественных явлений и процессов для контроля и активного воздействия на эти процессы. Т.е. любой учёт передаёт, обобщает информацию, которая измеряется тремя видами измерителей;

  • натуральный (штуки, кг, литры и т.д.);
  • денежный (рубли);
  • трудовой – учёт затрат труда (часы, дни).

     Хозяйственный учёт делится на три вида:

    • оперативный учёт – система наблюдения за отдельными фактами (процессами) в момент их совершения. Быстро даёт информацию, распространён в торговых предприятиях (ежедневный подсчёт выручки, складской учёт). Использует все три вида измерителей;
    • статистический учёт – система сбора и обобщения информации о массовых явлениях и процессах. Обеспечивается данными оперативного учёта. Такой учёт нужен как внутри предприятия, так и вне его (МНС, фонды);
    • бухгалтерский учёт – система непрерывного и взаимосвязанного отражения экономической информации с целью управления линя и контроля за финансовой деятельностью хозяйства на основе натуральных показателей в денежном выражении.

     ФЗ  от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (ред. от 23.07.98). основные положения. Обязательные (не все) принципы ведения бухучёта:

  • обязательное документирование. Любая хозяйственная операция должна быть задокументирована до её совершения. Если невозможно – порча, хищение товара, то составляется сразу после (акт о порче, акт о списании).
  • двойная запись. Любая хозяйственная операция дважды отражается в учёте;
  • денежный измеритель. Любая информация в отчётах выражается в денежном выражении;
  • обязательное проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Регулярный подсчёт своих активов и долгов.

     Предмет и метод бухгалтерского учёта

     Предмет бухгалтерского учёта – хозяйственные средства предприятия, источники формирования этих средств, хозяйственные процессы, финансовые результаты, т.е. факты хозяйственной жизни. Хозяйственная жизнь предприятия состоит из трёх стадий: снабжение – производство – реализация. Кругооборот этих стадий.

     Бухучёт на стадии снабжения: учёт поставленных ценностей, учёт расчётов за них.

     Бухучёт на стадии производства: учёт затрат на производство.

     Бухучёт на стадии реализации учёт выручки, учёт расчётов по обязательствам (т.е. расчёты с бюджетом, фондами, работниками).

     Классификация хозяйственных средств

1. По  месту в кругообороте 2. По функциональной  роли  3. По виду
1) средства  в сфере производства 1) средства труда  – основные средства, т.е. те, которые служат в эксплуатации более 12 месяцев независимо от стоимости (Письмо Минфина от 19.10.00 № 16-00-13-07 «О порядке отнесения имущества к основным средствам»

2) предметы  труда: сырьё, материалы, топливо,  запчасти, производственные материалы, тара, производственный инвентарь, т.е с помощью чего и из чего изготавливается продукт

Основные  
 
 

Оборотные

2) средства  в сфере обращения 1) готовая продукция

2) денежные  средства (в кассе или на р/с

3) средства  расчётов (могут быть на руках  у материально ответственных лиц)

Все

оборотные (участвуют в обороте)

3) средства  нехозяйственной деятельности Отвлечённые средства (взносы в бюджет, налоги, отчисления в фонды.. в обороте не участвуют. Внеоборотные
 

     Источники образования хозяйственных средств

     Средства  также делятся на собственные  и заёмные. Источники собственных средств:

  • уставный капитал;
  • добавочный капитал;
  • резервный капитал;
  • прибыль;
  • бюджетное финансирование.

     Источники заёмных средств:

  • ссуды и кредиты банка;
  • кредиторская задолженность – существует на любом предприятии, постоянно увеличивается (за свет, воду, электричество, коммунальные услуги). Это задолженность поставщикам, задолженность по зарплате, в бюджет, в фонды.
 

     Метод бухгалтерского учёта

     Он  состоит из восьми элементов, объединённых в четыре группы (по два):

  1. Первичное наблюдение. Осуществляется с помощью:
  • документация; - инвентаризация.
  1. Стоимостное измерение:
  • оценка – денежное выражение;
  • калькуляция – расчёт себестоимости единицы продукции, услуги.
  1. Текущий учёт:
  • счёт; - двойная запись.
  1. Итоговое обобщение:
  • бухгалтерский баланс как главная форма отчётности;
  • отчётность, т.е. система итоговых показателей.

 

      Тема 2. Бухгалтерские  документы

 

     Общепринятым  носителем информации признан бумажный носитель, именуемых первичным документом. В ФЗ «О бухучёте» устанавливается, что каждая операция по приёму, выдаче денежных средств и материальных ценностей сопровождается составлением первичных учётных документов, а участвующие в операции физические лица и представители юридических лиц должны получить полноценные копии этих документов.

     Бухгалтерский документ – это письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность за доверенные им ценности. Наименований бухгалтерских документов – более 1,5 тысячи. Классификация бухгалтерских документов.

  1. По месту совершения:
  • внутренние документы – не выходят за пределы данного предприятия, к ним меньше требований;
  • внешние – здесь связано несколько организация (платёжное поручение в банк).
  1. По назначению:
  • распорядительные документы (приказ);
  • исполнительные документы – отражают проведение операции (накладная на внутреннее перемещение);
  • комбинированные (расходно-кассовый ордер – содержит требование (выдать деньги) и исполнение – отметка о выдаче).
  1. По способу охвата хозяйственных операций:
  • разовые (кассовые)
  • накопительные.
  1. По степени обобщения:
  • первичные документы;
  • сводные документы – обобщают информацию первичных документов.
  1. По типовому уровню:
  • типовые документы, т.е. установлены государственные типовые формы (в настоящее время на все кассовые и банковские документы);
  • специализированные – документы по учёту производства в зависимости от отрасли.

     С первичным и сводным документом связано понятие фиктивного и  подложного документа.

     Фиктивный документ – вымышленный; подлог выявляется при обнаружении регистрации в сводном документе фиктивного первичного документа. В сводном документе будет ссылка на первичный, самого документа нет.

     Подложный документ. Различают документы материального и интеллектуального подлога. Материальный подлог – документ с подчистками, исправлениями, приписками (механическая подделка). Документы интеллектуального подлога отражают операции, которые в действительности не были совершены. При этом документ, в котором зафиксирована фиктивная операция с товарно-материальными ценностями. Называют бестоварным, а с денежными средствами – безденежным документом (например, товарный отчёт). Цели оформления таких документов – различны, но все в основном направлены на хищение. Основные цели бестоварных операций:

  • сокрытие недостач или излишков при инвентаризации;
  • оприходование не поступивших материалов в целях присвоения предназначенных для их приобретения денежных средств;
  • списание похищенных недостающих ценностей на расчёты с покупателями и заказчиками (на дебиторскую задолженность).

     Требования  к оформлению документов:

  1. На сегодняшний день документы заполняются шариковой ручкой, печатаются на печатной машинке или выводятся на ПК. Не должно быть цветных паст, карандаша.
  2. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью.
  3. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Другие могут исправляться (подпись, стороны оговаривают исправления).
  4. В документе должны быть заполнены все реквизиты. Существует альбом унифицированных форм. Если в нём нет образца документа, то в данном должны быть оформлены обязательные реквизиты документа:

Информация о работе Курс лекций по "Судебная бухгалтерия"