Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа
Единый социальный налог (далее по тексту — ЕСН) — форма обложения выплат работникам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) с целью пенсионного, социального и медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц. ЕСН относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, ЕСН относится к прямым налогам, так как конечными его плательщиками являются: работодатель или индивидуальный предприниматель, адвокат, получивший доход. ЕСН — целевой налог, так как он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
1. Введение…………………………………………………………………… 4
2. Глава I. Государственные социальные внебюджетные фонды…………. 6
3.Глава II. Основные элементы Единого социального налога……………..15
4. Глава III.Проблемы взимания ЕСН………………………………………..37
5.Заключение…………………………………………………………………...44
6.Список литературы…………………………………………………..………46
4 Адвокаты уплачивают ЕСН по ставкам, представленным в табл. 6.
Таблица 6. Ставки ЕСН для налогоплательщиков – адвокатов
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года
| В Федеральный бюджет | Фонды обязательного медицинского страхования | Итого
| |
федеральный фонд обязательного медицинского страхования
| территориальные фонды обязательного медицинского страхования
| |||
До 300 000 рублей
| 14,0 процента
| 0,2 процента
| 3,4 процента
| 17,6 процента
|
От 300 001 рубля до 600 000 рублей
| 42 000 рублей + 8,0 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
| 600 рублей + 0,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
| 10 200 рублей + 1,9 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
| 52 800 рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
|
Свыше 600 000 рублей
| 66 000 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей
| 900 рублей
| 15 900 рублей
| 82 800 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей
|
47
Кроме того, стоит особо отметить, что порядок применения регрессивных налоговых ставок по ЕСН (ставок с доходов свыше 100 000 руб.) для различных категорий налогоплательщиков существенно разнится:
1) индивидуальные предприниматели и адвокаты применяют регрессивные налоговые ставки по ЕСН по мере роста налоговой базы без ограничений;
2) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица) вне зависимости от того, являются ли они или не являются работодателями-
Так, согласно п. 2 ст. 241 НК РФ в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН налогоплательщиками накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной для сумм налоговой базы до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
При этом налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога, то есть они могут использовать регрессивную шкалу налогообложения по ЕСН только со следующего налогового периода.
Расчет средней величины дохода на одного работника производится в следующем порядке. У налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) — выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Порядок исчисления налога. Для Целей исчисления ЕСН все налогоплательщики разделены на две категории:
1) налогоплательщики-
2) плательщики, не являющиеся работодателями.
На основании п. 1 ст. 243 НК РФ налогоплательщики-работодатели исчисляют и уплачивают ЕСН отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд, определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца такие налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных — для налогоплательщиков — физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 243 НК РФ уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Отметим, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
Согласно п. 1 ст. 244 НК РФ расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками, не являющимися работодателями, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и установленных налоговых ставок. Налогоплательщики уплачивают авансовые взносы по ЕСН на основе уведомлений, получаемых из налоговых органов.
Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно. При этом в случае значительного (более чем на 50 %) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода — вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.
Порядок и сроки уплаты налога[4]. Для всех категорий налогоплательщиков по ЕСН предусмотрен авансовый порядок уплаты ЕСН. Этот порядок предполагает авансовую уплату налога в течение налогового периода и уплату разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, по окончании налогового периода в установленные НК РФ сроки.
При этом порядок уплаты ЕСН также различен для отдельных категорий налогоплательщиков.
1. Налогоплательщики - работодатели уплачивают ежемесячные авансовые платежи по ЕСН в срок не позднее 15-го числа следующего месяца. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику по его желанию на основании НК РФ.
2. Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, уплачивают авансовые платежи по ЕСН на основании налоговых уведомлений в следующие сроки:
• за январь—июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
• за июль—сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
• за октябрь—декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Эти налогоплательщики уплачивают разницу между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, она подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику по его желанию на основании норм действующего налогового законодательства.
Налоговые льготы. Система налоговых льгот по ЕСН предусматривает четыре вида налоговых льгот. Систему налоговых льгот по ЕСН можно представить следующим образом:
Система налоговых льгот по ЕСН[5]
I. Налоговая льгота: Освобождение от уплаты ЕСН отдельных видов физических и юридических лиц.
Содержание налоговой льготы : 1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
2) следующие категории налогоплательщиков-
- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %; - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов;
3) налогоплательщики, индивидуальные предприниматели или адвокаты, являющиеся инвалидами I, П или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, непревышающем 100 000 руб. в течение налогового периода;
4) российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений
Налоговая норма: ст. 239 НКРФ
II. Налоговая льгота: Освобождение от уплаты ЕСН отдельных видов выплат и вознаграждений.
Содержание налоговой льготы: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российском Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
3) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанных с:
- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;