Экономическое содержание налогов и отчислений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении учёта налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

1. Налоги и обязательные платежи как объекты учетной деятельности 5
1.1 Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет, и их роль в функционировании национальной экономики 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятием в бюджет 19
2. Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 22
2.1 Порядок расчёта и учёт налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 22
2.2 Ведение регистров синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогам уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 24
2.3 Совершенствование учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам из 013.docx

— 87.39 Кб (Скачать)

Носитель  налога – это лицо, за счет которого в итоге осуществляется уплата налога. Например, ответственность за перечисление косвенных налогов в бюджет несет  продавец, который является субъектом (или налогоплательщиком), а реальными  носителями этих налогов являются потребители, которые возмещают налог, включаемый в цену товаров.

Под экономической деятельностью понимается деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также  любая иная деятельность, которая  влечет и может повлечь за собой  получение доходов (прибыли).

Субъектами  экономической деятельности и носителями налогов выступают организации  и индивидуальные предприниматели. В торговой отрасли – организации  торговли и общественного питания.

Под неэкономической понимается деятельность, имеющая целью неполучение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, содружества, религиозные, благотворительные организации  и т. п. Их доходы формируются преимущественно  за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических или юридических  лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом. Налогоплательщиками указанные  субъекты становятся только в том  случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью.

Основанием  для возникновения у юридических  и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение  определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями, то есть наличие  объекта налогообложения.

Объект  налогообложения – это количественно  измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению; или юридические  факты (действия, события, состояния), которые  обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых  у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».

Все государства используют для формирования бюджетов наиболее продуктивные объекты  налогообложения, которые можно  классифицировать следующим образом: права имущественные и неимущественные, действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности (рис. 1.4).

Таким образом, в качестве объекта налогообложения  могут выступать: доход; имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши); передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа  и др.); потребление (акцизы, налог  на добавленную стоимость); ввоз и  вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Перечень  всех объектов налогообложения и  полная характеристика каждого из них  устанавливаются налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – законом о данном налоге. Выбор  объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно влияет на экономическое  развитие страны.

Источник  налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад  налога.

Объект  налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать. Например, выручка от реализации продукции, работ и услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и иных местных  налогов и сборов.

База  налогообложения – это величина объекта налогообложения, образующая в результате учета всех налоговых  льгот, от которой будет исчисляться  налог.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ



права имущественные    неимущественные             действие                      результат

               



    право собствен-      право пользования      реализация това-           добавленная

    ности на                                                         ров, работ, услуг           стоимость


   имущество               право на вид                операции с ценны-            доход


   право                         деятельности               ми бумагами  


  пользования                                                    ввоз (вывоз) на тер-        прибыль


    имуществом                                                  риторию страны



Рисунок 1.2 Виды объектов налогообложения

 

Согласно  Налоговому кодексу Республики Беларусь (статья 41) «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине)».

В качестве облагаемой базы могут выступать: фонд заработной платы; остаточная стоимость  фондов; налогооблагаемая прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении организации; валовой доход; выручка от реализации продукции, работ, услуг; доход физического  лица.

Правильное  определение налогооблагаемой базы является ключевым моментом в налоговых  отношениях субъекта хозяйствования с  государством и позволяет свести к минимуму риск финансовых потерь субъекта в виде санкций и штрафов. Расчет налогооблагаемой базы опирается  на данные бухгалтерского, а в необходимых  случаях – и оперативного налогового учета.

Налоговая ставка – величина налога в расчете  на единицу объекта налогообложения. Она устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах.

Согласно  Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы, если иное не установлено настоящим  Кодексом. Налоговые ставки и порядок  их применения устанавливаются применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине)».

В налоговой  политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное  или полное освобождение определенного  круга физических и юридических  лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.

Налоговые льготы – это определенная часть  объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое  стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных  производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных  групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют  производство.

Согласно  Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 43) «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым  законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые  льготы устанавливаются в виде:

- освобождения  от уплаты налога, сбора (пошлины);

- дополнительных  по отношению к учитываемым  при определении (исчислении) налоговой  базы для всех плательщиков  налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо  сумму налога, сбора (пошлины);

- пониженных  по сравнению с обычными налоговых  ставок;

- возмещения  суммы уплаченного налога, сбора  (пошлины);

- в  ином виде, установленном Президентом  Республики Беларусь».

Налоговый оклад – сумма налога, исчисленная  на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный  фонд. В действительности в момент установления государством налога как  отношения, возлагающего обязанности  на субъекта, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному  налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Налоговый период – время начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности  по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами являются месяц, квартал, календарный год. Для отдельных  категорий плательщиков подоходного  налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц. Взимание неналоговых платежей и  некоторых сборов не связано с  каким-либо налоговым периодом (регистрационный  сбор, государственная пошлина и  др.).

Налоговая квота – доля оклада налога в  источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая  квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть  доходов плательщика изымает  каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют  земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определения средней  потенциальной доходности объекта  налога – земли, строений и т.д.

Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о  полученных им подлежащих налогообложению  доходах за определенный период и  о распространяющихся на них налоговых  скидках и льготах. Наибольшее распространение  налоговая декларация получила в  налогообложении индивидуальных доходов.

Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных  категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени  является доля налогов в ВВП. В  развитых странах доля налогов в  ВВП колеблется от 30 до 55%.

Налоговое обязательство – экономическое  отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые  требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика  исполнения этого обязательства. Как  определенное экономическое отношение  налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных  налоговым законодательством страны.

Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все  налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории ее страны. Налоговая  оговорка регулирует отношения между  экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы – установленный законом  срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций  освобождается от уплаты того или  иного налога.

Налогообложение двойное – двукратное обложение  одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное широко распространено во всех странах. Налогообложение  двойное может иметь место  также при взимании налогов разными  государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении  государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Таким образом, в налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, приоритетность направлений  в формировании структуры общественного производства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем современная динамичная интеграция отдельных регионов, расширение хозяйственных связей товаропроизводителей и создание транснациональных корпораций обусловили необходимость максимальной унификации налоговых систем, выработки единых принципов их построения.

Основополагающие  принципы дополняются и детализируются с учетом условий, в которых создаются  налоговые системы. Например, для  неустойчивых экономик государств переходного  периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание  принципов стабильности налоговых  систем с гибкостью их реакции  на изменения экономической ситуации. Отсутствие стабильности служит главным  препятствием притока иностранных  и отечественных инвестиций в  национальное хозяйство.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменения экономической ситуации. Налоговые реформы следует рассматривать  как неотъемлемую часть общего процесса эволюции государства. Если налоговая  система не будет соответствовать  выбранным приоритетам на каждом новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного  процесса.

 

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятием в бюджет

 

 

 

Бухгалтер при учете расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами  опирается на следующие законы, декреты, указы Президента Республики Беларусь, инструкции, положения, письма, разъяснения, распоряжения, методические указания по исчислению налогов и их уплате в бюджет, рекомендации:

  1. Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г., № 1323-ХII с изменениями и дополнениями;
  2. Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» от 10 января 2000 г., № 359-3 с изменениями и дополнениями.
  3. Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» от 22 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями.
  4. Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений» от 4 августа 1997 г., № 14 с изменениями и дополнениями.
  5. Инструкция о порядке взыскания налогов, сборов, других обязательных платежей и экономических санкций, дополнительно начисленных органами финансовых расследований: утверждена Постановлением Государственного комитета финансовых расследований, Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь от 2 мая 2000 г., № 23/38 с изменениями и дополнениями.
  6. Инструкция о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины: утверждена Постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 мая 2000 г., № 47 с изменениями и дополнениями.
  7. Инструкция об организации исполнения платежей в очередности, установленной законодательством: утверждена Постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 21 августа 2000 г., №2001г. с изменениями и дополнениями.
  8. Инструкция по проведению выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: утверждена Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 1 декабря 2000 г., № 111 с изменениями и дополнениями.
  9. Положение о порядке организации и проведении проверок налоговыми органами: утверждено Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г., № 326 с изменениями и дополнениями.
  10. Инструкция по применению Положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г., № 87: утверждена Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 17 апреля 1999 г., № 77, с учетом изменений и дополнений от 13 августа 1999 г., № 207; от 3 декабря 1999 г., № 300 с изменениями и дополнениями.
  11. Положение о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей: утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г., № 87 с дополнениями от 20 декабря 2000 г., № 1963 с изменениями и дополненими.
  12. Положение о применении экономических санкций, утвержденное Постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 31 мая 2000 г., № 50 с изменениями и дополнениями.
  13. Положение о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер экономической ответственности за нарушения в области бюджетных отношений: утверждено Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26 июня 2000 г., № 63 с изменениями и дополнениями.
  14. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г,, № 359 с изменениями и дополнениями.
  15. Примерный порядок включения в акты приемки выполненных работ, налогов и отчислений для компенсации их заказчиками, утвержденный письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 мая 1998 г., № 04-2/5-3616 с изменениями и дополнениями.
  16. Правила передачи налоговыми органами материалов о нарушении налогового законодательства в сфере предпринимательства и налогообложения в органы финансовых расследовании, е соответствии с которыми налоговые органы передают материалы проверок в 10-дневный срок со дня принятия по акту проверки при установлении фактов причинения ущерба государству в крупных (от 250 до 1000 МЗП) и особо крупных (от 1000 и более} размерах, утвержденные Постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь и Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь от 11 октября 2000 г., № 91/43 с изменениями и дополнениями.
  17. Разъяснение об использовании показаний физических лиц при определении объекта налогообложения в ходе налоговых проверок, утвержденное Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 1 сентября 1999 г., № 220 с изменениями и дополнениями.
  18. Методические указания по исчислению и уплате подоходного налога с физических лиц: утверждены Приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от б апреля 1999 г., № 62, с изменениями и дополнениями.
  19. Порядок проведения проверок субъектов хозяйствования по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет отражен в Налоговом Кодексе Республики Беларусь. Он является основополагающим и определяющим нормативным документом для правильности и законности налогообложения [17,272].

Информация о работе Экономическое содержание налогов и отчислений