Единый социальный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Единый социальный налог (далее по тексту — ЕСН) — форма обложения выплат работникам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) с целью пенсионного, социального и медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц. ЕСН относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, ЕСН относится к прямым налогам, так как конечными его плательщиками являются: работодатель или индивидуальный предприниматель, адвокат, получивший доход. ЕСН — целевой налог, так как он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………… 4

2. Глава I. Государственные социальные внебюджетные фонды…………. 6

3.Глава II. Основные элементы Единого социального налога……………..15

4. Глава III.Проблемы взимания ЕСН………………………………………..37

5.Заключение…………………………………………………………………...44

6.Список литературы…………………………………………………..………46

Файлы: 1 файл

есн.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно - спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

5) иные выплаты, предусмотренные НК РФ

Налоговая норма: ст.  238 НКРФ

III.   Налоговая льгота: Отсутствие объекта налогообложения.

Содержание налоговой льготы: Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая норма: Пункт 1 ст. 236 НКРФ

IV. Налоговая льгота: Освобождение от уплаты ЕСН выплат и вознаграждений, выплачиваемых за счет отдельных источников.

Содержание налоговой льготы: налогоплательщиков - организаций, у которых такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

2) у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц, у которых такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налоговая норма: Пункт 3 ст. 236 НКРФ

Налоговый учет по ЕСН. Система налогового учета по ЕСН структурно состоит из трех уровней:

1) уровень первичных учетных документов;

2) уровень аналитических регистров налогового учета;

3) уровень налоговой декларации (расчета налоговой базы и суммы ЕСН к уплате за конкретный налоговый период).

Кроме того, между уровнями системы налогового учета по ЕСН существуют строгие вертикальные однонаправленные связи. Их суть заключается в том, что данные налогового учета из первичных документов попадают в аналитические регистры налогового учета, где обобщаются, а затем уже итоговая информация заносится в налоговую декларацию (расчет налоговой базы по ЕСН). Движение информации между уровнями в рамках системы налогового учета по ЕСН идет снизу вверх: от первичных учетных документов к аналитическим регистрам налогового учета и далее к расчету налоговой базы (к налоговой декларации). Это движение четко однонаправлено снизу вверх, притом что движение данных налогового учета сверху вниз: от налоговой декларации к первичным учетным документам невозможно и бессмысленно.

Рассмотрим первый уровень налогового учета по ЕСН. Формы первичных учетных документов для целей налогового учета по ЕСН действующим законодательством не установлены, поэтому в качестве таких документов на практике используются первичные учетные документы бухгалтерского учета.

 

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами. Это означает, что данные о всех хозяйственных операциях, в том числе и данные налогового учета, первоначально фиксируются в первичных учетных документах, а уже затем обобщаются в аналитических регистрах налогового учета.

Первичные учетные документы принимаются к налоговому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых там не предусмотрена, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Таким образом, ЕСН исчисляется на основе данных первичных учетных документов, которые составляют первый уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит первоначальное отражение данных налогового учета обо всех хозяйственных операциях конкретного налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой ЕСН.

Второй уровень налогового учета по ЕСН действующим законодательством также не регламентирован, то есть обязательные формы аналитических налоговых регистров для ведения налогового учета по ЕСН пока не предусмотрены, поэтому формы аналитических налоговых регистров для ведения налогового учета по ЕСН налогоплательщики могут разрабатывать для себя сами.

Вместе с тем МНС РФ разработало и утвердило форму «Индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета» (так же ее еще называют — Индивидуальная карточка) и порядок ее заполнения.

Пока данная форма и порядок ее ведения и заполнения являются рекомендательными на основании  п.  3  Приказа МНС  РФ от 21 февраля 2002 г № БГ-3-05/91 «Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядка ее заполнения». Несмотря на это, очень многие предприятия и организации на практике используют Индивидуальную карточку в качестве аналитического налогового регистра для ведения налогового учета по ЕСН.

