Курс лекций по "Бухгалтерский учет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:07, курс лекций

Краткое описание

Рождение учета, его первые опыты скрыты от нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помешались в голове одного человека, и не потому, что этот человек имел хорошую память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем требовалось не слишком много. Экономические отношения развивались вместе с человеческим обществом. Чем выше прогресс, тем сильнее зависимость человека от него. Необходимость учета и контроля обуславливает актуальность и представляет интерес для изучения.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по дисциплине БУ.doc

— 756.50 Кб (Скачать)

 

Обработка документа Кто исполняет Бухгалтер Бухгалтер

      Срок  исполнения До 2-го числа следующего месяца До 2-го числа следующего месяца

Передача  в архив организации Кто исполняет Главный бухгалтер Главный бухгалтер

      Срок  исполнения По окончании следующего месяца До 30-го числа месяца

В условиях рыночной экономики большое значение имеет охрана экономической информации, содержащейся в документах, от конкурентов. Для ее защиты необходимо разработать  и соблюдать схему движения охраняемой информации, использовать программу дезинформации конкурентов, заботиться о материальной заинтересованности сотрудников, чтобы уберечь их от искушения похищать и продавать секреты предприятия. Руководство должно проводить политику взысканий и поощрений, направленную на профилактику возможных нарушений.

Руководители  предприятия должны предусмотреть  в контрактах, соглашениях и договорах  четко выраженные письменные обязательства  сотрудников о неразглашении  коммерческой тайны, продумать организацию  движения информационных потоков в  документообороте, определить степень их секретности, предусмотреть вопросы защиты  конфиденциальных данных в документах.

В настоящее  время законодательство РФ предусматривает  ответственность главного бухгалтера за разглашение коммерческой информации предприятия.

Переход на компьютерную форму организации  бухгалтерского учета выдвигает  задачи защиты информации от чужого вторжения. К средствам защиты относят идентификацию  субъектов и объектов, разграничение  доступа к информации на компьютере, регистрацию действий.

В процедуре  идентификации используются ключи, пароли, средства анализа индивидуальных характеристик (голос, отпечатки пальцев  и др.). Только идентифицировав себя, сотрудник получает доступ к вычислительной системе, где необходимо предусмотреть  три уровня защиты: аппаратуры, программного обеспечения и данных.

Основные  направления совершенствования  документооборота. Документация предприятий  и их обработка составляют около 50% объема учетных работ, поэтому  снижение затрат по составлению и  обработке документов является резервом сокращения времени по ведению бухгалтерского учета.

На практике различают три направления совершенствования  документооборота:

• Использование документов с заранее заполненными постоянными реквизитами (фирменные бланки) и широкое применение компьютерных программ с разовым вводом исходных данных и многократным получением выходной информации.

•  Сокращение количества выписываемых и обрабатываемых документов в результате применения накопительных и многострочных документов, удобного расположения реквизитов, широкого применения унификации и стандартизации документов.

Унификация  документов представляет собой установление единой формы первичных документов для отражения в них однородных хозяйственных операций. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 35 «О первичных учетных документах» на Госкомитет РФ по статистике1 возложены функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной документации и их электронных версий. Федеральным органам исполнительной власти с Госкомстатом РФ предоставлено право разрабатывать и внедрять специализированные формы первичных учетных документов на предприятиях. Унификация сокращает работу по ведению учета и упрощает работу с документами.

Совершенствованию документации способствует и стандартизация, под которой понимается установление одинаковых форм и размеров документов одного названия. Стандартизация облегчает хранение документов в архиве, способствует его быстрому усвоению, позволяет рационально использовать бумагу.

•Третье направление совершенствования документооборота — рационализация его путем сокращения количества лиц, участвующих в составлении документа, ликвидации бесполезной документации, применения прогрессивных форм. 

     4. Основное содержание и порядок учета основных средств

    4.1. Понятие ОС, их классификация

     Основные  средства (ОС) - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течении периода превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.

     Срок  полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемой для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

     1. Основные средства классифицируются  по видам:

  • здания;
  • сооружения;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника;
  • транспортные средства;
  • инструмент;
  • производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • рабочий, продуктивный и племенной скот;
  • многолетние насаждения;
  • прочие основные средства.

     К основным средствам относятся также:

  • капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);
  • капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

     В составе основных средств учитываются  находящиеся в собственности  организации:

  • земельные участки;
  • объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

     2. В зависимости от объема имеющихся прав на объекты основные средства классифицируются на (п. 18 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33 н, далее — Методические указания):

  • объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
  • объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
  • объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

     3. В зависимости от режима использования  основные средства подразделяются  на (п. 17 Методических указаний):

  • основные средства, находящиеся в эксплуатации;
  • основные средства, находящиеся в запасе (резерве);
  • основные средства, находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
  • основные средства, находящиеся на консервации.

     Основные  средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

     4.2. Способы начисления амортизации ОС

     В соответствии с п. 3 ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

     Годовая сумма амортизационных отчислений определяется в соответствии с п. 3.19 ПБУ 6/01.

     При линейном способе — исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

     Организация приобрела объект основных средств  стоимостью 210 000 руб. Срок полезного  использования объекта, установленный  организацией составляет 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений - 20 процентов (100 % : 5).

     Годовая сумма амортизационных отчислений может быть определена по следующей  формуле:

     А= (S*N)/100%,

     где  А - годовая сумма амортизационных отчислений;

         S - первоначальная стоимость объекта основных средств;

         N - годовая норма амортизационных  отчислений.

     Для нашего примера годовая сумма  амортизационных отчислений составит 24 тыс. руб.:

     А = (210 000 руб. * 20%) / 100% = 42 000 руб.

     Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составит 3,5 тыс. руб. (42 000 руб. : 12 мес.).

     При способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Организация приобрела объект основных средств  стоимостью 210 000 руб. со сроком полезного  использования 5 лет. Норма амортизации, исчисления исходя из срока полезного использования, составляет 20 процентов (100% : 5 лет)

     При способе начисления амортизации  методом уменьшающегося остатка  с удвоенной нормой списания (коэффициент  ускорения принят равным 2) годовая  норма амортизации составит 40 процентов (20% * 2).

     Эта фиксированная норма в 40 процентов относится к остаточной стоимости объекта основных средств в конце каждого года, кроме последнего года эксплуатации.

     В первый год эксплуатации годовая  сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости, сформированной при оприходовании объекта. Во второй год эксплуатации амортизация начисляется в размере 40 процентов от остаточной стоимости, т.е. разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год. В третий год эксплуатации - в размере 40 процентов от разницы между остаточной стоимостью объекта, образовавшейся по окончании второго года эксплуатации, и суммой амортизации, начисленной за второй год эксплуатации и т.д.

     В последний год эксплуатации (срока  полезного использования) годовая сумма амортизационных отчислений исчисляется вычитанием из остаточной стоимости объекта основных средств на начало последнего года ликвидационной стоимости.

     Таблица 1 - Расчет сумм амортизационных отчислений за год

Год эксплуатации основного средства Годовая сумма  амортизационных отчислений, руб. Сумма накопленной  амортизации, руб. Остаточная  стоимость основного средства, руб.
     Первый 210 000*40% =84 000      84 000      126 000
     Второй 126 000*40% = 50 400      134 400      75 600
     Третий 75 600*40% = 30 240      164 640      45 360
     Четвертый 45 360*40% = 18 144      182 784      27 216
     Пятый 27 216      210 000      -

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерский учет"