Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:08, курс лекций
В настоящем разделе речь пойдет об использовании системы коэффициентов для анализа финансового положения компании на основе ее финансовой отчетности. Будем исходить из того, что для проведения финансового анализа нам известны, по крайней мере, ее баланс и отчет о прибыли. Отчет о движении денежных средств также желателен, но основные выводы о состоянии предприятия можно сделать именно на основании баланса и отчета о прибыли. Формат, в котором представлены баланс и отчет о прибыли, обычно не имеет значения, так как существует возможность трансформировать данные из украинского формата в западный, однако следует признать, что последний является более удобным. Финансовая отчетность является наиболее доступной информацией для проведения анализа предприятия.
В соответствии с
таблицей, выручка каждого месяца
корректируется с учетом индексов инфляции
всех предшествующих месяцев. Например,
для получения
Новое значение коэффициента изменения валовой выручки (с учетом корректировки на инфляцию) составит всего (1,327,024 – 1,230,000) / 1,230,000 = 7,89%. Как видно, при годовом темпе инфляции 14.28% расхождение значения коэффициента весьма существенно. Если темп инфляции ниже, погрешность расчета становиться менее ощутимой. Например, при годовом темпе инфляции 2.8% значение коэффициента изменения валовой выручки составляет 15.12%. Таким образом, при малых уровнях инфляции этот эффект можно не учитывать.
Коэффициент валового дохода показывает, какую долю валовый доход занимает в выручке предприятия. Расчет коэффициента производится по формуле
Валовый доход зависит от соотношения цен, объема продаж и себестоимости проданной продукции. Любое изменение в соотношении цен и себестоимости произведенных или приобретенных товаров может повлечь за собой изменение в валовом доходе. Коэффициент валового дохода является предтечей полной оценки прибыльности продаж предприятия. Следует помнить, что валовый доход по определению призван покрыть издержки, связанные с общим управлением компании и реализацией готовой продукции и, кроме того, обеспечить прибыль предприятию. В этом смысле коэффициент валового дохода показывает способность менеджмента компании управлять производственными издержками (стоимостью сырья и прямых материалов, затратами на прямой труд и производственными накладными издержками). Чем выше этот показатель, тем более успешно менеджмент компании управляет производственными издержками. Значение этого показателя для компании SVP составили
25.35% |
в XX году и |
23.14% |
в XY году. |
Из этих данных следует,
что значение показателя ухудшилось.
Очевидно, что с ростом объемов
реализации менеджмент предприятия
не смог удержать на неизменном уровне
производственную себестоимость, т.е.
некоторые статьи производственных
издержек, предположительно затраты
на энергию или стоимость прямых
материалов относительно увеличились.
Могло также сказаться
Коэффициент операционной прибыли показывает эффективность основной (операционной) деятельности предприятия вне связи с финансовыми операциями и нормами фискального регулирования, принятыми в стране. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:
.
В данной формуле мы подчеркнули содержание операционной прибыли: это прибыль, которая получается после вычитания из валового дохода общих, административных и реализационных издержек. Таким образом, в числителе этой формулы учтены все издержки, кроме финансовых платежей и налога на прибыль. И поэтому данный показатель показывает, насколько эффективна собственно производственная деятельность предприятия. Предприятие SVP имело следующие значения коэффициента операционной прибыли:
10.49% |
в XX году и |
9.17% |
в XY году. |
Рассчитанные значение
показателя операционной прибыли позволяют
сделать следующие выводы. Во-первых,
эти значения по годам закономерно
ниже показателя валового дохода. Во-вторых,
эффективность деятельности компании
с точки зрения операционной прибыли
снизилась еще более
Прибыльность продаж (коэффициент чистой прибыли) является итоговой характеристикой прибыльности основной деятельности предприятия за период времени. Расчет этого показателя производится по формуле
.
Если предыдущие два коэффициента характеризовали эффективность отдельных сторон деятельности предприятия в части обеспечения прибыльности, то данный коэффициент показывает, насколько эффективно “сработала” вся менеджерская команда, включая производственных менеджеров, маркетологов, финансовых менеджеров в части основной деятельности компании. Роль финансового менеджера в данном контексте свелась к добыванию заемных финансовых ресурсов, а эффективность его деятельности оценивается тем, какова стоимость (процентная ставка) этих ресурсов. В самом деле, процентные платежи учтены в расчете чистой прибыли, и чем выше эти платежи, тем ниже прибыльность продаж. Компания SVP достигла следующих значений прибыльности продаж:
6.46% |
в XX году и |
5.68% |
в XY году. |
Полученное снижение прибыльности продаж по элементам уже было объяснено выше при анализе предшествующих показателей прибыльности. Следует также добавить, что относительное снижение этого показателя менее существенно по сравнению со снижением показателя операционной прибыли. Этого говорит о том, что финансовый менеджер компании, за счет привлечения не очень дорогих кредитов смог слегка улучшить положение компании, не допустив драматического снижения показателя чистой прибыли.
Существует еще
один способ оценки прибыльности продаж,
который исключает все
.
