Инвентаризация имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Все явления, происходящие в нашем обществе, находятся в тесной связи и взаимозависимости. Это в полной мере относится и к объектам бухгалтерского учета, которые находятся в постоянном движении. Возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия, и обеспечивает метод бухгалтерского учета.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы учета инвентаризации и переоценки
1.1 Понятие инвентаризации, ее значение и виды
1.2 Понятие переоценки и отражение ее в учете
1.3 Основные задачи учета инвентаризации и переоценки, их нормативно-правовое регулирование
2. Порядок проведения и бухгалтерский учет результатов инвентаризации
2.1 Бухгалтерский учет инвентаризации имущества
2.2 Бухгалтерский учет инвентаризации, дебет и кредит задолженности
3. Формирование бухгалтерской отчетности
3.1 Отражение в бухгалтерском учете бухгалтерской отчетности результатов переоценки
3.2 Состав и характеристика бухгалтерской отчетности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

инвентаризац.docx

— 89.98 Кб (Скачать)

Закон о бухгалтерском  учете предусматривает следующий  порядок регулирования расхождений  фактического наличия ценностей  с данными бухгалтерского учета:

  • ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и занесению на результат хозяйственной деятельности предприятий с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц;
  • убыль ценностей в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки обращения; нормы убыли применяются только в случае фактически обнаруженных недостач;
  • недостача сверх норм естественной убыли, а также порча относятся на виновных лиц; в случаях, когда виновники не установлены, убытки от недостач списываются на финансовые результаты.

 

2.2 Бухгалтерский  учет инвентаризации, дебет и  кредит задолжности

 

У предприятия могут находиться в эксплуатации объекты основных средств на условиях аренды или долгосрочной аренды. Если основные средства находятся  на условиях аренды, то указанные объекты  учитывают за балансом предприятия  на счете 001 «Арендованные основные средства».

Рассмотрим корреспонденцию  счетов по учету результатов инвентаризации основных средств (табл. 1). (1,с. 340)

 

Таблица 2.1.

Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации основных средств

 

№ операции

Содержание хозяйственной  операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

Выявлены излишние основные средства:

на первоначальную стоимость  объекта

на сумму его износа

 

01

91-2

 

91-1

02

2

Выявлена недостача основных средств:

на сумму накопленной  амортизации на остаточную стоимость

 

02

91-2

 

01

01

3

Ситуация 1 Отнесено на виновных в размере фактического ущерба (остаточная стоимость недостающего объекта  основных средств)

В дальнейшем по мере возмещения потерь виновными

 

 

73

 

70

 

 

94

 

73

4

Ситуация 2

В случае, если виновное лицо не установлено, потери от недостачи  основных средств списываются на финансовые результаты организации

 

 

 

 

91,99

 

 

 

 

94, 91


 

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ в следующем порядке:

    1. Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов с отнесением его на финансовые результаты у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

Дебет 01 «Основные средства»,

Дебет 10 «Материалы»,

Дебет 41 «Товары»,

Дебет 43 «Готовая продукция»,

Дебет 50 «Касса»,

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

    1. Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, в пределах норм естественной убыли, утвержденные в установленном законодательством порядке, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач, а при отсутствии таких норм убыли рассматриваются как недостача сверх норм, которая относится на виновных лиц. При отсутствии таковых суммы недостач списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
  • Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:

а)Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,Кредит 01 «Основные средства»,

Кредит 10«Материалы»,

Кредит 41«Товары»,

Кредит 43«Готовая продукция»,

Кредит 50«Касса»;

б) в розничных торговых организациях:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

Кредит 41 «Товары»,

Кредит 42 «Торговая наценка» (способом «Красное сторно»).

  • Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

Дебет 20«Основное  производство»,

Дебет 23«Вспомогательное производство»,.

Дебет 25«Общепроизводственные  расходы»,

Дебет 26«Общехозяйственные расходы»,

Дебет 29«Обслуживающие производства»,

Дебет 44«Расходы на продажу»,

Кредит 94«Недостачи и потери от порчи ценностей».

  • Списание недостачи за счет виновного лица:

а)Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

б)разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного  лица, и суммой недостачи на счете 43-2:

Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию  с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

в)погашение задолженности:

Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию  с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»,

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»;

г)восстановление суммы налога на добавленную стоимость (НДС) со стоимости недостающих активов:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

д)отнесение суммы налога на добавленную стоимость (НДС) навиновное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

е)возмещение виновным лицом  суммы недостачи:

Дебет 50«Касса», субсчет 1 «Касса организации»,

Дебет 70«Расчеты с персоналом по оплате труда»,

Кредит 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

субсчет 2«Pacчеты по возмещению материального ущерба».

•Списание недостачи на финансовые результаты:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

• Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых  по решению суда не установлены:

а) на сумму недостачи:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит 10 «Материалы», Кредит 41 «Товары» и др.;

б) на сумму налога на добавленную  стоимость (НДС) по недостающим ценностям:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

в) списание недостачи:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы с разрешения руководителя организации может быть допущен только в виде исключения. При этом товарно-материальные ценности должны быть одного и того же наименования, в тождественных количествах, за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Руководитель организации принимает окончательное решение. Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

 

3. Формирование  бухгалтерской отчетности

 

3.1 Отражение в бухгалтерском учете бухгалтерской отчетности результатов переоценки

 

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета  его первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы  амортизации, начисленной за все  время использования объекта. Так  как переоценка проводится один раз  в год по состоянию на 1 января, то ее результаты отражаются в бухгалтерской  отчетности на начало года (п. 15 ПБУ 6/01). Включать результаты переоценки в данные бухгалтерской отчетности предыдущего  отчетного года не нужно. Таким образом, в случае проведения переоценки данные бухгалтерского баланса на начало года (на 1 января) не будут совпадать с  данными баланса на конец предыдущего  года (на 31 декабря). При проведении переоценки первоначальная стоимость  объекта может измениться в сторону  как увеличения (дооценка), так и  уменьшения (уценка). (7)

Порядок отражения в бухгалтерском  учете и отчетности результатов  переоценки объекта основных средств  зависит от того, переоценивался раньше этот объект или эта переоценка является для него первой.

Если объект раньше не переоценивался, то:

  • сумма его дооценки зачисляется в добавочный капитал (кредит счета 83 "Добавочный капитал"). Для отражения результатов переоценки на счете 83 целесообразно открыть отдельный субсчет "Прирост стоимости основных средств в результате переоценки";
  • сумма его уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).Для этих целей на счете 84 также целесообразно открыть отдельный субсчет. Если вы делаете переоценку объекта, который раньше уже переоценивался, то порядок отражения результатов переоценки будет таким. При проведении дооценки:

-если объект раньше  дооценивался, то сумма новой  дооценки зачисляется в добавочный  капитал (счет 83);

-если объект раньше  уценивался, то сумма дооценки, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (счет 84).

При проведении уценки:

-если объект раньше уценивался, то сумма новой уценки относится на счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (счет 84);

-если объект раньше  дооценивался, то сумма уценки  в пределах величины добавочного  капитала, образованного за счет  сумм дооценки этого объекта,  проведенной в предыдущие отчетные  периоды, относится в уменьшение добавочного капитала (счет 83). Если сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации, то сумма превышения относится на счет 84.

Пример. По решению руководителя в организации произведена переоценка основных средств по состоянию на 1 января 2007 г.

По данным бухгалтерского учета до переоценки:

  • восстановительная стоимость объекта - 200 000 руб.;
  • сумма начисленной амортизации - 50 000 руб.

Рыночная стоимость объекта  по состоянию на 1 января 2006 г. - 150 000 руб.

В результате предыдущих дооценок на добавочный капитал (счет 83) отнесена сумма 40 000 руб.

Коэффициент пересчета составит 0,75 (150 000 руб. : 200 000 руб.).

Сумма пересчитанной амортизации - 37 500 руб. (50 000 руб. х 0,75).

Разница между суммой накопленной  амортизации и суммой пересчитанной  амортизации -12 500 руб. (50 000 руб. - 37 500 руб.).

Сумма уценки объекта составит 37 500 руб. ((200 000 руб. - 150 000 руб.) - (50 000 руб. -37 500 руб.)). Всю эту сумму необходимо отнести в дебет счета 83.

В бухгалтерском учете  по состоянию на 1 января 2007 г. должны быть сделаны следующие проводки:

Д-т счета 02 - К-т счета 01-12 500 руб. - корректируется сумма амортизации;

Д-т счета 83 - К-т счета 01 - 37 500 руб. - сумма уценки отнесена в уменьшение добавочного капитала. Подробно порядок отражения в  учете результатов переоценки приведен в п. 48 Методических указаний по учету  основных средств. При выбытии объекта  основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (п. 15 ПБУ 6/01). Очевидно, что для выполнения этого требования в бухгалтерии должны быть в наличии  документы, подтверждающие сумму дооценки по списываемому объекту основных средств. В частности, информация о произведенных  переоценках должна быть отражена в  карточках учета основных средств (в формах N N ОС-6, ОС-ба, ОС-66 предусмотрены  отдельные графы для отражения  сведений о произведенных переоценках).

Приведем корреспонденцию  счетов по учету переоценки основных средств. (1, с.313)

 

Таблица 3.1.

Корреспонденция счетов по учету переоценки основных средств

№ операции

Содержание хозяйственной  операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

Увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств производственного назначения

01

83

2

Увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости арендуемых основных средств производственного  назначения

03

83

3

Уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств производственного назначения

83

01

4

Уменьшение стоимости  арендуемых объектов производственного  назначения

83

03

5

Отражена сумма превышения амортизации дооцененых объектов основных средств

83

02

6

Отражена сумма уменьшения амортизации уцененных объектов основных средств

02

83

7

Отражена дооценка оборудования к установке и незавершенного строительства производственного  назначения

07, 08

83

8

Отражена уценка оборудования к установке и незавершенного строительства производственного  назначения

07, 08

83

9

Увеличение первоначальной стоимости основных средств непроизводственного  назначения

01

84

10

Увеличение первоначальной стоимости арендуемых основных средств  непроизводственного назначения

03

84

11

Отражено превышение суммы амортизации дооцененных основных средств непроизводственного назначения

84

02

Информация о работе Инвентаризация имущества