Курс лекций по "Судебная бухгалтерия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:23, курс лекций

Краткое описание

Судебная бухгалтерия занимается экономическими преступлениями, оформляемыми бухгалтерской документацией. Судебная бухгалтерия основана на знании бухгалтерского учёта, который в свою очередь опирается на экономические науки, юридические науки (ГП, Финансовое, Криминалистика), прикладные наука (математика и т.д.).

Файлы: 1 файл

Судебная бухгалтерия 2.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Документальная ревизия – это проверка по документам и записям в учётных регистрах законности, правильности и целесообразности хозяйственной деятельности. Это форма последующего контроля.

     Перед каждой ревизией ставится определённые задачи:

  • выяснить, не допущены ли в учёте или в отдельных документах за весь ревизуемый период неправильные записи, в результате которых остатки ценностей на момент проведения инвентаризации определены неверно;
  • установить причины и условия, которые привели или могли привести к присвоению и растрате денежных средств и материальных ценностей.
  • выяснить, кто из должностных лиц не принял необходимых мер к устранению условий, обеспечивающих совершение нарушений или скрывал их в учёте;
  • установить кому и в каком размере причинён материальный ущерб.

     Классификация документальных ревизий

     1. По основанию назначения:

    • плановая – по плану ревизующей организации. Проводится не реже одного раза в год. Если предприятие не осуществляет производственную деятельность, то не резе одного раза в два года
    • неплановая – назначается руководителем ревизующей организации при получении информации о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности или по требованию правоохранительных органов.

     2. По осуществляющим органам: 

    • ведомственная – вышестоящая организация;
    • вневедомственная – КРУ Минфина по требованию правоохранительных органов.

     3. По объёму проведения:

    • полные – охватывают всю финансово-хозяйственную деятельность за определённый период;
    • частичная – проверяется одна или несколько сторон деятельности за конкретный учётный период.

     4. По методу проведения:

    • сплошная – проверяются все без исключения документы;
    • выборочная – например, документы т.** авансовой отчётности;
    • комбинированная.

     5. По повторяемости: 

    • первичная – документы проверяются впервые;
    • повторная – для проверки выводов первичной ревизии (например, если при первичной не было материально-ответственного лица);
    • дополнительная – появились новые обстоятельства, которые не исследовались.

     6. По составу ревизионной группы:

    • бухгалтерские;
    • комплексные.

     Документальная  ревизия рассматривается как средство управления и средство профилактики и может выявить факты правонарушений.  

     Этапы проведения ревизии

     1. Подготовительный этап.

     Издаётся  приказ ревизующей организации, определяется состав ревизионной группы и сроки проведения (максимум – 24 дня) – плановая ревизия.

     Ст. 70 УПК РСФСР определяет, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе требовать производства ревизий и документальных проверок. Выносится постановление с конкретными вопросами ревизору, которое направляется в КРУ Минфина.

     Задание ревизору должно быть конкретным, вытекать из материалов дела.

     2. Ревизионные действия.

     Ознакомительный этап. Чтобы не останавливать работу на предприятии, в касе или местах хранения ценностей снимают остатки и оформляют актом.

     3. Проведение документальной ревизии.

     Первоначально проводятся общие исследования:

  • изучение документооборота на предприятии (ознакомление с графиком документооборота, утверждённого руководителем, а также с учётной политикой предприятия);
  • знакомство с учётными регистрами;
  • знакомство с формами отчётности.

     Сомнительные  операции детально исследуют по первичной  документации.

     Ревизор имеет право:

  • требовать предъявления документов;
  • во время ревизии опечатывать места хранения ценностей и документов;
  • запрашивать справки от взаимосвязанных организаций;
  • осматривать производственные и служебные помещения, места хранения ценностей;
  • проводить контрольные операции (замеры, взвешивания, обмеры и т.д.), для чего может привлекать работников;
  • может приглашать специалистов для консультаций.

     4. Документальное оформление результатов.

     Составляется  акт документальной ревизии в  двух экземплярах в случае простой  плановой проверки, в трёх – если по требованию правоохранительных органов. Два вида актов:

  • промежуточный;
  • основной.

     Назначение  промежуточного акта – отражение  действительного состояния хозяйственных и финансовых операций на момент проведения проверки (например, акт снятия остатков, итоги конкретного взвешивания). Промежуточные акты и объяснения по ним прилагаются к основному акту, который обобщает сведения промежуточных в целом по предприятию.

     Реквизиты акта:

  1. дата и место составления;
  2. наименование объекта проверки и кто проверял;
  3. краткая характеристика объекта проверки;
  4. лицо, ответственное за объект проверки;
  5. описание ревизионных эпизодов – это факты недостач, растрат, порчи, хищений, перерасход товарно-материальных ценностей или переплата денежных средств;
  6. результат проверки, подписи проверяющих и проверяемых лиц.

