Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:05, дипломная работа
Цель данной работы - исследовать финансовое состояние предприятия ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ, выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по улучшению финансового состояния.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;
характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных;
оценка финансовой устойчивости;
расчет коэффициентов ликвидности;
анализ прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические и методологические основы финансового анализа…6
1.1. Сущность анализа финансового состояния и его задачи………………… 6
1.2. Классификация методов и приёмов финансового анализа………………. 8
1.3. Информационная база и методология финансового анализа………….....11
Глава 2. Анализ финансового состояния ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ………………………………………...….27
2.1. Общие сведения деятельности предприятия……………………………...27
2.2.Анализ источников формирования, размещения капитала имущественного состояния предприятия……………………………………...34
2.3. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ………………………..…51
2.4. Анализ прибыли и рентабельности………………………………………..66
Глава 3. Пути улучшения финансового состояния ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ……………………………………………76
3.1. Предложения по улучшению финансового состояния предприятия…....76
3.2. Пути улучшения платежеспособности предприятия…………...………80
Заключение..…………………………………………………………………….83
Список используемой литературы…………………………………………...88
Приложения……………………………………………………………………91
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что если за 2006 г. все показатели рентабельности вложений ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ упали по сравнению с 2005г., то в 2007 году произошла противоположная ситуация. Все показатели рентабельности вложений увеличились, то есть на 1руб. стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 2005-2007г.
На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 18.
Таблица 18. Показатели рентабельности вложения (%)
Показатели |
Расчет Код стр. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Отклонения 2007г. от 2005г. +/- |
1.Общая рентабельность вложений |
140(Ф№2) 300 |
15,8 |
-3,44 |
20,18 |
+23,62 |
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли |
140-150(Ф№2) 300 |
0,11 |
-0,05 |
0,14 |
+0,19 |
3.Рентабельность собственных средств |
140-150(Ф№2) 490 |
25,35 |
-10,64 |
26,09 |
+36,73 |
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений |
080(Ф№2) 140(Ф№1) |
- |
- |
- |
- |
5.Рентабельность |
140-150(Ф№2) 490+590 |
20,43 |
-10,6 |
26,04 |
+36,64 |
Рентабельность собственных средств также невысока. Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат. Рентабельность перманентного капитала (перманентный - это капитал, вложенный в деятельность предприятия на длительный срок) и его динамика аналогичны рентабельности собственных средств, в виду отсутствия долгосрочных заёмных средств.
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на низком уровне, что говорит об эффективном вложении средств ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ.
Для повышения рентабельности собственных средств, может использовать эффект финансового рычага (ЭФР).
ЭФР=2/З (ЭР-СРСП) х ЗС/СС,
где ЭР - экономическая рентабельность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам;
СРСП — средне расчетная ставка процента; (включает не только процент, но и затраты на обслуживание долга: расходы по страхованию заемных средств, штрафные проценты, отнесенные к сумме заемных средств)=18%.
ЗС — заемные средства;
СС — собственные средства.
Таблица 19 . Исходные данные для расчета эффекта финансового рычага
АКТИВЫ |
304015 тыс.руб. |
(СС) |
165265 тыс.руб. |
(ЗС) |
25000 тыс.руб. |
ЗС/СС (плечо рычага) |
0,15 |
НРЭИ |
61348 тыс.руб. |
ЭР |
20,18% |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ |
-2,18 |
ЭФР |
-0,22 |
Из приведенных выше расчетов видно, что в 2006 году на ФГУП Рославльском Вагоноремонтном заводе МПС РФ ЭФР отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того чтобы ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо, сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие не использует ЭФР для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, хотя такая необходимость существует.
Балансовая прибыль на ФГУП Рославльском Вагоноремонтном заводе МПС РФ в 2007 году существенно увеличилась по сравнению с 2005 годом на 62 374 тыс. руб. или в 6 раз. Её увеличению способствовало: увеличение прибыли от финансово - хозяйственной деятельности, в основном за счёт появления статьи дохода «Проценты к получению» и превышения абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным превышением операционных расходов, что увеличило балансовую прибыль на 60,5%. Снижению балансовой прибыли способствовал убыток от внереализационных операций в сумме 27 409 тыс. руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%.
Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль, по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим в 6 раз.
Результатом от прочей финансово-хозяйственной деятельности в 2007 году стала убыток в размере 98 863 тыс. руб., в то время как в предыдущем году наблюдался убыток в размере 144 535, который уменьшился за отчетный период на 54 674 тыс. руб.
В отчётном году результат от прочих внереализационных операций представляет собой убыток, который уменьшился по сравнению с 2006 годом на 68%.
