а) непосредственный доступ к
активам экономического субъекта;
б) разрешение на осуществление
операций с активами;
в) непосредственное осуществление
хозяйственных операций;
г) отражение хозяйственных операций
в бухгалтерском учете.
Надлежащее функционирование системы
внутреннего контроля зависит
также от сотрудников, которым
поручена соответствующая деятельность.
Система отбора, найма, продвижения
по службе, обучения и подготовки
кадров должна обеспечивать высокую квалификацию
и честность соответствующего персонала.
Аудитор обязан принимать во
внимание, что система внутреннего
контроля может не с абсолютной
уверенностью, а лишь с определенной
степенью вероятности подтвердить,
что цели, ради которых она была создана,
достигнуты. Причиной этого являются следующие
неизбежные ограничения системы внутреннего
контроля:
а) естественное требование руководством
экономического субъекта того, чтобы
затраты на осуществление контрольных
мероприятий были меньше тех экономических
выгод, которые дает применение таких
мероприятий;
б) тот факт, что большинство
средств контроля имеет своей
целью выявление нежелательных
хозяйственных операций, а не
тех, которые являются необычными;
в) свойство человека делать
ошибки по небрежности, из-за
рассеянности, неверных суждений или недопонимания
инструктивных материалов;
г) умышленное нарушение системы
контроля в результате сговора
сотрудников экономического субъекта
как с другими сотрудниками данного экономического
субъекта, так и с третьими лицами;
д) нарушение системы контроля
вследствие злоупотреблений со
стороны представителей руководства,
ответственных за функционирование данных
аспектов контроля;
е) распространенная практика
существенного изменения условий
ведения хозяйственной деятельности
или правил учета, в результате чего принятые
контрольные процедуры могут перестать
выполнять свои функции.
Аудитор должен убедиться в
том, что средства контроля
проверяемого экономического субъекта
достигают следующих целей:
а) хозяйственные операции выполняются
с одобрения руководства как
в целом, так и в конкретных
случаях;
б) все операции фиксируются
в бухгалтерском учете в правильных
суммах, на надлежащих счетах
бухгалтерского учета, в правильном
периоде времени, в соответствии
с принятой в экономическом субъекте учетной
политикой и обеспечивают возможность
подготовки достоверной бухгалтерской
отчетности;
в) доступ к активам возможен
только с разрешения соответствующего
руководства;
г) соответствие зафиксированных
в бухгалтерском учете и фактически
имеющихся в наличии активов определяется
руководством с установленной периодичностью,
и в случае расхождений руководством предпринимаются
надлежащие действия.
Аудитору следует убедиться в
применении на проверяемом им
экономическом субъекте таких процедур
внутреннего контроля, как:
а) арифметическая проверка правильности
бухгалтерских записей;
б) проведение сверок расчетов;
в) проверка правильности осуществления
документооборота и наличия разрешительных
записей руководящего персонала;
г) проведение в соответствии
с установленным порядком периодических
плановых и внезапных инвентаризаций
кассовой наличности, бланков строгой
отчетности, ценных бумаг и товарно - материальных
ценностей на предмет выяснения соответствия
данных бухгалтерского учета фактическому
наличию;
д) использование для целей
контроля информации из источников,
расположенных вне данного экономического
субъекта;
е) осуществление мер, направленных
на физическое ограничение доступа
несанкционированных лиц к активам предприятия,
к системе ведения документации и записей
по бухгалтерским счетам;
ж) исследование динамики хозяйственных
показателей, сравнение плановых
и сметных хозяйственных показателей
с фактически имевшими место и выяснение
причин существенных расхождений.
Порядок оценки системы внутреннего
контроля в ходе аудита
Аудитор обязан оценивать систему
внутреннего контроля экономического
субъекта не менее чем в
следующие три этапа:
а) общее знакомство с системой
внутреннего контроля;
б) первичная оценка надежности
системы внутреннего контроля;
в) подтверждение достоверности
оценки системы внутреннего контроля.
Аудиторские организации могут
принять решение о применении
в своей деятельности большего количества
этапов оценки системы внутреннего контроля,
чем три вышеупомянутые, проводить оценку
более детально и тщательно, чем предписывается
в данном разделе.
Аудиторской организации в начале
работы следует получить общее
представление о специфике и масштабе
деятельности экономического субъекта
и системе его бухгалтерского учета. По
итогам первоначального знакомства аудиторская
организация должна принять решение о
том, может ли она в своей работе вообще
полагаться на систему внутреннего контроля
экономического субъекта, подлежащего
проверке.
В случае, если аудиторская организация
примет решение о том, что
она не может полагаться в своей
работе на систему внутреннего контроля
экономического субъекта, она должна планировать
аудит таким образом, чтобы аудиторское
мнение не основывалось на доверии к этой
системе. Это может быть сделано, когда
надежность системы внутреннего контроля
оценивается аудитором как "низкая"
или когда аудитору более удобно или экономически
оправдано не полагаться на эту систему.
В том случае, если по итогам
общего знакомства с системой
внутреннего контроля экономического
субъекта аудиторская организация примет
решение о том, что она может сделать попытку
полагаться в своей работе на систему
внутреннего контроля, ей следует осуществить
первичную оценку надежности системы
внутреннего контроля.
