Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:07, курс лекций
Рождение учета, его первые опыты скрыты от нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помешались в голове одного человека, и не потому, что этот человек имел хорошую память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем требовалось не слишком много. Экономические отношения развивались вместе с человеческим обществом. Чем выше прогресс, тем сильнее зависимость человека от него. Необходимость учета и контроля обуславливает актуальность и представляет интерес для изучения.
Запасы обычно
списывают до чистой стоимости реализации
постатейно. В некоторых условиях
допускается группировка
5.2. Синтетический учет производственных запасов
Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.
При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:
счет 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками»
— на стоимость поступивших
счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — на сумму начисленных процентов за кредиты и займы, использованные на закупку материалов;
счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;
186
счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
счет 23 «Вспомогательные производства» — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
счет 20 «Основное производство» — на стоимость возвратных отходов;
другие счета.
Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредиты счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.
Сельскохозяйственные организации продукцию собственного производства текущего года отражают на счете 10 «Материалы» в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное производство»). После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимости материалов корректируют до фактической себестоимости способом «красное сторно» (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).
Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе.
Если при приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их стоимость отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не отражают.
Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по твердым учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:
Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному производству);
Дебет счета 23 «Вспомогательные
производства» (материалы отпущены
вспомогательным производствам)
Дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.);
Кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.
Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.
По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам (счета 20, 23,25, 26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной цены плановой себестоимости материалов) — способом «красное сторно», т.е. отрицательными числами.
5.3. Аналитический учет материалов в бухгалтерии
Существует несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерской службе: сортовой способ, способ учета по номенклатурным номерам, оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ.
Сортовой способ. Бухгалтерия открывает на каждый вид и сорт материалов карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фиксируются операции поступления и расхода материалов в натуральном (по количеству) и денежном (по сумме) выражении. Таким образом, аналитический учет в бухгалтерии дублирует складской учет на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляются оборотные ведомости аналитического учета, открываемые по материально ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.
Способ аналитического учета по номенклатурным номерам подразумевает отказ от ведения карточек аналитического учета и осуществление группировки первичных приходных и расходных документов по номенклатурным номерам. В конце месяца определяются итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов, и на их основании составляются оборотные ведомости аналитического учета. Оборотные ведомости составляются в натуральном и стоимостном выражении отдельно по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.
Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ аналитического учета. При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) способе аналитического учета материалов в бухгалтерии ведется только в суммовом выражении. На складах материально-ответственные лица ведут количественно-сортовой учет с использованием карточек учета материалов, которые заполняются согласно данным первичных документов по движению материалов. Первичные документы поступают в бухгалтерию, и не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии сверяет данные карточек учета материалов с данными первичных документов. Факт проверки карточек подтверждается подписью бухгалтерского работника.
На первое число месяца и на день инвентаризации материально-ответственное лицо по данным карточек учета материалов подсчитывает количество поступивших и выбывших материалов и определяет остаток материалов. Данные об остатках материалов в разрезе номенклатурных номеров переносятся в Сальдовые ведомости. Сальдовые ведомости составляются по складам и по материально-ответственным лицам и показывают остатки материалов на складе без оборотов прихода и расхода. В сальдовой ведомости количественные данные об остатках материалов таксируются (количество материалов умножается на учетную цену) и выводятся суммовые итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
Первичные документы по движению материалов, поступившие в бухгалтерию, после их проверки и таксировки используют для составления суммовых оборотных ведомостей по каждому складу в отдельности. Данные оборотных ведомостей сверяют со стоимостными показателями сальдовой ведомости и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ является наименее трудоемким, так как в нем не дублируются количественные данные складского учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях.
Основным регистром аналитического учета движения материалов является Ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)».
5.4. Понятие о забалансовых счетах
С изданием приказа Минфина РФ от 13 января 2000 года № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» важность учета ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, подтверждена включением в состав бухгалтерского баланса соответствующей Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.
Начиная с отчетности за 2000 год, бухгалтер ежеквартально заполняет данную Справку, сформировав отчетность о наличии ценностей, учитываемых за балансом (либо подтверждает отсутствие объектов забалансового учета, прочеркнув строки 910-990 вышеназванной Справки).
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий наряду с синтетическими балансовыми счетами предусмотрено 11 забалансовых счетов.
Счета забалансового учета предназначены:
■ для учета средств, не принадлежащих предприятию, но находящихся в его распоряжении (счет 001 «Арендованные основные средства», счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа»), либо находящихся в предприятии на ответственном хранении (счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»), принятых в переработку, или на комиссию (счет 003 «Материалы, принятые в переработку», счет 004 «Товары, принятые на комиссию»);
■ для учета источников покрытия износа не принадлежащего предприятию жилищного фонда (счет 010 «Износ основных») и других объектов внешнего благоустройства (счет 010 «Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов»);
■ для учета
условных прав (счет 008 «Обеспечения обязательств
и платежей полученные», счет 007 «Списанная
в убыток задолженность
■ для учета условных обязательств (счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»);
■ для контроля за отдельными хозяйственными операциями (счет 006 «Бланки строгой отчетности»).
Забалансовый учет присутствует на каждом предприятии в той или иной мере. Чаще всего речь идет об организации сохранности бланков строгой отчетности - квитанций, по которым исполнители конкретных работ могут получать оплату от населения на оказываемые услуги, талонов и абонементов, дающих право на получение товарно-материальных ценностей (например, ГСМ) и различных материальных благ (право бесплатного проезда). Учреждения образования традиционно организуют учет бланков дипломов, свидетельств, удостоверений, аптеки — учет льготных рецептов, по которым отпускаются медикаменты и т.п.
Но существует достаточно много предприятии, забалансовый учет на которых по объему и значимости сопоставим с ведением баланса, так как величина забалансовых ценностей, и обороты по забалансовым счетам очень велики. Это, прежде всего, предприятия комиссионной торговли, туристические фирмы (турагенты), реализующие путевки, полученные от туроператоров, предприятия-переработчики, использующие давальческое сырье, а также организации, получающие или выдающие обеспечения обязательств и платежей (чаще всего — векселя).
В отличие от синтетических счетов, учитывающих хозяйственные процессы, происходящие с собственными средствами предприятия и их источниками методом двойной записи, учет на забалансовых счетах предполагает однократную запись - только по дебету или только по кредиту забалансового счета.
Сводные учетные регистры также упрощены и, чаще всего, представляют собой накопительные ведомости с графой «Приход», отражающей поступление, принятие на учет забалансовых ценностей, и графой «Расход», в которую заносятся данные о выбытии, списании забалансовых ценностей.
Проводки на забалансовых счетах типичны и относятся к конкретным хозяйственным операциям.
Остановимся на характеристике забалансовых счетов и наиболее распространенных проводках.
Учет арендованных основных средств
Счет 001 «Арендованные основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных предприятием на основе договора аренды. Арендованные основные средства приходуются по дебету счета 001 в оценке, указанной в договоре, на основании приемопередаточного акта, накладной либо какого-то другого документа, удостоверяющего факт передачи основных средств в аренду арендатору: