Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:22, курсовая работа
Деятельность любого промышленного предприятия направлена на получение прибыли от реализации изготовляемой продукции. Готовой продукцией, предназначенной для продажи, считаются законченные произведенные изделия, которые прошли испытание, приемку и соответствуют техническим условиям и стандартам. Согласно пункту 6 П(С)БУ 9 готовая продукция, изготовленная на предприятии, для целей бухгалтерского учета включается в запасы. Поэтому методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о готовой продукции определяются П(С)БУ 9 "Запасы" и П(С)БУ 16 "Расходы".
Введение……………………………………………………………………………...3
Готовая продукция ,её оценка……………………………………………...13
1.1. Оценка готовой продукции на дату баланса…………………………..15
2. Учет выпуска готовой пролукции……………………………………...........19
3. Организация учета готовой пролукции……………………………………..22
4. Договоры поставки и контроль за их исполнением………………………..24
4.1. Заключение договора поставки………………………………………...27
4.2. Отпуск продукции со склада…………………………………………...33
5. Документальное оформление и учета операций связаных с движением готовой продукции……………………………………………………………...34
6. Учет реализации готовой продукции……………………………………….37
7. Учет отгрузки (реализации) готовой продукции…………………………...40
8. Учет бартерных (товарообменных) операций……………………………...49
Вывод…………………………………………………………………………….56
Литература………………………………………………………………………57
Приложение……………………………………………………………………..58
покупателю
переданы риски и
выгоды, связанные
с правом собственности
на
продукцию (товар, другие
активы);
предприятие
не осуществляет дальнейшее
управление и контроль
за реали
зованной продукцией (товарами,
другими активами);
сумма дохода может быть достоверно определена;
существует
уверенность, что
в результате операции
вырастут экономические
выгоды предприятия,
а расходы, связанные
с этой операцией, могут
быть
достоверно определены.
Доход не признается, если производится обмен продукцией (товарами, работами, услугами и другими активами), имеющей одинаковое назначение и одинаковую справедливую стоимость.
Выбытие готовой продукции осуществляется согласно п. 16 П(С)БУ 9 «Запасы» по одному из следующих методов:
идентифицированной
себестоимости соответствующей
единицы готовой
про
дукции;
средневзвешенной
себестоимости (этот
метод наиболее приближен
к учету
готовой продукции по
учетным ценам);
себестоимости
первых по времени поступления
запасов (метод ФИФО);
▪ себестоимости
последних по времени
поступления запасов (ЛИФО)
нормативных затрат.
Рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском учете операций по реализации готовой продукции и услуг по условиям сквозного примера.
Предприятие ООО «Евромозаика» занимается производственной и торговой деятельностью, оказывает транспортные услуги (перевозка грузов собственным транспортом).
К производственной деятельности относится изготовление мягкой мебели. Реализация этой продукции и автоуслуг осуществляется на территории Украины и за ее пределами.
Данные о выпуске готовой продукции представлены в табл. 2.
Таблица 2
|
7. Учет отгрузки (реализации) готовой продукции
Реализацией продукции завершается процесс кругооборота оборотных средств предприятия и создается возможность возобновить цикл производства, используя выручку от реализации продукции для приобретения новых производственных запасов (предметов труда), для оплаты труда работников, расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам и другим платежам, органами социального и пенсионного страхования, банками по кредитам и др.
В результате реализации продукции (работ, услуг) предприятие должно не только возместить расходы на ее производство и сбыт, но иметь еще и прибыль.
Предприятия реализуют свою продукцию покупателям на основании заключенных договоров (соглашений). Местным покупателям готовая продукция отпускается по доверенности, а иногородним — по приказу, в котором отделом сбыта (коммерческой службой) дается распоряжение экспедиции, куда и каким способом отправить продукцию. Работник склада на отобранную и упакованную продукцию выписывает накладную, в которой расписывается представитель покупателя или работник транспортно-экспедиционного отдела предприятия. На многих предприятиях приказ и накладная объединяются в один документ — приказ-накладную, которая выписывается в трех экземплярах.
