Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа
Единый социальный налог (далее по тексту — ЕСН) — форма обложения выплат работникам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) с целью пенсионного, социального и медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц. ЕСН относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, ЕСН относится к прямым налогам, так как конечными его плательщиками являются: работодатель или индивидуальный предприниматель, адвокат, получивший доход. ЕСН — целевой налог, так как он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
1. Введение…………………………………………………………………… 4
2. Глава I. Государственные социальные внебюджетные фонды…………. 6
3.Глава II. Основные элементы Единого социального налога……………..15
4. Глава III.Проблемы взимания ЕСН………………………………………..37
5.Заключение…………………………………………………………………...44
6.Список литературы…………………………………………………..………46
Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ). На его долю в настоящее время приходится более 80, 6% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды. Исполнение бюджета Пенсионного фонда РФ в 2000 г. показало, что его доходы составили 439,4 млрд. руб., что составляет 6, 3% ВВП и около 55% доходов федерального бюджета. За счет этих средств в России получают государственные пенсии более 38 млн. пенсионеров.
Управление финансами государственного пенсионного обеспечения предусматривает:
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством о пенсионном обеспечении в РФ;
организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и потери кормильца;
капитализацию средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов ПФ РФ;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение в законодательные органы власти предложений по ее совершенствованию;
• разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ.
Пенсионный фонд России может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
В соответствии с действующим законодательством доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет:
части единого социального налога, соответствующей размеру бывшего страхового взноса в Пенсионный фонд;
ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семей;
средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений.
Использование средств ПФ РФ осуществляется на основе пенсионного законодательства, а также постановлений и указов Президента и Правительства Российской Федерации. Средства ПФ РФ направляются на следующие цели:
выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1, 5 лет;
финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФ РФ и его органов;
другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФ РФ.
До введения единого социального налога основным источником формирования доходов ПФ РФ были страховые платежи. Они носили обязательный характер, и на их долю приходилось 3/4 всей суммы доходов фонда. Введение государством страховых усредненных тарифов и принципа обязательности платежа для юридических и физических лиц сближало страховые платежи с налоговыми. Между тем они различаются. В то время как налоги могут быть использованы в рамках бюджетного права самым различным образом, страховые взносы, уплаченные и собранные в ПФРФ, имеют целевое назначение использования.
Фонд социального страхования РФ.
Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования Российской Федерации, который представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации, назначение которого состоит в управлении финансами государственного социального страхования.
В 2000 г. доходы Фонда социального страхования РФ составили около 100 млрд. руб., или 1, 5% ВВП.
Основными задачами Фонда социального страхования РФ (ФСС) являются: обеспечение граждан государственными пособиями, санаторно-курортным лечением; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС, разработка совместно с другими заинтересованными ведомствами предложений о размере тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования; разъяснительная работа среди страхователей и населения о необходимости и целесообразности страхования; сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
В соответствии с назначением и задачами ФСС его средства направляются на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
погребение;
санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и др.);
создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС на всех уровнях;
обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС;
проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда социального страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования – денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению.
ОМС – это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.
Доходная часть ФФОМС с 2001 г. формируется за счет:
отчислений от ЕСН;
отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения: в бюджет ФФОМС – по нормативу 0,5%, в бюджеты ТФОМС – по нормативу 4,5%;
отчислений от сельхозналога: в бюджет ФФОМС – по нормативу 0,2%, в бюджеты ТФОМС – 3,4%;
отчислений от единого налога на вмененный доход: в бюджет ФФОМС – пол нормативу 0,5%, в бюджеты ТФОМС – 4,5%
доходов от размещения временно свободных средств Фонда.
добровольных взносов юридических и физических лиц.
Поступления ЕСН является основным видом доходов ФФОМС (например, в 2004 г. – 96,8% общей суммы доходов).
Доходы бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год формируются за счет следующих источников:
налогов, подлежащих зачислению в бюджет ФФОМС в соответствии с законодательством РФ;
сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в ФФОМС, подлежащих зачислению в бюджет ФФОМС в соответствии с законодательством РФ;
средств федерального бюджета передаваемых в Фонд на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами и на ОМС неработающего населения (детей) в соответствии с законодательством РФ, - в размере установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год»;
прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством РФ.
Структура доходов территориальных фондов дифференцируется по различным субъектам РФ, в том числе в зависимости от того, получает ли территориальный фонд средства из Федерального фонда или нет. В городе Москве страховые взносы на неработающее население не отражаются в бюджете Московского городского фонда ОМС, не поступают на счет этого фонда, а непосредственно перечисляются на счета лечебно-профилактических учреждений. Но в целом в доходах ТФОМС преобладают поступления единого социального налога, уплачиваемого работодателями за работающих граждан, над поступлением взносов на ОМС неработающего населения. Соотношение между поступлениями от ЕСН и взносами за неработающее население в последние четыре года в среднем по РФ составляет 2,3 к 1, не всегда соответствуя числу работающих и неработающих в отдельных регионах. По оценкам некоторых экспертов, недофинансирование из территориальных бюджетов за неработающее население в фонды ОМС доходит в проблемных регионах до 70%. [1]
В результате снижения ставки ЕСН, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования, поступление доходов в бюджеты указанных фондов в 2005 году уменьшится на 16000000,0 тыс. рублей, однако субсидии федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) предусмотрены в расходной части бюджета Фонда лишь в размере 3000000,0 тыс. рублей (18,8% от необходимой суммы), в связи с чем в 2005 году возникнет дополнительный недостаток средств в сумме 13000000,0 тыс. рублей при наличии значительного дефицита финансирования Базовой программы.
Глава II. Основные элементы Единого социального налога
Налогоплательщики. Определение налогоплательщиков единого налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.
В первую очередь налогоплательщиками этого налога: работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. (налогоплательщики-
Ко второй группе относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также адвокаты.
В отличие от первой группы входящие во вторую выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, без заработной платы наемным работникам. (налогоплательщики-
Одновременно с этим организации и индивидуальные предприниматели переведенные в соответствии с действующим законодательством уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части доходов, которые они получают от осуществления этих видов .
Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ все налогоплательщики по ЕСН делятся на две подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на группы. Более наглядно это может быть представлено на схеме 1.[2]
Рисунок 2. Плательщики ЕСН
Объект налогообложения. Особенностью обложения ЕСН является то, что различные категории налогоплательщиков по ЕСН имеют различный объект налогообложения. Представим систему объектов налогообложения по ЕСН, предусмотренную ст. 236 НК РФ, по группам налогоплательщиков в табл. 1[3]
Таблица 1 Объект налогообложения ЕСН
Налогоплательщик | Объект налогообложения |
Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам (работодатели) | Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. |
Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями и производящие выплаты физическим лицам | Выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. |
Индивидуальные предприниматели и адвокаты | Доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением |