Контроль хозяйственных операций по учету реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты аудита и ревизии отгрузки и реализации готовой продукции, на основе практического материала рассмотреть ведение финансово-хозяйственного контроля деятельности субъекта хозяйствования .
Задачами курсовой являются:
- изучение положений и правил, регулирующих порядок, организацию и методику проведения финансово-хозяйственного контроля в Республике Беларусь;
- изучение нормативно-правовой, методической и другой специальной литературы, относящейся непосредственно к выбранной теме;
- рассмотрение реализации готовой продукции, как объекта финансово-хозяйственного контроля;
- изучение организации и методики проверки операций по отгрузке и реализации готовой продукции;
- получению практических навыков по методике оформления результатов проверки учета отгрузки и реализации готовой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность понятия реализации продукции…...………….5
1.2. Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету отгруженной и реализованной продукции……………………………....7
2. КОНТРОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ РЕЛИЗОВАННОЙ И ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ……………………...10
2.1. Задачи контроля хозяйственных операций по учету реализованной и отгруженной продукции ...……………………………………………………...10
2.2. Источники информации по проведению проверки...……………………..11
2.3. Разработка плана и программы плана проверки операций по учету реализованной продукции……………………………………...……………….12
2.4.Организация внутреннего контроля по учету реализованной продукции.15
3.АУДИТ УЧЕТА РЕАЛИЗОВАННОЙ И ОТГРУЖЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.19
3.1. Методика проведения аудита по учету реализованной продукции…......19
3.2. Документальное оформление проведения проверки……..….…………...23
3.3. Хозяйственная ситуация, связанная с учетом отгруженной и реализованной продукцией……………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …….……………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Контроль хозяйственных операций по учету реализованной продукции.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

       Непосредственное  методологическое руководство осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает и утверждает:

       - национальные стандарты по бухгалтерскому  учету и отчетности;

       - положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентируемых национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;

       - типовые унифицированные формы  первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции  по заполнению;

       - другие нормативные документы,  обеспечивающие единые методологические  основы бухгалтерского учета  и отчетности [2, с.10]

       В настоящее время система нормативного регулирования поверки учета  отгрузки и реализации готовой продукции  включает в себя документы четырех  уровней:

       - Закон Республики Беларусь «О  бухгалтерском учете и отчетности». 18.10.94.(Ведомости Верховного Совета  РБ.№34.с.22-38); Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». 08.11.94.(Ведомости Верховного Совета РБ.№35.с.22); Закон РБ "О предприятиях в Республике Беларусь" (НЭГ, 1993г, №13-14)

       - Инструкция о порядке организации  и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства информации Республики Беларусь;

       - Методические указания по ведению  учета, подробно раскрывающие  конкретные способы и правила  ведения бухгалтерского учета,  План счетов бухгалтерского учета  финансово - хозяйственной деятельности организации;

       - Рабочие документы конкретной  организации (учетная политика, рабочий  план счетов и т. п.)

       Учетная политика должна содержать:

       - указание на то, что организация  пользуется типовыми формами первичных учетных документов или описание первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы;

       - схему документооборота;

       - описание форм внутренней бухгалтерской отчетности и т.д.

       При формировании учетной политики организация  выбирает один из нескольких способов ведения и организации бухгалтерского учета допускаемых законодательством и нормативными актами. При формировании учетной политики организациям предоставлено право выбора: отражать готовую продукцию в бухгалтерском учете и балансе по производственной (фактической, плановой, нормативной) себестоимости или по прямым статьям расходов; использовать или не использовать для учета оприходования готовых изделий, выполненных работ и оказанных услуг активно-пассивный счет 43 «Готовая продукция»; признавать выручку от реализации готовой продукции «по отгрузке» или «по оплате».

       Первичные данные об отгрузке и реализации готовой  продукции являются основой для  отражения информации и совершенных  хозяйственных операциях в регистрах  бухгалтерского учета.

       Документальное оформление хозяйственных операций по отгрузке и реализации готовой продукции позволяет бухгалтерской службе вести предварительный, текущий и последующий контроль за деятельностью материально-отвественных лиц, движением имущества и состоянием расчетно-платежной дисциплины [2, с.38]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 КОНТРОЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ РЕЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ.

     2.1 Задачи контроля хозяйственных  операций по учету реализованной  продукции.

     Значение учета отгрузки и реализации готовой продукции определяется тем, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения. Основной задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Именно поэтому в организациях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, так как это влияет на финансовые показатели деятельности организации.