Приказы-накладные после совершения операции передаются в бухгалтерию, где служат основанием для выписки счетов-фактур, с помощью которых доводится до сведения покупателей информация о факте, отгрузки (отпуска) продукции, указывается сумма, причитающаяся за эту продукцию (с учетом налога на добавленную стоимость), а также выписываются платежные документы банку для получения оплаты с покупателей за отгруженную им продукцию.
Поставщик может включить в счет покупателя, кроме стоимости отгруженной продукции, стоимость тары, отгруженной с продукцией (если она не включена в отпускную цену продукции и оплачивается сверх ее отпускной стоимости), а также транспортные расходы, связанные с отгрузкой (если они не включены в отпускную стоимость продукции и покрываются покупателем сверх ее стоимости). При этом распределение транспортных расходов между поставщиком и покупателем определяет "франко-цена", установленная договором при определении отпускной цены на продукцию. Различают отпускные цены:
франко-склад поставщика, который предусматривает возмещение всех транспортных расходов на доставку продукции со склада поставщика до покупателя за его счет;
франко-станция отправления — при этом поставщик возмещает транспортные расходы по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, включая расходы по погрузке продукции в вагоны (суда), а расходы по перевозке от станции отправления до станции назначения возмещаются покупателем;
франко-станция назначения — все транспортные расходы вплоть до доставки продукции до станции назначения оплачивает поставщик, так как они включаются в отпускные цены, по которым реализуется продукция.
На основе приказов-накладных делают соответствующие записи в карточках складского учета об отпуске готовой продукции со склада, а также ведут учет отгруженной продукции в бухгалтерии.
Платежные документы в течение двух рабочих дней вместе с товаросопроводительными документами сдаются в банк на инкассо, т.е. предприятие поручает банку инкассировать, взыскать с покупателя (заказчика) надлежащую к оплате сумму за отгруженную (отпущенную) ему продукцию или предоставленные услуги. В установленные сроки покупатель должен акцептовать платежное требование поставщика (т.е. дать согласие на оплату) или заявить обоснованный отказ от оплаты (полностью или частично). При полном отказе от акцепта покупатель должен письменно сообщить об этом поставщику, принять товар на ответственное хранение, а затем отправить по адресу, указанному поставщиком.
Аналитический учет отгрузки и реализации продукции, а также расчетов с покупателями (заказчиками) ведется в Ведомости № 16 отгрузки, отпуска и реализации продукции.
Записи в этой ведомости (как и в журнале-ордере № 6) осуществляются в позиционном (линейном) порядке, что дает возможность видеть, по какому расчетному документу, какая сумма подлежит оплате покупателем, а также делается отметка об плате .
По данным ведомости № 16 определяют фактическую производственную себестоимость отгруженной в течение месяца готовой продукции — по среднему проценту ее отклонения от стоимости по .принятым учетным (плановым) ценам.
Данные об остатке готовой продукции на начало месяца по учетным ценам и фактической производственной себестоимости заполняют из аналогичного расчета за предыдущий месяц, а сведения о поступлении готовой продукции из производства — на основании Ведомости выпуска готовой продукции за отчетный месяц. Стоимость отгруженной продукции по учетным ценам заполняется по ведомости отгрузки и реализации продукции. Средний процент отклонения (4%) определяется путем деления общей суммы отклонения (32 000 грн.) на общую стоимость остатка готовой продукции на начало месяца и ее выпуска из производства за месяц (800 000 грн.) и умножением на 100.
При журнально-ордерной форме учета месячные итоги ведомости № 16 переносят в журнал-ордер № 11 (а при сокращенной журнально-ордерной форме — в журнал-ордер № 06). При упрощенной форме аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукции ведут в ведомости учета реализации (ф. № В-6 — отгрузка, оплата).
При использовании ЭВМ регистром аналитического учета отгрузки готовой продукции и расчетов с покупателями служит машинограмма — оборотная ведомость отгрузки и реализации готовой продукции, которая составляется по данным первичных документов (счетов-фактур, платежных требований, выписок банка со счета предприятия и др.).
