Экономическое содержание налогов и отчислений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении учёта налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

1. Налоги и обязательные платежи как объекты учетной деятельности 5
1.1 Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет, и их роль в функционировании национальной экономики 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятием в бюджет 19
2. Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 22
2.1 Порядок расчёта и учёт налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 22
2.2 Ведение регистров синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогам уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 24
2.3 Совершенствование учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогам из 013.docx

— 87.39 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

 

1. Налоги и обязательные платежи как объекты учетной деятельности 5

1.1 Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет, и их роль в функционировании национальной экономики 5

1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятием в бюджет 19

2. Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 22

2.1 Порядок расчёта и учёт налогов и сборов, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 22

2.2 Ведение регистров синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогам уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 24

2.3 Совершенствование учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в бюджет из выручки от реализации продукции 30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 38

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налогообложение в любой  стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и  инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К  тому же в Беларуси система налогообложения  находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и  политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской  деятельности, экономического равновесия. Поиск путей повышения эффективности  белорусской системы налогов  просто необходим.

В этом отношении "объективно необходимым и чрезвычайно  важным для совершенствования налоговой  системы Беларуси является изучение опыта организации налоговых  систем  и организационных структур налоговых служб зарубежных стран, таких как - США, Германии, Дании и  ряда других государств. Изучение опыта  организации налоговых систем других стран будет способствовать и  искоренению следов крайней идеологизации  в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права  и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу.

В условиях рыночной экономики возрастает потребность  в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих  субъектов.

Сегодня функционируют предприятия и  фирмы, основанные на различных формах собственности таких как государственная, кооперативная, смешанная, частная, коллективная. Многообразие форм собственности требует  различных методов учёта и контроля.

Цель  работы заключается в изучении учёта налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием.

С учётом поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определение экономического содержания налогов уплачиваемых от реализации работ, услуг;
  • изучение нормативно-правового регулирования и информационного обеспечения учёта расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • ознакомление с системой учета по налогам уплачиваемых от реализации работ, услуг на  субъекте хозяйствования, в частности с налогами на добавленную стоимость;
  • ознакомление с учетом расчетов с бюджетом по налогам и отчислениям, базой для расчета которых является выручка от реализации продукции (валовой доход от реализации товаров);
  • ознакомление с учетом расчетов с бюджетом по налогам и отчислениям, включаемым в себестоимость продукции (издержки обращения);
  • ознакомление с проверкой правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

Рассмотрение вышеуказанных задач будет производиться на примере ОАО «Гродно Азот».

Методологической  основой работы явились законы Республики Беларусь, указы, инструкции, официальные  материалы, учебники, научные труды, периодические издания по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоги и обязательные платежи как объекты учетной деятельности

 

1.1 Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет, и их роль в функционировании национальной экономики

 

 

Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник  налога  -  доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

   Налоги могут взиматься следующими  способами:

   1) кадастровый -  (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером  такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это  транспортное средство или простаивает.

   2) на основе декларации

   Декларация - документ,  в котором  плательщик налога приводит расчет  дохода и налога с него. Характерной  чертой такого метода является  то,  что  выплата  налога  производится после получения  дохода и лицом получающим  доход.

 Примером  может служить налог на прибыль.

   3) у источника

  Этот  налог вносится лицом выплачивающим  доход. Поэтомy оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает  его уменьшенным на сумму налога.

  Например подоходный налог  с физических лиц.  Этот налог  выплачивается предприятием или  организацией,  на которой   работает физическое лицо. Т.е.  до выплаты, например, заработной  платы из нее вычитается сумма  налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается  работнику.

   Сyществyют два вида налоговой  системы: шедyлярная и глобальная.

   В шедyлярной налоговой системе весь доход,  получаемый налогоплательщиком, делится на  части -  шедyлы.  Каждая  из  этих частей облагается налогом особым образом.  Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

   В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются  одинаково.  Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового результата для предпринимателей.

Глобальная  налоговая система широко применяется  в  Западных государствах.

В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства, которые  аккумулируются в бюджете для  финансирования расходов на развитие хозяйства, содержание органов управления, оборону, а также на обеспечение  членам общества гарантий в области  образования, здравоохранения, социального  обеспечения, охраны правопорядка.

Начавшийся  в 90-х годах процесс либерализации  экономической жизни в Республике Беларусь тысяч независимых предприятий  и предпринимателей, десятков коммерческих банков и страховых компаний, а  также к формированию рынка ценных бумаг и активизации внешней  торговли. Это потребовало скорейшего принятия соответствующих законодательных  актов, направленных на обеспечение  цивилизованного сбора налогов  с учетом всего многообразия новых хозяйственных форм и отношений. В связи с этим особенно актуальным стало создание налоговой системы, соответствующей изменившимся экономическим условиям.

Как следствие, в начале 1992 года взамен существовавшей на базе командно-административной экономики  была введена в действие новая, ориентированная  на рынок система налогообложения. Ее основу составил Закон "О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", а также специальные  акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая  система включала 15 основных налогов  и 8 видов отчислений в различные  внебюджетные фонды, в результате чего общий уровень налоговой нагрузки на экономику в 1992 году составил 43,9 % от ВВП. В дальнейшем налоговая  система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот.

В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь» за счет налогов формируется  около 85% бюджета. Налоги - основной источник доходов государственного бюджета;

Налоги  — обязательные и безэквивалентные платежи - взимаются государством с  юридических и физических лиц  в бюджет соответствующего уровня на основании законов о налогах  и актах законодательных органов. Порядок, величина и условия перечисления налогов определены законодательными актами с целью обеспечения платежеспособности государства.

Уплата  налогоплательщиком налога не порождает  встречной обязанности государства  совершить что-либо в пользу конкретного  плательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат  налога возможен в случае его переплаты.

Поступления из бюджета сводятся лишь к целевому финансированию и поступлению разницы  в ценах при расчетах за продукцию, на закупку которой из бюджета  выделяются дотации.

Основная  часть расчетов с бюджетом - это  платежи. Перечень их довольно широк. В  организационном плане в зависимости  от источников возмещения все налоги в бюджет можно подразделить на следующие  группы:

- включаемые  в себестоимость продукции (работ  и услуг);

- уплачиваемые  из выручки от реализации продукции  (косвенные налоги);

- уплачиваемые  из прибыли предприятия;

- удерживаемые  из заработной платы работников  предприятия;

- удерживаемые  из доходов (дивидендов) физических  лиц.

По уровню управления налоги подразделяются на местные и республиканские:

• республиканские  налоги устанавливаются высшим органом  государственной власти и действуют  на всей территории Республики Беларусь;

• местные  налоги устанавливаются высшим органом  государственной власти, но вводятся в действие решением местных Советов  депутатов и действуют на определенной территории.

Расчеты с бюджетом учитываются на синтетическом, пассивном счете 68 «Расчеты по налогам  и сборам». По кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы начисленных налогов в  бюджет, а по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются перечисленные в бюджет платежи.

При планировании и формировании бюджета на предстоящий  год высший законодательный орган  власти разрабатывает методику расчета  налогов, устанавливает ставки налогов, определяет источник уплаты, льготы и  санкции.

Законом, методическими указаниями, инструкциями предусмотрены сроки уплаты налогов  в бюджет, порядок представления  отчетности налоговой инспекции  и соответствующим фондам, нарушение  которых влечет наложение серьезных  финансовых санкций.                       

По окончании  квартала расчеты уточняются. Излишне  внесенные суммы засчитываются  в очередной платеж, а недостающие - довносятся.

Планом  счетов предусматривается ведение  расчетов по налогам и сборам по следующим субсчетам:

68/1 «Налоги  и сборы, включаемые в себестоимость  продукции (работ и услуг)»;

68/2 «Налоги,  уплачиваемые из выручки от  реализации продукции»;

68/3 «Налоги,  уплачиваемые из прибыли предприятия»;

68/4 «Налоги  на доходы физических лиц»;

Информация о работе Экономическое содержание налогов и отчислений