     Цель  аудиторской проверки реализации готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, т.е. выручки от реализации, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи. При этом в процессе аудита выпуска и реализации продукции (работ, услуг) решается комплекс взаимосвязанных задач:

     1) анализируется учетная политика  предприятия в части, регулирующей  порядок организации учета выпуска  и реализации продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

     2) контролируется договорная дисциплина  в соответствии с законодательством;

     3) проверяется правильность документального  оформления операций по выпуску  и реализации продукции;

     4) изучается порядок учета и списания затрат на производство и реализацию продукции;

     5) оценивается полнота, своевременность  и достоверность оприходования  готовой продукции на склад,  отпуска и реализации ее покупателям;

     6) анализируется правильность и  законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;

     7) контролируется соблюдение налогового  законодательства в части налогообложения  операций по реализации продукции.

     Операции  по реализации готовой продукции  являются объектом налогообложения и соответственно основным участком контроля, осуществляемым налоговыми органами (плановый контроль) и аудиторскими фирмами (инициативный контроль). Проверка организации бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции относится к одному из видов аудиторских услуг, оказываемых аудиторской фирмой по специальным заданиям, согласно установленному договору с экономическим субъектом, или включаются в общий комплексный аудит.

2.2 Источники  информации по проведению проверки.

       Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.

       Первичные документы включают:

       1. Приказ об учетной политике  организации; 

       2. Договоры на реализацию продукции; 

       3.Приказ-накладная  (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);

       4. Счет-фактура;

       5. Товарно-транспортная накладная;

       6. Счета-фактуры для целей налогообложения;

       7. Карточки складского учета;

       8. Приемо-сдаточная накладная по  сдаче на склад готовой продукции;

       9. Акт сдачи на склад готовой  продукции;

       10. Инвентарные описи;

       11. Накладные на реализацию готовой  продукции, коносаменты.

       Регистры  синтетического и аналитического учета включают:

       1. Главную книгу;

       2. Журнал-ордер №11;

       3. Ведомость выпуска готовой продукции;

       4. Ведомость отгрузки и реализации  готовой продукции;

       5. Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.

       Отчетность  включает:

       1. Форму №1 (бухгалтерский баланс)

       Бухгалтерская отчетность, в которой отражается раздел (Участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя в частности, строки баланса:

       Стр. 230 «Готовая продукция и товары»;

       Стр. 240 «Товары отгруженные, выполненные  работы, оказанные услуги»;

       Стр.214 «Прочие запасы и затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других строках подраздела «запасы» раздела II бухгалтерского баланса;

       Стр. 251«Дебиторская задолженность. Расчеты  с покупателями и заказчиками».

       2. Форму №2 (Отчет о прибылях и убытках)

       Ответственность за своевременное и доброкачественное  создание документов по отгрузке и  реализации готовой продукции, передачу их в установленные сроки для  отражения в бухгалтерском учете, достоверность сведений, содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие этот документ [2, с.40].

2.3 Разработка  плана и программы плана проверки операций по учету реализованной продукции.

     Аудиторская проверка операций по учету реализованной  продукции, как и каждая аудиторская проверка, состоит из четырех этапов: подготовки аудиторской проверки, ее планирование, сбор и анализ необходимой информации, составления заключения.

     Аудиторские проверки проводятся на договорной основе сотрудниками аудиторских фирм либо отдельными аудиторами – предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия такой деятельностью.(Приложение) Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

     На этапе предварительного планирования аудитор оценивает возможность проведения аудита. Начиная разработку общего плана и программы, аудитор должен основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте. Также в процессе подготовки плана и программы аудитор оценивает систему внутреннего контроля, бухгалтерского учета, проводит оценку аудиторского риска и устанавливает приемлемый уровень существенности.

     Аудитор начинает планировать аудит учет отгрузки и реализации готовой продукции до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

     Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита учета готовой продукции с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерском учете готовой продукции организации.

     Планирование аудита состоит из следующих основных этапов:

     - предварительное планирование аудита;

     - подготовка и составление общего плана аудита;

     - подготовка и составление программы аудита.

     Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур.

     Аудитор должен планировать свою работу таким  образом, чтобы она была выполнена  эффективно, качественно, на высоком  профессиональном уровне и в срок, предусмотренный договором.

     На  этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования и иметь информацию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность, отражающих экономическую ситуацию в республике в целом и ее отраслевые особенности, а также о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования, связанных с его индивидуальными способностями.

     Кроме того, необходимо ознакомиться:

  • с организационной структурой предприятия
  • видами производственной деятельности
  • структурой капитала
  • технологическими особенностями производства
  • уровнем рентабельности
  • основными покупателями и поставщиками
  • порядком распределения прибыли
  • наличием организованной системы внутреннего контроля
  • принципами организации системы оплаты труда персонала.

Информация о работе Контроль хозяйственных операций по учету реализации продукции