     Ревизионный эпизод – в его описании необходимо раскрыть их характеристику:

  • в чём заключается сущность нарушения или злоупотребления;
  • кто допустил нарушение или злоупотребление;
  • какие обстоятельства способствовали этому;
  • меры, предпринимаемые для устранения недостатков и их предотвращения;
  • сумма ущерба, кто и в каком размере его возместил, кто привлечён к ответственности.

     Акт ревизии используется вместе с другими материалами в предварительном и судебном следствии, чтобы установить сумму ущерба, способы сокрытия недостач и хищений в документах и записях учёта, и установить круг лиц, участвующих в нарушениях.

     Акт ревизии может быть использован  для доказывания противоправных действий ревизора.

     Ревизия кассы

     Назначается ежемесячно (плановая) приказом руководителя. Комиссия – не менее трёх человек. Проводится в присутствии главного бухгалтера и кассира. Кассир несёт полную материальную ответственность за ценности, хранящиеся в кассе и правильность оформления документов.

     Кассир  должен составить отчёт о кассовых операциях и вывести остаток денежных средств на момент проверки. С него берётся расписка, что все приходные и расходные документы включены им в отчёт, неоприходованных и несписанных сумм в кассе нет. Кроме денежных средств в кассе могут храниться ценные бумаги, денежные документы и бланки документов строгой отчётности (которые имеют серийные номера).

     Полученный  остаток сверяется с остатком в отчёте кассира. Результаты проверки оформляются актом (промежуточным). Основное внимание – исследование кассовых документов.

     Расписки  в получении сумм, не оформленные  расходными кассовыми документами (расходный кассовый ордер – типовая  форма КО-2 или платёжная ведомость) к рассмотрению комиссией не принимаются. Суммы считаются недостачами, которые относятся на счёт кассира. Денежные средства, не принадлежащие организации, в кассе хранить запрещается, их наличие считается излишком, который приходуется на финансовый результат операции. акт подписывают все члены комиссии, главный бухгалтер и кассир.  

 

      Тема 6. Процесс и  стадии проведения судебно-бухгалтерской экспертизы 

     Судебно-бухгалтерская  экспертиза – это экономическое  исследование конфликтных ситуаций в хозяйственной деятельности, которые  стали объектами расследования правоохранительными органами, с целью их устранения.

     Судебно-бухгалтерская  экспертиза исследует производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий, которые допустили убытки, потери, хищения ценностей, отражённые в бухгалтерском учёте и отчётности.

     Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы – хозяйственные операции и достоверность их отражения в системе бухгалтерского учёта и отчётности.

     Проводит  экспертизу эксперт-бухгалтер, направление  его деятельности – проверка качества проведённой документальной ревизии.

     Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы – предметы и орудия труда, сам труд, отражённые в системе учёта и отчётности, имеющие отношение к уголовным и гражданским делам.

     Метод судебно-бухгалтерской экспертизы – это совокупность методических приёмов, которые применяются с помощью специальных процедур при экспертном исследовании хозяйственных операций, отражённых в бухгалтерском учёте.

     В судебно-бухгалтерской экспертизе различают процессуально-правовое и экономическое содержание, т.е. ответственность за причинённые убытки устанавливается законодательством, а их размер в денежном выражении определяется судебно-бухгалтерской экспертизой, которая либо подтверждает либо опровергает факты, отражённые в акте документальной ревизии.

     Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в случаях:

  • когда результаты проведённой ревизии противоречат материалам дела;
  • при обоснованном ходатайстве обвиняемого;
  • если ревизор не принял для отражения в учёте и снижения выявленной недостачи у материально-ответственных лиц документы;
  • если необходимость вызвана выводами другого вида экспертиз.

     Процесс судебно-бухгалтерской экспертизы и стадии проведения

     1. Организационная стадия делится на две части:

     1 часть – Подготовительная работа. Готовится постановление согласно  ст. 70 УПК РСФСР, подбирается эксперт-бухгалтер. В постановлении указывается фамилия эксперта, вопросы на экспертизу и прилагается материал для исследования (акт документальной ревизии, первичные документы, учётные регистры, итоги инвентаризации). Вопросы должны быть чётко сформулированы, без обобщений и должны вызывать необходимость исследования, т.е. не носить справочный характер (рассчитать, подсчитать). Вынесенное постановление вручается эксперту-бухгалтеру вместе с материалами. Обычно судебно-бухгалтерская экспертиза назначается по решению суда и проводится в помещении суда.

     2 часть – Организационно-методическая  подготовка экспертизы. Эксперт изучает задание, содержание и полноту материалов. В период этой части стадии постановление ещё может быть возвращено, если не хватает каких-либо документов.

     Составляется  план, разрабатывается методика проведения экспертизы.

     2. Исследовательская стадия.

     Выполнение  экспертных процедур.

     3. Обобщение и реализация результатов экспертизы.

     1 часть – Обобщение результатов.  Составляется заключение по ст. 191 УПК РСФСР (содержание заключение эксперта), которое подписывает эксперт-бухгалтер.

Информация о работе Курс лекций по "Судебная бухгалтерия"