Экономическое содержание налогов и отчислений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении учёта налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

1. Налоги и обязательные платежи как объекты учетной деятельности 5
1.1 Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет, и их роль в функционировании национальной экономики 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятием в бюджет 19
2. Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 22
2.1 Порядок расчёта и учёт налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 22
2.2 Ведение регистров синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогам уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 24
2.3 Совершенствование учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам из 013.docx

— 87.39 Кб (Скачать)

- выручке от реализации основных средств и нематериальных активов;

- выручке от реализации иных ценностей (сырье, материалы, комплектующие и т.п.);

- выручке от реализации имущественных прав.

Регистр доходов от внереализационных  операций ведется в разрезе сумм каждого вида доходов, относящегося к доходам от внереализационных  операций.

Регистр расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг) ведется в разрезе сводной  информации о следующих показателях (при их наличии):

  • затратах по производству и реализации товаров, произведенных и (или) приобретенных для последующей реализации, а также работ, услуг;
  • покупной стоимости товаров, приобретенных для последующей реализации;
  • налогах и сборах, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг);
  • затратах по реализации основных средств и нематериальных активов;
  • затратах по реализации иных ценностей (сырье, материалы, комплектующие и т.п.);
  • расходах по реализации имущественных прав.

Регистр внереализационных  расходов ведется в разрезе сумм каждого вида расходов, относящегося к внереализационным операциям.

Регистры доходов, полученных из-за рубежа, и регистры расходов, приходящихся на такие доходы в соответствии с  налоговым законодательством Республики Беларусь, ведутся по деятельности, осуществляемой организацией, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в  иностранном государстве, за пределами  Республики Беларусь, в том числе  через расположенные на территории иностранного государства структурные  подразделения, а также по деятельности, по которой за пределами Республики Беларусь уплачивается (удерживается) налог на доходы (прибыль) в соответствии с международными договорами.

Регистры налогового учета  ведутся в произвольной форме  с содержанием следующих реквизитов с отражением соответствующей этим реквизитам информации:

- наименования регистра;

- наименования отчетного месяца и года, за который ведется регистр;

- подписи лица, составившего регистр, и главного бухгалтера организации;

- состава и наименования показателей, внесенных в регистр;

- стоимостной характеристики показателей, отраженных в регистре на основе данных бухгалтерского учета до проведения расчетных корректировок, а также общей суммы стоимостных характеристик этих показателей;

- содержания (уменьшение или увеличение), суммы проведенной расчетной корректировки соответствующего показателя, отраженного в регистре, основания ее проведения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства и общей суммы корректировок по регистру;

- стоимостной характеристики показателей, отраженных в регистре после проведения расчетных корректировок (при необходимости корректировки), а также общей суммы стоимостных характеристик этих показателей по регистру.

Расчетные корректировки  к данным бухгалтерского учета проводятся в соответствующих регистрах (в  регистрах доходов и (или) расходов) после внесения в них таких данных, если необходимость проведения расчетных корректировок обусловлена нормами Закона и настоящей Инструкции, в соответствии с которыми установлены объект налогообложения и порядок исчисления налога с учетом состава показателей, учитываемых или не учитываемых при налогообложении.

Перед отражением расчетных  корректировок в регистрах доходов  и (или) расходов информация о содержании таких корректировок (расшифровка), в разрезе их сумм, относящихся  к соответствующим показателям (с  наименованием этих показателей), со ссылкой на норму налогового законодательства, в соответствии с которой такая  корректировка проводится, отражается в регистре расчетных корректировок. При этом если проведение расчетных  корректировок связано с определением сумм расходов, включаемых при определении  облагаемой налогом прибыли в  состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, то к регистру расчетных корректировок  должны прилагаться расчеты соответствующих  норм расходов.

После проведения расчетных  корректировок, если они производились, соответствующие показатели, отраженные в регистрах доходов и (или) расходов, принимаются в расчет налоговой  базы в сумме, отраженной после корректировки.

