Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:23, курсовая работа
решен ряд задач:
- проведен анализ общего состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- выявлены основные направления деятельности предприятия;
- собраны сведения об ассортименте выпускаемой продукции;
- изучена организационная структура предприятия;
- проведен финансовый анализ полученного материала и формулировка соответствующих выводов;
- обобщены и обработаны собранные материалы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 5
1.1. Методика и виды анализа 5
1.2. Информационная база экономического анализа 8
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
2.1. Краткая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ экономических результатов деятельности предприятия 17
2.2.1. Анализ баланса 17
2.3. Анализ имущественного состояния предприятия 20
2.4. Анализ производства и реализации продукции 23
2.4.1. Анализ качества продукции 23
2.5. Анализ себестоимости продукции 27
2.5.1. Анализ динамики и структуры 27
2.5.2. Факторный анализ затрат на рубль продукции 28
2.5.3. Факторный анализ прибыли от реализации 30
2.6. Анализ показателей рентабельности 33
2.6.1. Анализ рентабельности продаж 33
2.6.2. Факторный анализ рентабельности основных средств и вложений 35
2.6.3. Анализ структуры собственного капитала 36
2.7. Анализ трудовых ресурсов 37
2.8. Анализ финансовой устойчивости 38
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 42
3.1 Резервы повышения деятельности предприятия 42
3.2. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Это отклонение вызвано влиянием следующих факторов:
1. Изменение уровня
фактически действовавших
СФ– С1пл. = 0,711 – 0,775 = - 0,064 или - 64 копейки на 1 руб.
2. Изменение фактической
себестоимости единицы
С1ф– С1пл. = 0,775 – 0,769 = 0,006 или 0,6 копеек на 1 руб.
3. Влияние ассортиментных
Изменение фактического
объёма и состава продукции
по сравнению с
С1пл. - Спл = 0,769 – 0,717 = 0,052 или – 5,2 копеек на 1 руб.
Полученные результаты сведём в табл.11
Таблица 11
Обобщение результатов факторного анализа затрат на 1 руб. товарной продукции
Наименование факторов |
Влияние |
1. Изменение уровня отпускных цен |
- 0,064 |
2. Изменение фактической |
0,006 |
3. Ассортиментные сдвиги в |
0,052 |
ИТОГО по всем факторам |
-0,006 |
По результатам анализа
можно сделать следующие
Анализ динамики прибыли предприятия приведем в таблице 12.
По данным таблицы 12 можно говорить о том, что предприятие за 2008-2010 гг. работало прибыльно - прибыль от продажи товаров увеличилась на 3193 тыс. руб. или на 127,67%.
Таблица 12
Анализ прибыли предприятия ООО «Солло» за 2008-2010гг., тыс. руб.
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение |
Темп роста, % | ||
2009/ 2008 |
2010/ 2008 |
2009/ 2008 |
2010/ 2008 | ||||
Выручка от продажи товаров (работ, услуг) |
9723 |
16516 |
25182 |
6793 |
15459 |
169,87 |
258,99 |
Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) |
7222 |
13378 |
17916 |
6156 |
10694 |
185,24 |
248,08 |
Валовая прибыль |
2501 |
3138 |
7266 |
637 |
4765 |
125,50 |
290,52 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2501 |
3138 |
5694 |
637 |
3193 |
125,47 |
227,67 |
- проценты к получению |
23 |
26 |
134 |
3 |
111 |
113,04 |
582,61 |
- проценты к уплате |
107 |
204 |
1176 |
97 |
1069 |
190,65 |
1099,07 |
Прочие доходы |
199 |
203 |
12 |
4 |
-187 |
109,14 |
6,45 |
Прочие расходы |
- |
191 |
- |
191 |
- |
х |
- |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2616 |
2972 |
4664 |
356 |
2048 |
113,61 |
178,29 |
Чистая прибыль |
2616 |
2972 |
4664 |
356 |
2048 |
113,61 |
178,29 |
Чистая прибыль предприятия за 2008-2010 гг. увеличилась только на 2048 тыс. руб., и сдерживающим фактором роста здесь является неэффективная инвестиционная деятельность предприятия:
- сумма процентов к уплате увеличилась на 1069 тыс. руб., а процентов к получению только на 111 тыс. руб.;
- прочие расходы в 2010 г. отсутствуют, а прочие доходы ничтожно малы – 12 тыс. руб. на конец 2010 г.
Таким образом, проведя анализ основных экономических показателей ООО «Солло» за 2008 – 2010 гг., можно сделать вывод о том, что исследуемое предприятие динамично развивается, вкладывая собственные и заемные средства в основные и оборотные активы.
Проведем факторный анализ прибыли от продаж за 2010 год и оценим влияние каждого фактора. В таблице 13 отразим исходные данные для проведения анализа.
Таблица 13.
Факторы, влияющие на прибыль от продаж ООО «Солло»
Наименование показателей |
Значения за 2009 г. |
Фактически по ценам и себестоимости предыдущего периода |
Значения за 2010г. |
Выручка от реализации , тыс. руб. |
16516 |
23850 |
25182 |
Себестоимость (полная), тыс. руб. |
13378 |
18900 |
19488 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
3138 |
4950 |
5694 |
Рассчитаем общее изменение прибыли от продаж.
∆П = 5694 – 3138 = + 2556( тыс. руб.)
Из данной таблицы видно, что прибыль по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2556 тыс. руб. Следующим этапом будет оценка влияния каждого фактора.
1. Влияние изменения цен (∆П(р))
∆П(р) = 25182 – 23850 = + 1332 ( тыс. руб.)