Индивидуальная карточка ведется налогоплательщиком по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты по трудовому, гражданско-правовому и авторскому договорам. Если налогоплательщиком производятся выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком вышеназванными договорами, то по ним индивидуальные карточки не открываются.

Индивидуальная карточка предназначена для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к налоговому учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для дальнейшего отражения в налоговой декларации (в расчете налоговой базы по ЕСН). Индивидуальные карточки ведутся в виде специальных форм на бумаге или в электронном виде на доступных машинных носителях.

Таким образом, ЕСН исчисляется на основе данных Индивидуальной карточки или заменяющих ее аналитических налоговых регистров, которые составляют второй уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит накопление, обобщение и систематизация данных налогового учета по объектам налогообложения ЕСН, полученных из первичных учетных документов.

Третий уровень налогового учета по ЕСН. На этом уровне налогового учета на основании данных аналитических налоговых регистров составляется налоговая декларация по ЕСН (расчет налоговой базы по ЕСН). В ней обобщается информация из налоговых регистров и рассчитывается налоговая база по ЕСН, а также сумма ЕСН к доплате или возмещению за конкретный налоговый период.

Формы налоговых деклараций по ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 9 октября 2002 г. № БГ-3-05/550 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических Лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и инструкции по ее заполнению» и приказом МНС РФ от 13 ноября 2002 г. № БГ-3-05/649 «Об утверждении форм налоговых деклараций: по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для индивидуальных предпринимателей (включая применяющих упрощенную систему налогообложения), глав крестьянских (фермерских) хозяйств и инструкций по их заполнению».

Таким образом, ЕСН исчисляется в налоговой декларации, которая составляет третий уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит расчет налоговой базы и сумм самого ЕСН, при этом расчетные показатели для расчета налога берутся из аналитических регистров налогового учета.

 

Глава III.    Проблемы взимания ЕСН.

 

Достаточную «молодость» данной части законодательства, существуют некоторые противоречия. Так, например, в обязанности налогоплательщиков не входит распределение этого налога между государственными социальными фондами. Эта функция принадлежит государству и полностью им контролируется. Налогоплательщики поэтому не могут нести ответственности за правильность исчисления, полноту и своевременность распределения единого социального налога между фондами, а только лишь за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты самого налога.

Указанная проблема возникла по той причине, что глава 24 “Единый социальный налог” устанавливает обязанности налогоплательщиков данного налога и обязанности налоговых органов по контролю за его распределением. Разделение обязанностей и ответственности законом прописано не четко. Поэтому создается двусмысленность во многих нормах, которая разрешается очень просто. Налогоплательщики единого социального налога исполняют обязанности в соответствии с нормами Налогового кодекса только в отношении этого федерального налога. Налогоплательщики не несут ответственности за установленный государством (для себя самого) порядок распределения этого налога между государственными социальными фондами.

Несмотря на то, что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.

Изменилось и представление самих налогоплательщиков: С их точки зрения также существенно изменилось направление уплаты денежных средств на обеспечение социальных гарантий граждан. Если ранее налогоплательщики отчисляли взносы, то теперь они уплачивают налог.

Кстати статья 234 НК РФ, включающая общие положения о назначении ЕСН, с 1 января 2005 г. утратила силу. Возможно, многие налогоплательщики сочтут данное изменение незначительным, но хотелось бы отметить, что это носит принципиальный характер, поскольку свидетельствует о качественных корректировках текста НК РФ. Согласно прежней редакции ЕСН был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, что противоречит определению понятия «налог». В соответствии с частью первой НК РФ налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом в целях финансового обеспечения деятельности государства. Прекращение действия ст. 234 исключает данное противоречие из текста НК РФ.

 

Перспективы развития единого социального налога.

Положительным результатом стало выполнение ежемесячных заданий за январь-март 2003 г. по сбору ЕСН во все фонды. Поступления платежей в сравнении с тем же периодом прошлого года увеличились.

Несмотря на то что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.

ЕСН сегодня еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Информация о работе Единый социальный налог