Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа
Единый социальный налог (далее по тексту — ЕСН) — форма обложения выплат работникам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) с целью пенсионного, социального и медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц. ЕСН относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, ЕСН относится к прямым налогам, так как конечными его плательщиками являются: работодатель или индивидуальный предприниматель, адвокат, получивший доход. ЕСН — целевой налог, так как он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
1. Введение…………………………………………………………………… 4
2. Глава I. Государственные социальные внебюджетные фонды…………. 6
3.Глава II. Основные элементы Единого социального налога……………..15
4. Глава III.Проблемы взимания ЕСН………………………………………..37
5.Заключение…………………………………………………………………...44
6.Список литературы…………………………………………………..………46
Налоговая база. Налоговая база по ЕСН также определяется в разрезе различных категорий налогоплательщиков на основании ст. 237 НК РФ по-разному, что может быть представлено в виде табл. 2.
Кроме особенностей исчисления налоговой базы по ЕСН, существуют также и общие правила исчисления налоговой базы по ЕСН, применяемые всеми категориями налогоплательщиков без исключения;
1) при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования;
2) при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных иен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов;
3) выплаты и вознаграждения, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на день выплаты.
Таблица 2. Налоговая база по ЕСН
Налогоплательщик | Налоговая база |
Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам (работодатели) | Денежное выражение объекта налогообложения по ЕСН, то есть сумма выплат иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц |
Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями и производящие выплаты физическим лицам | Денежное выражение объекта налогообложения по ЕСН, то есть сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом |
Индивидуальные предприниматели и адвокаты | Денежное выражение объекта налогообложения по ЕСН, то есть сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль |
Налоговый и отчетный период. В соответствии со ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. '
Сроки предоставления налоговой отчетности по ЕСН, а также формы отчетности по ЕСН для различных категорий налогоплательщиков существенно отличаются:
1) адвокаты на основании п. 7 ст. 244 НК РФ представляют налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период;
2) индивидуальные предприниматели (включая применяющих упрощенную систему налогообложения, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств) также представляют налоговую декларацию по форме, утверждением МНС России, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
3) все остальные налогоплательщики — работодатели, производящие выплаты физическим лицам, представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной МНС России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее I июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Налоговая ставка. Система налоговых ставок по ЕСН предусмотрена ст. 241 НК РФ и дифференцирована по категориям налогоплательщиков.
1. Лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица), если они не являются работодателями-налогоплательщи
47
Таблица 3. Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями или родовыми общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | В Федеральный бюджет | В Фонд социального страхования | В Фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
федеральный | территориальные | ||||
До 100 000 руб. | 28,0 % | 4,0 % | 0,2 % | 3,4 % | 35,6 % |
|
|
|
|
|
|
От 100 001 руб. до 300 000 руб. | 28 000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 4 000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 3 400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 35 600 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100 000 руб. |
|
|
|
|
|
|
От 300 001 руб. до 600 000 руб. | 59 600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 8 400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 7 200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 75 600 руб.+ 10,0 % с суммы, превышающей 300 000 руб. |
|
|
|
|
|
|
Свыше600 000 руб. | 83 300 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. | 11 700 руб. | 700 руб. | 9 900 руб. | 105 600 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.* |
* до 1 января 2002 г. при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5 процентов.
47
2. Лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и физические лица), если они являются работодателями-
Таблица 4. Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями или родовыми общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | В Федеральный бюджет | В Фонд социального страхования | В Фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
федеральный | территориальные | ||||
До 100 000 руб. | 20,6 % | 2,9 % | 0,1 % | 2,5 % | 26,1 % |
От 100 001 руб. до 300 000 руб. | 20 600 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 2 900 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 100 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 2 500 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 26 100 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100 000 руб. |
От 300 001 руб. до 600 000 руб. | 52 200 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 7 300 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 300 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 6 300 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 66 100 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300 000 руб. |
Свыше600 000 руб. | 75 900 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. | 10 600 руб. | 600 руб. | 9 000 руб. | 96 100 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.* |
* до 1 января 2002 г. при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5 процентов.
3. Индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН по ставкам, представленным в табл, 5.
Таблица 5. Ставки ЕСН для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей.
Налоговая база на каждого отдельного работника Нарастающим итогом с начала года | В Федеральный бюджет | В Фонды обязательного медицинского страхования | Итого | |
федеральный | территориальные | |||
До 100 000 руб. | 19,2 % | 0,2 % | 3,4 % | 22,8 % |
|
|
|
|
|
От 100 001 руб. до 300 000 руб.
| 19 200 руб. + 10,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб. | 200 руб. + 0,1 % с суммы превышающей100 000 руб. | 3 400 руб. + 1,9 % с суммы превышающей100 000 руб. | 22 800 руб. + 12,8 % с суммы, превышающей100 000 руб. |
|
|
|
|
|
От 300 001 руб. до 600 000 руб. | 40 800 руб. + 5,5 % с суммы, превышающей 300 000 руб. | 400 руб. | 7 200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей300 000 руб. | 48 400 руб. + 6,4 % с суммы, превышающей 300 000 руб. |
|
|
|
|
|
Свыше 600 000 руб.
| 57 300 руб. + 2,0 % с суммы превышающей 600 000 руб. | 400 руб. | 9 900 руб. | 67 600 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб. |