После уплаты налога на прибыль в распоряжении предприятия осталось 60647 тыс. руб. Этих средств оказалось недостаточно для покрытия всех расходов. В 2007 году убыток отчетного периода составил 60 400 тыс. руб.
За 2007 год показатели общей рентабельности продукции и рентабельность продаж по чистой прибыли увеличились, по сравнению с 2005 годом, хотя за аналогичный период прошлого года наблюдался резкий спад всех показателей рентабельности продукции.
Если за 2006 год все показатели рентабельности вложений ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ упали по сравнению с 2005г., то в 2007 году произошла противоположная ситуация. Общая рентабельность вложений находится на низком уровне, так на 1 рубль имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли.
В целом все показатели прибыли и рентабельности в отчётном году возросли, что положительно характеризует деятельность ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ в 2007 году (относительно 2006 года).
Глава 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП Рославльского Вагоноремонтного завода МПС РФ
3.1. Предложения по улучшению финансового состояния предприятия
Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Одним из таких механизмов, способствующих перетоку капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределению собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным, является механизм банкротства. Он включает в себя определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха.
Существует два основных способа выхода из кризисного состояния, для предприятия являющегося банкротом:
- проведение реорганизационных
мероприятий, связанных с
- объявление банкротом данной организации в соответствии с законодательством.
Для данного предприятия одним из наиболее выгодных путей будет первый. Для восстановления стабильности данную организацию удобнее будет раздробить на более мелкие, так как, судя по Уставному капиталу, данная фирма является крупной организацией. Предприятие, возможно испытало отрицательный эффект масштаба в долгосрочном периоде, поэтому его перепродажа по мелким частям будет наиболее выгодной.
I. При открытии новых фирм следует учесть ситуацию, складывающуюся на рынках. Производить следует только тот ассортимент продукции, который пользуется спросом на внутреннем либо мировом рынке. Правильным будет произвести конверсию производства и его ориентацию на потребителя. В этой ситуации на большинство таких вопросов ответы дают маркетинговые исследования.
II. Нужно дать такие гарантии кредиторам, чтобы предприятие стало привлекательным для инвестиций. Этому будет способствовать четкий бизнес-план, гарантии, и возможности для получения стабильной прибыли.
III. Желательно проводить четкую ценовую политику, с учетом конъюнктуры рынка. Цена должна содержать в себе нормальную прибыль, а также возможные получаемые сверхприбыли.
IV. Для налаживания деятельности предприятия необходимо пересмотреть кадровую политику. Уровень образования управленческих кадров должен соответствовать современным рыночным условиям, номенклатура кадров должна, сведена к минимуму, но недостатка в специалистах необходимо избегать.
V. Необходимо пересмотреть масштабы производства, определить их оптимальный объем с учетом рыночных цен и спроса на продукцию.
VI. Нужно проводить четкую финансовую политику, стараться заключать договора о кредитах на наиболее выгодных условиях. Чем ниже процентная ставка по кредиту, тем более выгодно брать кредит у банка.
VII. Оснащение производства только необходимым оборудованием для данного объема производства, избежание нехватки кадров. Рекомендуется в современных условиях также использовать достижения научно-технического прогресса.
VIII. Необходимо проводить четкую политику материального снабжения. Заключение контрактов только с надежными поставщиками, для укрепления своей деловой репутации, выполнять в срок все свои обязательства. Повышение производительности труда — одна из главных целей производства. Этому может способствовать компьютеризация и автоматизация производственного процесса. Уменьшение показателей материалоемкости и трудоемкости продукции, что в свою очередь приведет снижение себестоимости, а также для достижения цели снижения себестоимости необходимо проводить совершенствование технологического процесса.
Можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной, поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств.
Наиболее эффективна
наступательная тактика, для которой
характерно применение не столько оперативных,
сколько стратегических мероприятий.
В этом случае наряду с экономными,
ресурсосберегающими мероприяти
Одна из важных задач по выводу предприятия из кризисной ситуации — выбор такой оптимальной организационной структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам предприятия, а также воздействующим на него внутренним и внешним факторам в существующих и ожидаемых условиях функционирования предприятия. Однако одной, оптимальной для всех ситуаций, организационной структуры предприятия не существует, относительная эффективность того или иного типа организационной структуры определяется различными внешними и внутренними факторами. Возможности и сроки вывода предприятия из кризисной ситуации, как и стабильного эффективного развития в дальнейшем, в значительной мере зависят также от наличия условий для организации разработки и внедрения инновации на предприятии.
Готовая продукция не должна накапливаться на складе, для этого необходимо производить четкую ее реализацию заказчикам. Необходимо наладить контакты, стимулирующие сбыт продукции покупателям, своевременно заключать договора с клиентами, а также заниматься рекламой для распространения производимой продукции.