Контроль хозяйственных операций по учету реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии отгрузки и реализации готовой продукции, на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования .
Задачами курсовой являются:
- изучение положений и правил, регулирующих порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучение нормативно-правовой, методической и другой специальной литературы, относящейся непосредственно к выбранной теме;
- рассмотрение реализации готовой продукции, как объекта финансово-хозяйственного контроля;
- изучение организации и методики проверки операций по отгрузке и реализации готовой продукции;
- получению практических навыков по методике оформления результатов проверки учета отгрузки и реализации готовой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность понятия реализации продукции…...………….5
1.2. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету отгруженной и реализованной продукции……………………………....7
2. КОНТРОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ РЕЛИЗОВАННОЙ И ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ……………………...10
2.1. Задачи контроля хозяйственных операций по учету реализованной и отгруженной продукции ...……………………………………………………...10
2.2. Источники информации по проведению проверки...……………………..11
2.3. Разработка плана и программы плана проверки операций по учету реализованной продукции……………………………………...……………….12
2.4.Организация внутреннего контроля по учету реализованной продукции.15
3.АУДИТ УЧЕТА РЕАЛИЗОВАННОЙ И ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.19
3.1. Методика проведения аудита по учету реализованной продукции…......19
3.2. Документальное оформление проведения проверки……..….…………...23
3.3. Хозяйственная ситуация, связанная с учетом отгруженной и реализованной продукцией……………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …….……………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Контроль хозяйственных операций по учету реализованной продукции.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

а) по свободным  отпускным ценам и тарифам, увеличенным  на сумму НДС;

б) по государственным  регулируемым оптовым ценам и  тарифам увеличенным на сумму  НДС;

в) по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим НДС (продажа товаров населению и оказанию ему услуг);

  • правильность установления отпускной цены с учетом расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключенным договором поставки.

       Различают следующие виды франко-мест, до которых  все расходы по отгрузке продукции  несет поставщик:

  1. Франко-склад поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное требование-поручение (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодорожный тариф);
  2. Франко-станция отправления – поставщик включает в платежное требование железнодорожный тариф и стоимость погрузки продукции в вагоны;
  3. Франко-вагон станция назначения -  поставщик включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа;
  4. Франко-станция назначения – все расходы по отгрузке, включая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;
  5. Франко-склад покупателя – кроме указанных расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и др.;
  • своевременность предъявления в банк платежного требования-поручения за отгруженную продукцию;
  • правильность оформления документов по отпуску продукции, если продукция отпускается непосредственно со склада поставщика;
  • правильность организации складского учета готовой продукции;
  • правильность ведения аналитического и синтетического учета отгрузки и реализации продукции (работ, услуг). Порядок учета выручки от реализации продукции (работ, услуг) зависит от выбранного предприятием метода учета реализации продукции (этот метод должен быть отражен в приказе по учетной политике предприятия);
  • соответствие записей синтетического и аналитического учета по счету 90 «Реализация» в журнале-ордере №11 записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).

       Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Поэтому аудитор с целью установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых хозяйственных операций использует различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

       Среди них следует выделить: проверку документов (формальную проверку и проверку по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

       Проверка  документов означает, что документ изучается в первую очередь с  формальной стороны, чтобы установить: составлен ли он по утвержденной форме, имеет ли все необходимые подписи должностных лиц, заполнены ли другие обязательные реквизиты (наименование документа, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители операции в натуральном и денежном выражении), нет ли в нем подчисток и неоговоренных исправлений, имеются ли надлежаще оформленные приложения, на которые дана ссылка в документе, и др.

       При проверке достоверности отражения  сумм от реализации продукции, товаров выборочно сверяются ряд записей в регистрах учета реализации с данными первичных документов (товара - транспортных накладных и т.д.), а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной продукции, для подтверждения того, что товары были действительно доставлены, и право собственности на них перешло от продавца к покупателю. В дополнение к этому необходимо также проверить условия поставки для точного определения момента перехода права собственности.

       Проверка  полноты учета реализации должна быть осуществлена путем выборочной сверки данных товарно-транспортных накладных отдела продаж со счетами - фактурами и данными бухгалтерского учета. При проведении этой проверки аудитор должен убедиться, что все товарно-транспортные накладные собраны и надлежащим образом хранятся в отделе продаж. Это делается путем анализа порядковой нумерации этих документов.

       Подлинность документов устанавливается путем  проверки реальности имеющихся в  них подписей должностных лиц  и соответствия составления документов датам отражения в них операций.

