Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:23, курс лекций
Судебная бухгалтерия занимается экономическими преступлениями, оформляемыми бухгалтерской документацией. Судебная бухгалтерия основана на знании бухгалтерского учёта, который в свою очередь опирается на экономические науки, юридические науки (ГП, Финансовое, Криминалистика), прикладные наука (математика и т.д.).
Дополнительные реквизиты в документе могут быть по усмотрению предприятия.
Для правильной постановки учёта на предприятии создаётся база регистрации первичных документов, т.е. каждый документ имеет свой код – разовый неповторимый номер. Номер присваивается при регистрации в регистрационном журнале (пронумерован, прошнурован, зарегистрирован на предприятии). Номера меняются ежегодно с 1 января. Крупные оптовые организации иногда меняют номера раз в квартал согласно утверждённой учётной политике фирмы.
Единая
типовая форма документа
Все первичные документы обобщаются за учётный период. Их информация накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учёта – в учётных регистрах, которые могут составляться за день, за неделю, за декаду, месяц, полгода, год.
На
сегодняшний день учётные регистры
могут заполняться вручную и
с помощью бухгалтерских
В учётный регистрах отражаются:
2
и 3 оформляются первичными
Способы исправления ошибок в учётных регистрах:
1. Корректурный. Неправильная запись или сумма зачёркивается, затем надписывается правильная и исправление оговаривается лицом, внёсшим его – в кавычках «Исправленному верить», подпись, печать. Зачёркивается одной чертой так, чтобы читалось зачёркнутое.
2. «Красное сторно». Неправильная, ошибочная запись повторяется красным цветом, следом пишется правильная обычными чернилами. Всё, что написано красным – либо автоматически аннулирует то, что написано выше, либо отнимается из вышенаписанного. Существует понятие – «одностороннее сторно».
3. Способ дополнительной проводки. Применяется в случаях, когда в учёте ошибочно отражается меньшая сумма, чем значится в документе.
Например, было Д 10 К 60 – 4000, а надо – 4200
оформляем Д 10 К 60 – 200, всё складывается.
Операции отражаются последовательно: первичный документ – учётный регистр – форма отчётности (бухгалтерский баланс). Отсутствие взаимосвязанных документов может указать на правонарушение.
Противоправные действие внешне отражаются в учётных данных в основном в трёх формах:
В связи с этим выделяют три группы исследования документов.
Один отдельный документ можно исследовать тремя приёмами.
1. Формальная проверка или внешний осмотр документа. Состоит из двух этапов:
Может привлечь внимание: нарушение формальных требований: использование бланков ненадлежащей формы; отсутствие отдельных реквизитов; наличие ненадлежащих реквизитов (посторонние записи и пометки на документе).
Можно выявить противоречия:
1) формальные – сопоставляются тождественные элементы разных реквизитов. Иногда встречаются расхождения в одном документе (угловой штамп вверху и печать внизу);
2) логические – сопоставляются сочетания реквизитов с общепринятыми представлениями о нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Например, сам документ составлен сегодняшним числом, ссылка в нём на документ, не созданных, более поздний.
2. Арифметическая проверка – проверка правильности итоговых показателей по горизонтали и по вертикали. Может встречаться механическое завышение итогов.
3. Нормативная проверка – проверка соответствия содержания отражённых в документе операций действующим нормативным актам, правилам, инструкциям, нормами расхода, тарифам и т.д. Могут быть выявлены правильно оформленные, но незаконные по содержанию документы.
Все бухгалтерские документы можно разделить на:
Нормативные несоответствия могут указать на подлог в том учётном документе, где они обнаружены, и становятся сигналом для проверки взаимосвязанной документации.
Исследование взаимосвязанных документов
Подложные документы, по внешнему виду не отличающиеся от подлинных (например бестоварная накладная), удаётся (можно) обнаружить путём сопоставления данного документа с другими, отражающими одну и ту же операцию, или возможные хозяйственные операции, т.е. остаются следы в виде несоответствий в системе взаимосвязанной документации.
В эту группу входят два приёма.
1. Встречная проверка. Сопоставление разных экземпляров одного и того же документа, которые могут находиться в делах нескольких взаимосвязанных организаций или в различных подразделениях одного предприятия. Встречная проверка эффективная в случаях:
Например,
по схеме движения товарно-материальных
ценностей – товарно-транспортная накладная
играет роль различного документа:
Поставщик | Транспортное предприятие | Заказчик |
Товарно-транспортная
накладная |
Товарно-транспортная
накладная |
Товарно-транспортная
накладная |
Расходный документ | Основание для списания топлива, начисления заработной платы | Приходный документ |
По товарно-транспортной накладной у Заказчика можно восстановить расходный документ в Поставщика и т.п. (наоборот).
2. Взаимный контроль. Факт движения материальных ценностей устанавливается на основе не только приходных и расходных документов. Но и взаимосвязанных с ними расчётных кассовых и банковских документов. Здесь проверяются взаимосвязанных операции.
Можно проверить: оплату ценностей; кто платил за транспортные услуги; учётные регистры склада по товарно-транспортным накладным у Поставщика (Заказчика).
Взаимный
контроль применяется широко вместе
со встречной проверкой, может быть
использован отдельно для проверки документов,
которые составляются в одном экземпляре
(например, акт списания, платёжная ведомость).
Взаимный контроль используется для уточнения
круга лиц, принимавших участие в нарушении.
Отклонения от нормального (обычного) движения ценностей
Если остаток ценностей на определённое число и его последующее поступление меньше, чем расход за тот же период – это отклонение от обычного движения ценностей. Данные расхождения могут появиться в результате:
Четыре приёма исследования:
1. Восстановление учётной записи по документам. Применяется в случаях:
Сущность
приёма – по первичным документам
сделать восстановление записи, с
момента последней
Восстановить количественно-суммовой учёт полностью невозможно на предприятиях розничной торговли, где основная масса расходных операций не документируется, т.е. реализация товаров за наличный расчёт. В этом случае факты оформления бестоварных документов могут быть установлены с помощью следующего приёма.
2.
Контрольное сличение остатков. Сущность
– на каждое наименование отдельно составляется
таблица, в которой по первичным документам
с момента последней инвентаризации восстанавливаются
приход и часть расхода. Выводится максимально
возможный остаток, который сличается
с фактическим наличием ценностей на момент
проверки.
№ п/п | Наименование товарно-материальных ценностей | Единица измерения | Инвентаризационный остаток на начало периода | Документированный
приход
Количество / цена |
Документированный
расход
Количество / цена |
Максимально возможный остаток | Инвентаризационный остаток на конец ппериода | Выводы | |
Товары, поступление которых не подтверждается документами (излишки) | Возможная реализация за наличный расчёт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.
2. 3. 4. |
Картофель
Капуста Помидоры Огурцы |
кг
кг кг кг |
250
110 45 - |
150
120 55 100 |
20
- 15 10 |
380
230 85 90 |
200
130 90 100 |
-
- 5 10 |
180
/ цена
100 / цена - - |