Процедура первичной оценки надежности
системы внутреннего контроля
осуществляется на основе методики и приемов,
которые аудиторские организации разрабатывают
самостоятельно с учетом требований правила
аудиторской деятельности.
В ходе процедуры первичной
оценки надежности системы внутреннего
контроля аудитор обязан принимать во
внимание, что:
а) следует проверять на предмет
надежности средств контроля
бухгалтерскую и хозяйственную документацию
экономического субъекта всего отчетного
периода, а не только избранных периодов
времени;
б) при проверке необходимо
уделить большее внимание тем
периодам, деятельность в которых имела
особенности или различия по сравнению
с деятельностью, типичной для всего периода
в целом;
в) оценка надежности всей системы
внутреннего контроля и (или)
отдельных средств контроля как
"низкой" не исключает возможности
оценки надежности других отдельных
средств контроля как "средней" или
"высокой".
По итогам процедуры первичной
оценки надежности аудиторская
организация может оценить надежность
всей системы внутреннего контроля и (или)
отдельных средств контроля как "среднюю"
или как "высокую". В этом случае аудиторская
организация должна планировать аудиторские
процедуры исходя из этого предположения,
но не должна доверять данной системе
абсолютно.
В том случае, если по итогам
процедуры первичной оценки аудиторская
организация оценит надежность системы
внутреннего контроля в целом и (или) отдельных
средств контроля как "низкую", она
обязана констатировать это и в дальнейшем
планировать аудиторские процедуры соответствующим
образом.
Аудиторская организация, принявшая
по итогам процедуры первичной
оценки решение о доверии системе
внутреннего контроля и (или)
отдельным средствам контроля, обязана
в ходе аудиторской проверки
осуществлять процедуры подтверждения
достоверности этой системы.
Процедуры подтверждения достоверности
системы внутреннего контроля
и (или) отдельных средств контроля
осуществляются на основе методики
и приемов, которые разрабатываются аудиторской
организацией самостоятельно с учетом
требований правила аудиторской деятельности.
В том случае, если аудиторская
организация в ходе процедур
подтверждения надежности придет
к выводу о том, что оценка
надежности системы внутреннего
контроля в целом и (или)
каких-либо отдельных средств
внутреннего контроля окажется ниже
той, которая была получена в ходе первичной
оценки, она обязана соответствующим образом
скорректировать порядок осуществления
других аудиторских процедур, чтобы в
целом повысить достоверность своих выводов
по результатам проведения аудита.
Аудиторские процедуры, проводимые
для проверки работоспособности
и надежности системы внутреннего контроля
и отдельных средств контроля, называются
тестами средств контроля.
Все этапы оценки системы внутреннего
контроля должны надлежащим образом
документироваться с указанием аргументов,
которыми руководствовалась аудиторская
организация, давая соответствующую оценку
надежности всей системе или отдельным
средствам контроля или принимая решение,
оказывающее влияние на планирование
аудиторских процедур.
При аудите экономических субъектов,
относящихся к субъектам малого
предпринимательства, аудиторские организации
также обязаны изучать и давать оценку
системе внутреннего контроля, однако
при этом следует учитывать специфические
особенности таких субъектов.
В субъектах малого предпринимательства
доверие аудитора к эффективности
системы внутреннего контроля
обычно должно быть ниже, чем
для средних и крупных экономических
субъектов, и по этой причине мнение аудитора
о достоверности бухгалтерской отчетности
должно в большей мере определяться аудиторскими
процедурами по существу. Аудиторская
организация самостоятельно принимает
решение о том, применять или не применять
при аудите данного экономического субъекта
методики аудита, характерные для субъектов
малого предпринимательства, но обязана
отразить свой выбор и соответствующую
аргументацию в своей рабочей документации.
Для целей оценки системы внутреннего
контроля и при планировании
соответствующих аудиторских процедур
аудиторским организациям следует выбирать
методику аудита, руководствуясь в первую
очередь соображениями возможности разделения
ответственности и полномочий сотрудников,
а не только критериями отнесения организации
к субъектам малого предпринимательства,
основанными на виде деятельности, структуре
уставного капитала и средней численности
работников, предусмотренными другими
нормативными актами Российской Федерации.
Документирование изучения и
оценки системы внутреннего контроля
должно соответствовать масштабу
проверяемого экономического субъекта
и для субъектов малого предпринимательства
может проводиться в упрощенном
виде по сравнению с документированием
крупных и средних экономических субъектов.
Отметим основные положения, выявленные
в ходе работы.
Аудиторские организации самостоятельно
разрабатывают методики и порядок
изучения и оценки системы
внутреннего контроля, а также
планируют процедуры аудиторской проверки
в зависимости от результатов такого изучения
и оценки. Снижение объема и детальности
отдельных аудиторских процедур, произведенное
в результате изучения особенности средств
контроля экономического субъекта, должно
быть во всех таких случаях надлежащим
образом аргументировано.
Серьезные недостатки системы
внутреннего контроля, отмеченные
в ходе аудиторской проверки, а также
рекомендации по их устранению следует
отражать в письменной информации (отчете)
аудитора руководству проверяемого экономического
субъекта.