Согласно Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость" поставщик (продавец) должен представить покупателю налоговую накладную, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ГНАУ от 08.10.98 № 469. В налоговой накладной, кроме прочих реквизитов, указывается цена товара, ставка и сумма НДС, общая сумма, подлежащая уплате поставщику . При освобождении от налогообложения товаров согласно ст. 5 Закона (продукты детского питания, лекарственные средства, товары специального назначения для инвалидов, подписка и доставка периодических изданий отечественного производства и др.) в налоговой накладной указывается "Освобождено от НДС" со ссылкой на соответствующий пункт ст. 5 Закона.
Налоговая накладная выписывается на каждую поставку товаров в двух экземплярах, оригинал которой вручается покупателю (получателю товаров или услуг), а копия хранится у продавца (поставщика) товаров как отчетный и расчетный налоговый документ.
Налоговая накладная дает право покупателю, зарегистрированному как плательщик НДС, на включение в налоговый кредит расходов по уплате НДС поставщику (продавцу) при приобретении товаров (услуг).
р/Кроме налоговой накладной, поставщик выписывает покупателю счета-фактуры и другие расчетно-платежные документы, подтверждающие факт передачи (сбыта) товара и его оплату с/указанием суммы НДС.
На основании выписанных налоговых накладных поставщик (продавец) делает соответствующие записи в Книге учета продажи товаров (работ, услуг), которая содержит порядок учета операций по продаже товаров (работ, услуг) и определяет основание для возможного отнесения к налоговым обязательствам сумм НДС, начисленных в отчетном периоде в связи с продажей (реализацией) товаров, работ, услуг (кредит счета 641 "Расчеты по налогам").
Согласно законодательству датой реализации продукции, товаров, работ, услуг считается дата отгрузки (передачи) продукции, товаров (подписания документов о выполнении работы, предоставлении услуги), т.е. для учета реализации установлен метод начисления. Следовательно, при определении объема реализации методом начисления датой реализации считается дата передачи права собственности покупателям на продукцию (работы, услуги) согласно базисным условиям поставки, определенными субъектами предпринимательской деятельности, независимо от сроков осуществления платежей, а для работ, услуг — дата оформления документов, удостоверяющих факт их выполнения. Стоимость отгруженной покупателям продукции (выполненных работ, услуг) зачисляется в доход от реализации, полученной предприятием в отчетном периоде.
Отсюда в бухгалтерском учете на отпускную стоимость отгруженной покупателям готовой продукции делают запись:
Д-т сч. 36 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
К-т сч. 701 "Доход от реализации готовой продукции".
Сумма НДС, исчисленная по установленной ставке к доходу от реализации продукции, в бухгалтерском учете предприятия-поставщика отражается записью:
Д-т сч. 701 "Доход от реализации готовой продукции";
К-т сч. 641 "Расчеты по налогам".
Расходы, связанные с отгрузкой и реализацией готовой продукции, учитываются на счете 93 "Расходы на сбыт".
В состав расходов на сбыт включаются:
— расходы на тару и упаковку на складах готовой продукции, если они не предусмотрены технологическим процессом производства и не включаются в производственную себестоимость продукции Затраты на тару включаются в состав расходов на сбыт в тех случаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции осуществляется после ее сдачи на склад;
расходы на транспортировку продукции (товаров) согласно договорам;
расходы на маркетинг и. рекламу;
расходы на оплату труда и комиссионные продавцам, торговым агентам, работникам отдела сбыта;
— амортизация, ремонт и содержание основных средств, других необоротных материальных активов, используемых для обеспечения сбыта продукции (товаров, работ, услуг) и др.
Учет указанных расходов осуществляется на счете 93 "Расходы на сбыт, по дебету которого в течение месяца отражаются все расходы, связанные со сбытом продукции (товаров, работ, услуг); с кредита учтенные расходы в конце месяца списывают на дебет счета 79 "Финансовые результаты".