Экономическая сущность расчетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 07:56, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
отразить особенности синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Экономическая сущность расчетных отношений…………………5
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности……..........5
Нормативно-правовая база, регулирующая учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………… 18
Глава II. Исследование действующей практики учета расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………. 20
2.1. Документальное оформление расчетных отношений……………20
2.2. синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………….. 32
Заключение…………………………………………………………………...38
Список литературы…………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

курсовая посмотреть 3 стр.docx

— 76.57 Кб (Скачать)

Если организацией производилась  доставка груза, то на основании этого  составляется товарно-транспортная накладная.  Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:

    • первый остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ, второй, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
    • второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта;
    • третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику; 
    • четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

После того, как ТМЦ поступили  поставщику, он в свою очередь должен рассчитаться с помощью платежного поручения. (Приложение 5, 6).  Платежным  поручением является распоряжение владельца  счета (плательщика) обслуживающему его  банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму  на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное  поручение исполняется банком в  срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный  договором банковского счета  либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. 1

Платежное поручение предъявляется  в банк в таком количестве экземпляров, которое необходимо для всех участников расчетов. Обычно платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах: 1-й экземпляр предназначен плательщику, 2-й — банку плательщика, 3-й и 4-й передаются в банк получателя. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика, но исполняются только при

____________________

1 «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» 3 октября 2002 г. № 2-П

наличии достаточных средств на нём.

Платежное поручение исполняется  банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный  договором

банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.1

В соответствии со статьей 864 ГК РФ содержание платежного поручения и представленных вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ними банковскими правилами. Не соответствующие требованиям платежные поручения к исполнению банками не принимаются.

Платёжными поручениями может  производиться перечисление денежных средств:

•     за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления  периодических платежей;

•     в бюджеты всех уровней  и во внебюджетные фонды;

•     в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

•     в других целях, предусмотренных  законодательством или договором.

Общий срок осуществления безналичных  расчётов не должен превышать:

•     два операционных дня  в пределах территории субъекта РФ;

•     пять операционных дней в пределах территории РФ.

Оформленное в установленном порядке  платежное поручение действительно  к предъявлению в обслуживающий  банк в течение десяти календарных  дней, не считая дня его выписки.

Допускается частичная оплата платёжных  поручений. При частичной оплате платёжного поручения банком используется платёжный ордер. На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем

___________________

1 Гражданский Кодекс РФ. Часть вторая. Статья 863

правом  углу делается отметка «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер, номер и дата платёжного ордера, сумма  частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным

исполнителем  банка на оборотной стороне платёжного поручения.

При частичной оплате по платёжному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платёжного ордера служит приложением к выписке  из лицевого счёта плательщика. При  осуществлении последней частичной  оплаты по платёжному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым  был произведен этот платёж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого  платёжного поручения помещается в  документы дня. Оставшиеся экземпляры платёжного поручения выдаются клиенту  одновременно с последним экземпляром  платёжного ордера, прилагаемым к  выписке с лицевого счёта.

При оплате платёжного поручения на всех экземплярах расчётного документа  в поле «Списано со счёта плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счёта плательщика (при  частичной оплате — дата последнего платежа), а в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и  подпись ответственного исполнителя.

Банк обязан информировать плательщика  по его требованию об исполнении платёжного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика  в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта.

При заполнении платежного поручения  не допускаются исправления, помарки  и подчистки, а также использование  корректирующей жидкости.

Кроме покупки материальных ценностей, ООО «Мотор» пользуется консультационными  услугами. Данные услуги оказываются  на основе договора по оказанию консультационных услуг.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.1

В данном договоре должен быть предусмотрен предмет договора, права и обязанности  исполнителя и заказчика, порядок  и сроки оплаты услуг. После окончания оказанных услуг поставщик обязан подписать акт об оказанных услугах (Приложение 7). Данный акт является документальным оформлением факта оказания, в нашем случае консультационных, услуг.

Унифицированная форма акта приемки  оказанных услуг Федеральной  службой государственной статистики не разработана. Так как акт выполненных работ (оказанных услуг) в полной мере относятся к первичным учетным документам, то он  должен быть оформлен с соблюдением требований.  А именно, если используемая организацией форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, то она должна содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

 Работая с поставщиками и  подрядчиками, организация ООО «Мотор»  выступает покупателем, поэтому  она обязана вести книгу покупок,  предназначенную для регистрации  счетов-фактур (Приложение 8). В книге  покупок регистрируются выписанные  и (или) выставленные счета-фактуры  во всех случаях, когда возникает  обязанность по исчислению налога  на

___________________

1 Гражданский Кодекс РФ. Часть вторая. Статья 863

добавленную стоимость.  Регистрация счетов-фактур в книге покупок производится в хронологическом порядке в  том налоговом периоде, в котором  возникает налоговое обязательство.

В книге покупок не регистрируются счета – фактуры, полученные:

- при безвозмездной передаче  товаров (выполнении работ, оказании  услуг), включая основные средства  и нематериальные активы;

- участником биржи (брокером) при  осуществлении операций купли  – продажи иностранной валюты, ценных бумаг;

- комиссионером (поверенным) от  комитента (доверителя) по переданным  для реализации товарам. Также  в книге покупок не регистрируется  счет-фактура с  денежными средствами, перечисляющие продавцу в виде  авансовых или иных платежей  в счет предстоящих поставок  товаров (выполнения работ, оказания  услуг)

Допускается ведение книги покупок  в электронном виде. В этом случае по истечении налогового периода, но не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга  покупок распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

Не подлежат регистрации в книге  покупок счета-фактуры, имеющие подчистки  и помарки. Исправления, внесенные  в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью  продавца с указанием даты внесения исправления.

Контроль за правильностью ведения  книги покупок осуществляется руководителем  организации или уполномоченным им лицом.

Книга покупок хранится у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.1

В конце месяца  бухгалтер  собирают всю информацию по расчетом с 

_________________

1 Постановление от 2.12. 2000 г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

 

поставщиками и подрядчиками и заносит ее в оборотную ведомость (Приложение 9, лист 1,2). Она содержит  информацию об остатках на начало и на конец периода и оборотах по дебету и кредиту за установленный период. Этот отчет является одним из наиболее часто используемых отчетов в бухгалтерской практике. В оборотную ведомость записываются все используемые в организации счета в порядке отражения их в плане счетов. На каждый счет используется одна строка в ведомости. Оборотная ведомость имеет три пары колонок:

      первая  пара – сальдо начальное по  дебету и сальдо начальное  по кредиту;

      вторая  пара – обороты за период  по дебету и по кредиту;

      третья пара – сальдо конечное по дебету и по кредиту.

 Обязательно должно  соблюдаться попарное равенство  этих колонок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками

 

Для учета расчетов  с  поставщиками и подрядчиками ООО  «Мотор»  использует  активно-пассивный  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».

Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

- поставленные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные  работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и пр.;

- товарно-материальные  ценности, работы и услуги, на  которые расчетные документы  от поставщиков или подрядчиков  не поступили (так называемые  неотфактурированные поставки);

- излишки товарно-материальных  ценностей, выявленных при поставке; - полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам  и переборам тарифа (фрахта), а  так же за все виды услуг  связи;

-  выполнение работ по договорам строительного подряда;

- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

-  выданные поставщикам авансы и т. п.1

Учет  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется методом  начисления, все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работ или потребные услуги, ООО «Мотор» отражает в момент их поступления или получения расчетных документов от поставщиков независимо       от         времени оплаты.

По кредиту данного счета  отражают возникновение и увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками за

______________________

1 Керимов В. Э. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб-ник. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. — 704 с.

принятые  к учету основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Дебетовые записи означают погашение обязательств перед поставщиками и подрядчиками путем перечисления денег или на другой основе (товарообменные операции, уступка требований и т.п.), а также выдаваемые поставщикам авансы по предстоящей поставке товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ и услуг.

Информация о работе Экономическая сущность расчетных отношений