Финансовое состояние предприятия : анализ, проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение анализа финансово-экономического состояния на примере торгового предприятия ОАО «ЦУМ» (г. Ижевск) в 2002 г.
При исследовании ставились следующие задачи:
Изучение основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия в рыночных условиях.
Анализ финансового состояния ОАО «цум» за 2002г.
Разработка финансовой политики ОАО «ЦУМ».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 23
1.3. ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА 28
1.4. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 30
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА 32
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ЦУМ» 33
4. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОАО “ЦУМ” 47
5. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОАО «ЦУМ” 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
6. АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике предпр.doc

— 800.00 Кб (Скачать)

       При определении  учетной политики у  предприятия существует выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и материалов производства, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, варианты формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.

       Наибольший  эффект оптимизации учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, планирование новых производств и участков, технологических схем и создание новых структур.

       Примерная схема взаимосвязи структурных  подразделений предприятия на этапе выработки вариантов учетной политики и налогового планирования предприятия показана на рис.5.

 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Примерная схема взаимосвязей структурных подразделений предприятия на этапе выработки вариантов учетной политики и налогового планирования

       При постановке такой задачи можно использовать внутренние резервы предприятия, то есть его научно-технический и социальный потенциалы.

       В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса  и уровень соотношения собственных и заемных средств.

       На  основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

       В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

       Принимая  решение о привлечении заемных средств, предприятию целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте.

       Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

       Финансовым  службам рекомендуется учитывать все возможные выводы и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств. Финансовой службе предприятия рекомендуется:

       - рассчитать потребность в заемных  средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от привлечения);

       - правильно выбрать кредитную  организацию (учитывая наличие  лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);

       - составить план погашения заемных  средств и расчетов процентной  суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

       Управление  оборотными средствами (денежными средствами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).

       Финансовой  службе предприятия целесообразно  постоянно контролировать отчетность сроков финансирования активов.

       В результате анализа оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности  с учетом их нормативных значений рекомендуется провести следующие мероприятия:

       - принятие решения о замене  неденежных форм расчетов;

       - рассмотрение возможности реструктуризации  задолженности по платежам в  федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды.

       В целях управления издержками и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне издержек предприятия, а также уровня рентабельности. При разработке учетной политики предприятия рекомендуется выбрать такие методы как калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доля коммерческих расходов.

       Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнения с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.

       При разработке учетной политики службам, осуществляющим планирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

       В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово-экономических решений четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:

       - переменные затраты, которые возрастают  либо уменьшаются пропорционально объему производства. Эти расходы на закупку товаров, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионые и другие расходы;

       - постоянные затраты, изменение  которых не связано непосредственно  с изменением объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;

       - смешанные затраты, состоящие  из постоянной и переменой  части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

       Следует провести определенную границу между  переменными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная, связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству предприятия целесообразно стремиться к такой организации учета, при случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально-стоимостный анализ и функционально-стоимостный анализ на будущие периоды).

       Большую роль при формировании финансовой политики предприятия играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных фондов с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущества, а следовательно, на уровне внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия.

       Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработке амортизационной политики является бухгалтерские группировочные ведомости по учету затрат, журналы-ордера, отчеты структурных подразделений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Данная  работа посвящена изучению анализа финансово-экономического состояния предприятия на примере ОАО «ЦУМ». Основным документом для анализа финансового состояния был «Годовой бухгалтерский отчет организации».

      Произведен анализ финансово-экономического состояния ОАО «ЦУМ», состояние структуры баланса можно охарактеризовать как удовлетворительное. Наблюдается высокая автономия предприятия (высокий удельный вес собственного капитала – 81,3 %) и низкая степень использования заемных средств – 18,7%.

      Анализ  ликвидности баланса ОАО «ЦУМ» показал, что она недостаточна. Процент покрытия по текущей ликвидности составил 01.01.03 г. 35,4%, а перспективная ликвидность отражает платежный излишек. Расчет относительных показателей ликвидности и платежеспособности позволяет сделать вывод о платежеспособности предприятия.

      ОАО «ЦУМ» имеет достаточную финансовую независимость (при норме 0,5   на 01.01.03 г. он имеет значение 0,81) и финансовую устойчивость (при норме 0,8-0,9 этот показатель имеет значение 0,81).

      Проведенный анализ деловой активности предприятия позволяет выявить, насколько эффективно оно использует свои средства. Можно сделать вывод, что по сравнению с 2002 г.  произошло снижение этого показателя.

      Рентабельность  продаж также уменьшилась на 0,05 % за счет отрицательного фактора изменения себестоимости и изменения коммерческих расходов. Рентабельность основной деятельности на 01.01.03 г. возросла на 0,07 % , это произошло за счет увеличения прочих внереализационных доходов и уменьшения прочих внереализационных расходов.

      Движение  денежных средств на предприятии происходило только по текущей деятельности, основным источником их прихода явилась выручка от реализации товаров, работ и услуг, которая составила 99,6 %  (среди направлений по использованию денежных средств значительный вес занимает оплата приобретенных товаров, работ и услуг – 86,3 %). Положительным фактом в движении денежных средств является превышение притока средств над их оттоком, что необходимо для финансовой стабильности предприятия.

      Разработана финансовая политика ОАО «ЦУМ». По итогам  проведенной работы можно сделать вывод о приоритете перехода финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночных условий  и поиска путей их достижения.

 

  1. Автоматизация бухгалтерского и  налогового учета  в организации
 

   Автоматизация бухгалтерского и налогового учета  связана с улучшением качества и  ускорением процесса обработки бухгалтерской  и налоговой информации и составления  бухгалтерской отчетности на предприятии.

Положительные стороны автоматизации бухгалтерского учета многообразны,в частности:

  • Трудоемкие учетные операции выполняются автоматически и быстро без участия бухгалтера;
  • единовременный, однократный ввод информации сразу в несколько файлов. Например, отгрузка продукции находит отражение одновременно по следующим синтетическим балансовым счетам:43, 45, 62, 90 и т.д.;
  • автоматическая проверка корреспонденции бухгалтерских счетов
  • удобное заполнение унифицированных форм документов
  • автоматическое формирование регистров бухгалтерского учета
  • автоматический расчет заработной платы и удержаний из нее,финансовых результатов деятельности организации
  • автоматическое составление баланса по форме № 1 и других форм отчетности, налоговых деклараций и т. д.
  • быстродействие компьютера высвобождает время у работников организации для проведения аналитических работ с целью повышения эффективности работы организации
  • возможна автоматизация анализа отчетности с выводом соответствующих коэффициентов
  • разграничение и контроль прав доступа к информационной системе
  • исключаются появление технических и счетных ошибок
  • улучшение качества и повышение скорости принимаемых решений
  • экономия на количестве учетных работников и,как следствие:
    • получение экономии на оплате труда и отчислениях с нее в социальные внебюджетные и бюджетные фонды
    • сокращение арендуемых площадей для размещения учетных работников и суммы арендной платы за нее

Информация о работе Финансовое состояние предприятия : анализ, проблемы и пути их решения