       При чтении документов, после установления их подлинности, проверяют документы по существу, то есть с точки зрения достоверности, законности и экономической целесообразности отраженных в них хозяйственных операций.

       Арифметическая (счетная) проверка сводится к проверке правильности подсчетов в документах приведенных наценок (скидок, накидок), выделения сумм налогов и т.д.

       Арифметическая (счетная) проверка дополняется аналитической  проверкой регистров бухгалтерского учета, балансов и отчетности. Изучаются соответствие показателей отчетности данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бухгалтерской отчетности и баланса, в учетных регистрах и первичных документах.

        При проверке своевременности  учета продажи сопоставляются даты, указанные в товарно-транспортных накладных, с датами соответствующих счетов - фактур, датами записей по счетам учета реализации и дебиторской задолженности. Значительные расхождения в датах свидетельствуют о потенциальных проблемах своевременности учета реализации. Сопоставление документов заключается в том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяется путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же или различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Оно может производиться по документам, находящимся в бухгалтерии организации или организаций, с которыми проверяемый экономический субъект вступил в хозяйственную связь.

       Встречной проверкой документальных данных или  сопоставлением документов вскрываются  случаи хищения, которые скрываются путем исправления данных в отдельных документах, составления новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций или не отражения их в бухгалтерском учете. Необходимо в указанных случаях применять сопоставление плановых и учетных, учетных и нормативных, внутренних и внешних, разовых и накопительных, первичных и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения объекта контроля.

     В конце аудита необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы, чтобы проверить качество исполнения той части процедур, которая выполнялась ассистентами, а также удостовериться, что аудит соответствует установленным стандартам.

        После проведения всех необходимых процедур аудитор оценивает полноту и качество исполнения всех пунктов программы аудиторской проверки. Важной частью этого этапа проверки является оценка фактической величины уровня существенности. В случае обнаружения ошибок и нарушений учета отгрузки и реализации готовой продукции, аудитор определяет их общую сумму, чтобы понять, является ли эта сумма существенной.

3.2 Документальное оформление проведения проверки.

       Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     Цель  письменной информации — довести  до руководства проверяемого субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и систему внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета отгрузки и реализации готовой продукции и внутреннего контроля экономического субъекта.

     В письменной информации аудитора должно быть указано все, что связано с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта, ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности, то есть любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которая была сочтена целесообразной.

     В ходе аудита все действия аудиторов  направлены на достижение главной цели аудиторской проверки – формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

     Аудиторское заключение – это документ с юридическим  статусом для всех юридических и  физических лиц, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов Заключение аудиторской организации (аудитора) по результатам проверки, проведенной по решению органов дознания, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РБ.

     Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели в нем выражены в валюте Республики Беларусь (бел. руб.).

     Исправления не допускаются.

     Аудиторская организация обязана представить аудиторское заключение эконмическому субъекту в согласованном количестве экземпляров и в обусловленные сторонами сроки.

     Аудиторское заключение состоит из двух частей – аналитической и вводной [10, ст .16]

     Аналитическая часть представляет собой отчет  аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при  совершении финансово-хозяйственных операций.

     Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     К аудиторскому заключению должна быть приложена установленная законодательством бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводился аудит.

     Каждая  страница аудиторского заключения подписывается  аудитором, проводившим проверку, и  заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.[10,ст.16]

     В ходе аудиторской проверки учета отгрузки и реализации готовой продукции могут быть выявлены существенные нарушения в установленном порядке ведения бухгалтерского. Они находят отражение в аудиторском заключении.

     Аудиторское заключение может быть: безусловно, положительное, условно-положительное, отрицательное или отказ от предоставления заключения о финансовой отчетности предприятия. Безусловно, положительное  заключение составляется, если выполнены такие условия:

- аудитор  получил необходимую информацию  и объяснения, и они являются  реальным отображением состояния  дел на предприятии;

- данные  достоверны по всем существенным  вопросам;

- финансовая  отчетность отвечает принятой  на предприятии системе бухгалтерского учета, которая, в свою очередь, отвечает требованиям действующего законодательства Республики Беларусь;

- финансовая  отчетность составлена на основании  правильных учетных данных и  лишена существенных отклонений  от нормативных положений;

- финансовая  отчетность составлена согласно  Закону Республики Беларусь "О  бухгалтерском учете " и Положений  бухгалтерского учета. 

Информация о работе Контроль хозяйственных операций по учету реализации продукции