Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении учёта налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
1. Налоги и обязательные платежи как объекты учетной деятельности 5
1.1 Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет, и их роль в функционировании национальной экономики 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятием в бюджет 19
2. Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 22
2.1 Порядок расчёта и учёт налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 22
2.2 Ведение регистров синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогам уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 24
2.3 Совершенствование учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 38
68/5 «Прочие налоги, сборы и отчисления».
Налоговые
системы современных государств
– результат их многовековой эволюции.
С точки зрения структуры экономики,
институтов государственной власти,
правовой доктрины, а именно они
придают колорит национальным налоговым
системам, национальная налоговая система
в каждом государстве индивидуальна,
так как нет абсолютно
Налоговая система организаций, как и всех юридических лиц, представляет собой совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории страны; компетенцию органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.
Налоговая система – единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование. Кроме уровня развития экономики, отношений собственности большое значение для построения налоговой системы имеют политико-правовые принципы.
Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:
- порядок
установления и ввода в
- виды
налогов или система налогов;
классификация налогов в
- порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
- налоговые органы;
- права
и обязанности
- права
и обязанности налоговых
- ответственность
участников налоговых
- защита
прав и интересов
- налоговое законодательство.
Общим
правилом для всех современных государств,
независимо от их устройства, является
прерогатива органов
Каждое
государство имеет свою систему
налогов, или перечень законодательно
установленных налогов. Их количество
варьирует в зависимости от многих
обстоятельств экономического и
исторического характера. В целях
сравнимости и достижения единообразия
в построении налоговых систем, к
чему обязывают интеграционные процессы
и нормы международного финансового
права, все налоги подразделяются по
критериям бюджетной
В налоговых
отношениях участвуют две стороны:
налогоплательщики и
Участники налоговых отношений наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством.
В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 1 января 2004 г., статьи 21-22. А права, обязанности и ответственность налоговых органов Беларуси установлены в статьях 67, 82-84 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Что
касается защиты прав и интересов
налогоплательщиков, то они регулируются
нормами гражданского, уголовного,
административного и
Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, отлаженность, эффективность и эластичность, то есть приспособляемость к изменяющимся условиям. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, но и ее реальная действенность, включая отклонения от декларированных принципов и правил, бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата, необязательность выполнения налоговых предписаний. По мнению Ф. Бэкона, подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа.
Не меньшее значение имеет и то, куда и как расходует государство налоговые поступления. Если «справедливое налогообложение» и имеет положительный смысл, то он в значительной степени сводится к тому, что раз уж государство собирает налоги, то оно должно оправдывать их, эффективно выполняя свои функции. Тем самым будет обеспечена возвратность налогов по отношению к обществу в целом и к тем в отдельности, кто, действительно, своим трудом создает общественное богатство (материальное и нематериальное).
Выделяют следующие признаки несовершенной налоговой системы:
- неясное
определение налоговой базы в
законодательстве; множество нормативных
актов, поправок, разъяснений. Такое
влияние свойственно
- множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы;
- сложность
распределения налоговых
- отсутствие
прогрессивного обложения
- нарушение
системы ценообразования путем
исключения отдельных
- множество
льгот и вычетов,
- индивидуальные льготы.
Наряду с признаками налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный (рис. 1.1).
СПОСОБЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
Кадастровый
Земельный налог Таможенные платежи Подоходный налог
Рисунок 1.1. Способы взимания налогов
Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.
На
таких же принципах построен и
используется для исчисления налога
на земельный кадастр Беларуси. В
нем представлен
Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для отклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Объединения, организации, а также собственники капитала уплачивают налог на основе предъявленных ими деклараций. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им заработной платы.
Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией организации или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-организациям в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
- наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную сумму наличных денег;
- безналичный
платеж путем перечисления
- гербовыми
марками, покупаемыми
Основные инструменты налогового регулирования:
Налоговый механизм – совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволял бы конкретно определить: обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; границы требований государства относительно имущества плательщика.
Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:
- субъект налога;
- предмет и объект налогообложения;
- база налогообложения;
- источники выплаты налоговых платежей;
- ставка налога;
- налоговые льготы;
- налоговый и отчетный период;
- санкции;
- порядок
уплаты и сроки перечисления
налоговых платежей и
Механизм
налогового регулирования опирается
на законодательную базу и включает
ряд инструментов, позволяющих направлять
предпринимательскую инициативу налогоплательщиков
в нужное русло, обеспечивая тем
самым стабильность и рост поступлений
доходов в государственный
Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение чётких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее толковать их однозначно в любой ситуации.
Совокупность
инструментов налоговой системы, которая
представляет собой налоговое обязательство,
выражает взаимосвязь и
Субъект налога (т.е. плательщик) – это лицо, на которое в соответствии с законом возлагается ответственность за уплату налога, а также основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все функциональные последующие элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и пр.) используются с учетом возможностей конкретного плательщика.
В налоговых законодательствах всех государств в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо – организация, учреждение, выступающее в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющее обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке. Физическое лицо – гражданин данного или иностранного государства или лицо без гражданства.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (статья 13) «плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Под организациями понимаются:
Под физическими лицами понимаются:
Информация о работе Экономическое содержание налогов и отчислений