Цель и задачи внутреннего аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:24, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию молочного комбината и дать объективные, реальные и точные сведения об объекте.

Файлы: 6 файлов

Глава 2.doc

— 99.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доклад.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 1.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

 

Применяя такую декомпозицию разделов и видов работ, подлежащих аудиту, можно охватить практически  все комплексы бухгалтерского учета  и отчетности. Однако для каждого  конкретного экономического субъекта необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо уделить особое внимание при проверке.

Аудиторская проверка - это  сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы  максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.

Одним из наиболее эффективных  путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета. Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить состав контрольных процедур, но сами процедуры должны быть уже разработаны.

При проведении проверки достаточно запросить у клиента  определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.

Методики по различным  разделам учета должны разрабатываться  по единой схеме. Для проверки каждого  раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:

  1. Перечень основных нормативных документов;
  2. Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете16, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;
  3. Первичные документы по разделу учета;
  4. Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;
  5. Классификатор возможных нарушений;
  6. Вопросник аудитора для составления программы проверки;
  7. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;
  8. Описание контрольных процедур.

Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие  пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.

Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции государственной налоговой службы и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета

Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета.

Перечень первичных документов приводится по каждому разделу учету, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.)

Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности  представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.)

Наличие перечня регистров  позволяет аудитору определить их соответствие у клиента общепринятым и при  необходимости сделать соответствующие  рекомендации.

Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по ф. № 1, отчет о финансовых результатах по ф. № 2 и др.)17

Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской проверки кассовых операций можно предположить следующую классификацию нарушений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных излишнее списание денег по кассе и др.

Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов

Методы сбора аудиторских  доказательств, применяемые при  проверке, являются типовыми:

Используются восемь основных методов:

  • ·  наблюдение за инвентаризацией или участие в ней;
  • ·  наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;
  • ·  устный опрос;
  • ·  получение письменных подтверждений;
  • ·  проверка документов клиента;
  • ·  проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;
  • ·  проверка арифметических расчетов;
  • ·  проведение анализа.

Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета.

Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:

  • ·  наименование контрольной процедуры;
  • ·  цель проведения контрольной процедуры;
  • ·  перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;
  • ·  описание техники исполнения процедуры;
  • ·  описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему аудитору.

Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три цифровых знака. Классификационный номер строится по серийно- порядковой системе:

первый знак — номер нарушения по классификации нарушений;

второй знак — номер  разновидности нарушения;

третий знак — порядковый номер контрольной процедуры  для выявления данного нарушения.

Таков подход к разработке положений методики проведения проверок с участием ассистента. Разработка практических методик для проверки каждого раздела и объекта учета — дело весьма трудоемкое.

В соответствии с порядком составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, по результатам  осуществляемой проверки аудитор (аудиторская фирма)  должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения,

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, что обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативных актов) регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Республики Таджикистан.

Безусловно положительное  заключение выдается аудитором экономическому субъекту, если аудитор по данным проверки полностью уверен, что: финансовая отчетность клиента подготовлена достоверно, на основе достоверных и объективных данных бухгалтерского учета; организация, постановка и ведение бухгалтерского учета экономического субъекта отвечают установленным принципам и требованиям, а учетная политика организации выбрана правильно; своевременно и полностью внесены налоги в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды; соответствующим образом в приложениях и пояснениях к отчету раскрыты все вопросы, имеющие отношение к финансовой отчетности; внутренний контроль надежно подтверждает эффективность, законность и целесообразность хозяйственных операций; данные финансовой отчетности не противоречат альтернативному отчету организации, составленному аудитором, или уже известным аудитору сведениям об организации.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в Республике Таджикистан.

В условно положительном  заключении аудитор подтверждает достоверность  финансовой отчетности с изложением обстоятельств, обусловивших такое заключение. Такими обстоятельствами могут быть: расхождения во мнении с руководством организации по отдельным фактам хозяйственной деятельности и показателям финансовой отчетности; несогласие с методами оценки отдельных объектов учета, правильностью расчетов амортизации и других расчетных значений; несоответствие корреспонденции счетов по отдельным хозяйственным операциям экономическому и правовому их содержанию; неадекватная учетная политика организации, влияющая на достоверность финансовой отчетности и др.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности означает что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность  не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности.

Отрицательное аудиторское  заключение выдается в тех случаях, когда неуверенность аудитора в  достоверности финансовой отчетности настолько велика, что, по его мнению, может ввести в заблуждение пользователей и не позволяет сделать вывод о правильности и объективности финансовой отчетности. В аудиторском заключении необходимо четко сформулировать причины, существенные ошибки и нарушения, которые не позволяют считать отчет достоверным.

Отказ аудитора (аудиторской  фирмы) от выражения своего  мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств (ограничение объема проверки, неуверенность аудитора и др.) аудитор (аудиторская фирма) не может выразить такое мнение.

Аудиторское заключение не должно трактоваться экономическим  субъектом и заинтересованными  пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность, не существуют.

Если в результате аудиторской проверки экономический  субъект устранил существенные недостатки и нарушения в бухгалтерском учете, в соблюдении законодательства, а также внес соответствующие поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

Методика проведения внутреннего аудита на предприятиях является важным инструментом  внутреннего аудита, используется на этапе подготовки  проверки и составления программы и включает три раздела: планирование проверки; основные направления проверки; порядок составления отчета внутреннего аудитора18.

Планирование аудиторской  проверки. На этом этапе аудитор  разрабатывает как общую стратегию, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объёму работ по каждой из областей аудита:

- планирование: оценка  аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности); анализ учётной политики; составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур;

- проведение аудита  по существу: проведение аудиторских  процедур; детальное тестирование; аналитические процедуры; сбор аудиторских доказательств; оформление рабочих документов;

- завершение аудита: обобщение  и оценка результатов аудита; документальное оформление   результатов.

Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.  Для успешного планирования аудита необходимо: чётко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора; обладать знаниями о бизнесе предприятия; дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры, необходимые для его снижения до минимально низкого уровня; определить ключевые по значимости области проверки; рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском; составить детальную программу, которая  будет служить инструкцией для  ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

Изучению подлежат:

-  особенности организационной структуры предприятия и его подразделений, система маркетинга;

-  юридические обязательства, отчеты о деятельности, контракты, договоры, соглашения;

-  наличие внутренних инструкций, положений и реальность их применения, разделение обязанностей, методы составления документации и записей, график  документооборота, обеспечение физической сохранности активов;

-  организация бухгалтерского учета, работа бухгалтерии: распределение обязанностей между работниками, наличие инструкций, обеспечение нормативными документами и программным обеспечением;

-  акты предыдущих проверок, выполнение указаний и предложений по их результатам;

-  наличие и состояние парка транспортных средств.

Подготавливается документация:

- информация об особенностях  работы подразделения;

-выдержки из учредительных документов, контрактов, договоров и соглашений;

-анализ важнейших  показателей и трендов, характеризующих  тенденции развития финансовых  и иных процессов;

Информация о работе Цель и задачи внутреннего аудита