Если расчетные корректировки  в соответствии с законодательством  не проводились, то в расчет налоговой  базы принимаются показатели, внесенные  в соответствующие регистры, на основе данных бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета  ведутся ежемесячно (за каждый отчетный месяц) с последующим отражением соответствующих показателей, принимаемых  для определения облагаемой налогом  прибыли, в расчете налоговой  базы нарастающим итогом с начала года.

Задачей учета расчетов с бюджетом и внебюджетными  фондами является  своевременность  уплаты и точности исчисления налогов; своевременность представления  в налоговые органы отчетов и  других необходимых документов; правильности отражения в бухгалтерском учете  начисленных налогов и отчислений.

Хозяйственные операции на ОАО «Гродно Азот» осуществляются в соответствии с действующим законодательством; все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в суммах, соответствующих первичным документам, на счетах бухгалтерского учета, в соответствии с принятой учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской и статистической отчетности и т.п.

На этапе  планирования проводится изучение системы  внутреннего контроля ревизуемого предприятия, изучается плательщиками каких видов налогов и неналоговых платежей является ревизуемое предприятие, изучается информационная и нормативно-правовая база налогообложения, действующая на данном предприятии, формируется состав ревизионной комиссии, составляется программа ревизии.

На ОАО «Гродно Азот» применяются следующие процедуры внутреннего контроля: арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей; проведение сверок расчетов; проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководства; проведение в соответствии с установленным порядком инвентаризации обязательств по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; использование для целей контроля информации из внешних источников и т.п.

В ОАО «Гродно Азот» действует постоянный контроль за правильностью и своевременностью расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами как со стороны бухгалтерии (оперативный контроль), так и со стороны ревизионной службы для недопущения искажений, ошибок и просрочки платежей, которые могут повлечь за собой различного рода пени и штрафы, что может отрицательно повлиять на финансовое положение предприятия.

 

2.3 Совершенствование учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции

 

 

 

Регулирование экономики через налоги является наименее исследованной в Республики Беларусь областью налоговых отношений. Усилия ученых и законодателей обычно направлены на решение прикладных проблем. Однако без исследования влияния  налогов на хозяйственную деятельность организаций успех налоговой  реформы невозможен. Таким образом, актуальность работы определяется потребностью совершенствования механизма государственного регулирования экономики через  налоговый механизм и необходимостью совершенствования методологической базы государственного налогового регулирования.

Налоги  способны влиять на деятельность организаций  как положительно, так и отрицательно. Эту двойственность их влияния на производство необходимо учитывать  в процессе осуществления экономических  преобразований, в том числе - в  ходе проведения налоговой реформы. К сожалению, в Республики Беларусь в настоящее время налоги слабо  используются для стимулирования развития организаций и их инвестиционной деятельности. Для реального использования налогов в интересах развития организаций необходимо всесторонне исследовать те свойства налогов, которые обусловливают их роль в качестве экономических регуляторов. Представляется важным не только показать специфику налогового воздействия на производство, но и раскрыть место и значение налогов в общей системе экономических рычагов регулирования как экономики в целом, так и ее отдельных секторов и хозяйствующих субъектов. Вопросы налогового регулирования развития организаций пока не нашли достаточно полного освещения в отечественной экономической литературе. В них в основном анализируется налоговая система Республики Беларусь и налоговая практика. Теоретическим основам налогового регулирования в них не уделено должного внимания и не показана возможность практического применения налогов для регулирования инвестиционной деятельности организаций.

Главной уставной задачей ОАО “Гродно  Азот”, является извлечение прибыли. Для  достижения этой цели необходимо планомерно осуществлять ряд мероприятий, в  том числе:

- четко и грамотно вести бухгалтерский  и налоговый учет. Большое значение  в организации для принятия  оптимально выгодных и разумных  решений должно отводиться управленческому  учету. Ибо от решения, принятого  руководителем, зависит финансовое  состояние фирмы. А решение  должно быть подкреплено максимальным  количеством необходимой информации;

- в организации необходимо развивать  оптимизационное налоговое планирование  – деятельность, направленную на  минимизацию налогов, с целью  увеличения чистой (нераспределенной) прибыли, остающейся в распоряжении  ОАО “Гродно Азот”.

Как было сказано выше, оптимизация  всех расходов, связанных с уплатой  налогов – это и есть основная цель налоговой политики организации, основными элементами которой может  быть следующее:

  1. создание системы контроля за процессом налогообложения организации. Для решения этой задачи целесообразно вести налоговый календарь для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и сборов, установленных для организации, а также своевременного представления отчетности. Налоговый календарь целесообразно оформлять в виде таблицы с указанием перечня налогов, сроков их расчетов, перечислений, ответственных лиц. Для получения своевременной информации о состоянии расчетов, текущих и просроченных пенях в рабочем плане счетов целесообразно выделит следующие группы субсчетов по каждому налогу:
  • текущие платежи;
  • просроченные платежи;
  • пени и штрафы
  1. стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом ее реализации;
  1. выполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение просрочки дебиторской задолженности по хозяйственным операциям;
  2. совершенствование технологий организации бухгалтерского учета и отчетности, позволяющие оперативно получать объективную информацию для налогового планирования и контроля за осуществлением налоговой политики;
  3. оптимизация договорных отношений и выбор партнеров по бизнесу. С помощью выбора типа договора, партнера, условий сделки можно оптимизировать налогообложение хозяйственных операций, проводимых организацией (например, организации невыгодно работать с поставщиком, который не является плательщиком НДС);
  4. формирование учетной политики, в целом направленной на оптимизацию налоговых платежей.

Сегодня особенно важно эффективное осуществление  перехода экономики Республики Беларусь к устойчивому развитию, предполагающему  оптимальное использование потенциала различных отраслей экономики страны, что связано с реформированием  бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Среди отраслей хозяйства  страны особое место занимает строительное производство. От эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависят темпы развития и конкурентоспособность  отечественной экономики. Так, в  результате перехода на международные  стандарты финансовой отчетности белорусские  строительные организации станут равноправными  партнерами на внешнем рынке строительных работ и будут полностью использовать возможности, которые предлагаются международными рынками капитала.

Раньше  организациям было выгодно использовать метод учета налога на добавленную  стоимость по оплате, так как при  учете по отгрузке возникает проблема – деньги за реализацию продукции  еще не получены, но у организаций  возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость  в бюджет. В связи с принятием  в 2007 году Закона “О налоге на добавленную  стоимость” от 29 декабря 2006 г., организации применяющие метод учета выручки по отгрузке, налога на добавленную стоимость к вычету принимают по книге покупок без учета оплаты. Это менее отрицательно сказывается на работу организации осуществляющих учет по моменту отгрузки.

Действующая в стране налоговая система вполне справляется с фискальной задачей - обеспечивает наполнение бюджета  в установленных Законом о  государственном бюджете размерах. Однако у налогов имеются и  другие функции - регулировать и стимулировать  развитие экономических процессов. И здесь дело обстоит куда хуже.

Значительно усложняют налоговую систему  и увеличивают фискальное бремя  местные налоги и сборы. По каждому  из них ежегодно утверждается отдельная  инструкция. А таких платежей немало. Из года в год усложняются методики расчетов налогов, изменяются всевозможные перечни, по которым предоставляются  льготы, а также те положения нормативно- правовых актов, которые формируют  налогооблагаемую базу. К примеру, Закон  “О налоге на добавленную стоимость” за два года претерпела ряд изменений.

Разделение  налогового и бухгалтерского учета  заставило организаций дважды рассчитывать себестоимость, прибыль, выручку, что  также добавило значительный объем  учетной работы.

Своеобразной  экономической дискриминацией является задержка возврата налога на добавленную  стоимость при осуществлении  экспортных операций. Налоговые инспекции  возвращают или принимают к зачету этот налог лишь после проверки, на что отводится от 40 до 70 дней. Все  это время оплаченные суммы НДС  омертвлены, что создает дефицит  оборотных средств, заставляет прибегать  к кредитам, что в свою очередь  увеличивает расходы и себестоимость  продукции.

Информация о работе Экономическое содержание налогов и отчислений