Смысл формулы таков: поскольку процентные платежи вычитались из налогооблагаемой прибыли, мы просто добавляем эту сумму вычтенных процентов, но с учетом налога на прибыль. Расчет по этой формуле приводит к следующим оценкам показателя чистой прибыли:
7.34% |
в XX году и |
6.42% |
в XY году. |
Подчеркнем также, что итоговый характер данного показателя привлекает пристальное внимание собственников компании. Собственники компании, как правило, не имеют достаточного времени и квалификации для того, чтобы подробно анализировать все элементы деятельности компании. В то же время ключевые показатели они контролируют с особой тщательностью. Данный показатель относится к разряду основных с точки зрения собственников. Снижение прибыльности продаж в XY году, очевидно, вызовет негативную реакцию собственников, и они в праве потребовать у руководства более детальных объяснений. И если эти объяснения не будут сочтены вескими, собственники предприятия могут заменить управляющий персонал компании, как не оправдавший их ожидания.
5.3. Показатели операционных
Анализ операционных издержек производится с целью оценки относительной динамики долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Анализ операционных издержек позволяет выяснить истинную причину изменения показателей прибыльности компании.
В частности, коэффициент производственной себестоимости реализованной продукции, который рассчитывается по следующей формуле
,
является дополнением коэффициента валового дохода в том смысле, что эти два коэффициента в сумме должны составлять 100%.
Аналогичные формулы справедливы для всех остальных коэффициентов данной группы. Расчет этой группы коэффициентов для предприятия SVP позволил получить следующие оценки:
XX год |
XY год | |
Коэффициент себестоимости реализованной продукции |
74.66% |
76.86% |
Коэффициент издержек на реализацию |
10.50% |
8.50% |
Коэффициент общих и административных издержек |
4.50% |
6.00% |
Коэффициент процентных платежей |
1.26% |
1.05% |
Данная таблица дает возможность сделать ряд выводов о причинах снижения прибыльности продаж предприятия. Во-первых, основная причина состоит в увеличении производственных издержек (себестоимости проданных товаров). Предприятие пыталось компенсировать это увеличение за счет снижения издержек на реализацию продукции, и у него это получилось: эти издержки в общей структуре затрат снизились с 10.5% в XX году до 8.5% в XY году. Однако, доля общих и административных издержек предприятия увеличились с 4.5% до 6%, что практически нивелировало усилия по снижению затрат на реализацию продукции. Следует подчеркнуть, что снижения затрат на реализацию, в составе которой присутствует существенная доля оплаты рекламной кампании, является не лучшим способом повышения эффективности деятельности компании, так как это может привести к снижению выручки. Отмечается также снижение доли процентных платежей в структуре затрат, что несомненно является заслугой финансового менеджера предприятия.
5.4. Показатели эффективности
При анализе состояния
компании важно определить, насколько
эффективно менеджмент управляет активами,
доверенными ему владельцами
компании. По балансу предприятия
можно судить о характере используемых
компанией активов. Большая сумма
накопленной амортизации по отношению
к имеющимся недвижимому
Коэффициент
оборачиваемости активов вычисл
Расчеты этих показателей производятся по формулам:
,
Чаще всего используется оборачиваемость активов всего и оборачиваемость чистых активов, или нетто-активов. С помощью этих показателей можно определить, какое количество вложенных активов необходимо для обеспечения данного уровня реализации продукции, то есть какая сумма дохода получается на каждый, например, доллар или гривну вложенных активов. Применение нетто-активов исключает из расчетов текущие обязательства. Объясняется это тем, что текущие обязательства (счета к оплате, подлежащие выплате налоги, подлежащая выплате доля долгосрочной задолженности, начисленная заработная плата и другие начисленные обязательства) в основном непосредственно связаны с операциями компании и не находятся в ее распоряжении в процессе ее деятельности. Таким образом, сумма используемых компанией активов эффективно уменьшается за счет этой постоянной текущей кредиторской задолженности и прочих текущих обязательств. Это соображение особенно важно при анализе деятельности торговых фирм, у которых сумма счетов поставщиков, подлежащих оплате, достигает значительной доли в общем итоге баланса.
Показатель оборачиваемости постоянных активов показывает, какая сумма дохода получается на единицу денежного выражения основных средств предприятия. Этот показатель является наиболее “болезненным” для украинских предприятий в настоящий период развития экономики страны с характерным неполным использованием производственных мощностей.
Необходимо отметить, что данные показатели являются весьма приближенными, поскольку в балансах большинства предприятий самые различные активы, приобретенные в различное время, показываются по первоначальной стоимости. Балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их реальной стоимостью, при этом такое расхождение усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов. Именно такие несоответствия балансовой и реальной стоимости у большинства инвесторов вызывают желание к поглощению данной компании, чтобы реализовать заложенную в ней дополнительную стоимость.
Еще одно искажение
реального положения может быть
связано с разнообразием видов
деятельности компании: в то время
как значительная часть производственной
деятельности требует вовлечения большого
количества активов, другие виды деятельности
(например, сфера обслуживания или
оптовая торговля) требуют относительно
меньшего количества активов для
получения определенного объема
дохода. Поэтому при анализе, по возможности,
надо стремиться к разделению финансовых
показателей по основным видам деятельности
или видам продукции, и коэффициент
оборачиваемости активов наряду
с другими показателями поможет
определить благоприятные или
Информация о работе Диагностика предприятия с помощью финансовых коэффициентов