Следовательно, в результате повышения цен на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 1332 тыс. руб. прибыли.
2. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции (∆П(Z)).
∆П(Z) = 19488 – 18900 = 588 ( тыс. руб.)
Увеличение себестоимости на 588 тыс. руб. привело к уменьшению прибыли по предприятию в том же размере.
3. Влияние изменения объема реализации (∆П(q)).
Для определения влияния этого фактора вычислим индекс физического объема реализации (Iq)
Iq = 23850 / 16516 = 1,444 или 144,4 %
Объем реализации продукции увеличился на 144,4 %. Следовательно, прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции.
Расчет произведем следующим образом:
∆П(q) = 3138×(1,444 - 1) = 1393 ( тыс. руб.)
4. Влияние изменения структуры реализованной продукции.
Определим влияние на
изменение прибыли этого
3138/16516 = 0,1899 (тыс. руб.) прибыли,
при фактическом ассортименте это составило:
4950/23850 = 0,2075 (тыс. руб.)
т.е. на 0,0176 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:
∆П=(0,2075- 0,1899)× 23850 = 419 (тыс. руб.)
Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от продаж отражено в таблице 14.
Таблица 14
Влияние факторов, обуславливающих изменение прибыли от продаж
Фактор |
Влияние фактора, руб. |
Изменение оптовых цен |
+1332 |
Изменение себестоимости услуг |
- 589 |
Изменение объема услуг |
+ 1393 |
Изменение ассортимента услуг |
+419 |
Итого: |
+ 2556 |
В широком смысле слова рентабельность – это прибыльность, доходность. Предприятие является рентабельным, если результаты от продажи продукции (работ и услуг) покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.
Показатели рентабельность
являются относительными и рассчитываются
как отношение прибыли к
Проанализируем уровень и динамику показателей рентабельности ООО «Соло» на основе данных таблицы 15.
Таблица 15
Оценка доходности продаж ООО «Солло»
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение (+, –) |
Выручка от продажи, тыс. руб. |
16516 |
25182 |
+8666 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
13378 |
19488 |
+6110 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
3138 |
5694 |
+2556 |
Доходность продаж, % |
19,0 |
22,61 |
+3,61 |
Рентабельность продаж в 2010 году увеличилась и составила 22,61%. Это произошло вследствие увеличения спроса на продукцию с высоким уровнем рентабельности. Уровень и динамику рентабельности производства можно оценить положительно. Увеличение этого показателя говорит о улучшении эффективности производственной деятельности предприятия.
Таким образом, уровень показателей рентабельности, характеризующих эффективность работы предприятия, и их рост в 2010 году в сравнении с 2009 годом можно оценить положительно.
Доходность продаж показывает размер прибыли с 1 руб. проданной продукции. В 2009 году она составила:
Дп = 3138/ 16516 × 100% = 19,0%,
а в 2010г.:
Дп = 5694/ 25182 × 100% = 22,61%.
Как мы видим, доходность продаж в 2010 году увеличилась на 3,61 пункта.
Далее проводим факторный анализ рентабельности производства с использованием данных таблицы 16.
Таблица 16
Рентабельность производства и определяющие ее факторы по ООО «Солло»
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
16516 |
25182 |
+8666 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
3138 |
7266 |
+4765 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
3662 |
15609 |
+11940 |
Среднегодовая стоимость ОА, тыс. руб. |
5542 |
10236 |
+4694 |
Среднегодовая стоимость ОПФ и ОА, тыс. руб. |
9204 |
25845 |
+16641 |
Фондоемкость продукции, % |
22,17 |
61,98 |
+39,81 |
Коэффициент оборачиваемости, % |
298 |
246 |
-52 |
Рентабельность реализации продукции, % |
19,0 |
22,61 |
+3,61 |
Рентабельность производства, % |
31,09 |
28,11 |
-2,98 |
Уровень рентабельности производства за отчетный период снизилась на 2,98 %
∆Rпр = 28,11 – 31,09 = - 2,98 %
Влияние отдельных факторов было следующим.
1. Уменьшение рентабельности
реализованной продукции (
∆Rпр(R) = 22,61/(22,17 + 298) –19,0/(22,17 + 298) = 0,0706 – 0,0593 = 0,0113или на 1,13%
2. Понижение фондоемкости,
т.е. увеличение фондоотдачи
∆Rпр(н) = 28,11/(61,98 +298) – 28,11/(22,17 + 298) = 0,0780 – 0,0877 = - 0,0097или на 0,97 %
3. Увеличение коэффициента
оборачиваемости материальных
∆Rпр(к) = 28,11/(22,17 + 298) – 28,11/(246 + 61,98) = 0,0877 – 0,0912 = - 0,0035 или на 0,35%.
Проведем анализ структуры капитала предприятия за исследуемый период времени.
Таблица 17
Анализ структуры капитала за 2008 – 2010 гг., %
Наименование статей пассива баланса |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Отклонение, +/- | |
Имущество предприятия, в том числе: |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
1. Собственный капитал |
75,18 |
96,44 |
56,13 |
21,26 |
-40,32 |
2. Заемный капитал, из него |
24,82 |
3,56 |
43,87 |
-21,26 |
40,32 |
2.1. Долгосрочные обязательства |
0,00 |
0,00 |
32,29 |
0,00 |
32,29 |
2.2. Краткосрочные обязательства |
18,88 |
0,00 |
9,86 |
-18,88 |
9,86 |
2.3. Кредиторская задолженность |
5,94 |
3,56 |
1,73 |
-2,39 |
-1,83 |
Из таблицы видно, что за исследуемый период времени в структуре капитала произошли существенные изменения: