Цель и задачи внутреннего аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:24, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию молочного комбината и дать объективные, реальные и точные сведения об объекте.

Файлы: 6 файлов

Глава 2.doc

— 99.00 Кб (Открыть, Скачать)

Доклад.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 1.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

- комплексность планирования, принцип, который мы смогли  бы использовать в том же  виде, в каком он содержится в стандарте: как «обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита»11.

- непрерывность планирования, принцип  равномерного распределения спланированной  нагрузки между всеми работниками службы, для выполнения всех поставленных перед службой внутреннего аудита задач.

- оптимальность планирования, как  возможность варьирования при  составлении программы аудита на основе критериев, определенных в положениях службы внутреннего аудита и мнения аудиторской бригады с учетом рейтинга неблагополучия.

Особенность этапов планирования при внутреннем аудите заключается  в том, что общий план аудита разрабатывается  службой внутреннего аудита в  целях координации в централизованном порядке, что оптимизирует работу в особенности при проверке однотипных филиалов. Хотя типовая программа аудита может быть, и скорректирована после выезде бригады по месту нахождения конкретного филиала при ознакомлении с его спецификой финансово-хозяйственной деятельности. Также в процессе самого аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые при этом в план изменения, а также причины изменений должны подробно документироваться.

Что же касается правила (стандарта) «Аудиторская выборка», то наиболее приемлемую его часть для службы внутреннего аудита составляет общая методика проведения выборочных исследований. При этом решение вопроса связанного с объемом  выборки и участками проверки, на которых она может применяться, относится к компетенции администрации головной администрации, которая определяет стратегию управления филиалами.

В общем плане рекомендуется  предусмотреть:

- формирование аудиторской  группы, ее численность, включая  специалистов других подразделений, привлекаемых к проведению аудита;

- распределение проверяющих в  соответствии с их профессиональными  качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;

- инструктирование всех членов  группы об их обязанностях  и правах, доведение информации  о проверяемом объекте;

- ведение рабочей документации;

- документальное оформление проведенной  работы и порядок её согласования  с должностными лицами проверяемого  объекта.

Перед проведением и  в ходе аудита аудитор должен:

- получить информацию  об организационной структуре проверяемого объекта, системе снабжения и сбыта, ценовой политике и т.д.;

- выявить юридические обязательства  управления, ознакомиться с регистрами, документами, протоколами, контрактами, договорами и соглашениями, уберечь предприятие от лишних доходов (это касается внеплановых налогов);

- аудитору необходимо исследовать  контрольные процедуры, такие  как: наличие внутренних инструкций, руководств и реальность их применения, разделение обязанностей, методы составления документации и записей, схемы документооборота (желательно обобщить побольше оправдательных документов), обеспечение физической сохранности активов (ноу-хау, деловой репутации, прав и имущества);

- определить объем аудиторской  выборки и подготовить следующую  документацию:

а) информацию об организационной структуре подразделения;

б) выдержки из юридической документации (соглашений, протоколов собраний и  т.д.);

в) анализ сделок и остатков по счетам;

г) анализ важнейших показателей  и трендов характеризующих тенденции  развития;

д) заключения, разъяснения представленные внутренним аудитором касающиеся наиболее важных аспектов хозяйственной деятельности в т.ч. различные необычные вопросы и исключения;

е) копии финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды, а также  копии аудиторских заключений, справок, актов в т. ч. ревизионных проверок по этой отчетности.

- ознакомиться с имеющимися  аудиторскими документами в следующей  последовательности:

а) ознакомление с организацией бухгалтерского учета и состоянием системы внутреннего контроля;

б) ознакомление с организацией работы бухгалтерии, проверка укомплектованности штата, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии, наличие должностных инструкций, текучести кадров работников бухгалтерии и т.д.;

в)ознакомление с обеспечением бухгалтерии законодательными и нормативными документами по учету и отчетности;

г) ознакомление с применяемыми формами бухгалтерского учета, автоматизации  учетно-вычислительных работ;

д) проверка применения типовых  и унифицированных форм первичной  учетной документации;

е) проверка своевременности  представления документов в бухгалтерию;

ж) ознакомление с актами предыдущих проверок, выполнением указаний и предложений по их результатам;

- сделать общий вывод  о состоянии порядка учета  и о состоянии системы внутреннего контроля.

Аудиторская проверка, являясь  по существу документальной, обязывает  сопровождать проверку обязательным документированием, т.е. отражать полученную информацию в  рабочей документации аудита, к которой относятся:

- планы и программы  проведения аудита;

- объяснения, пояснения  и заявления работников подразделения  по вопросам, вытекающим из существа проверки;

- копии первичных документов  подразделения, свидетельствующие  о хозяйственных операциях, фотографии  объектов, акты, справки, протоколы, инвентаризационные описи и другие документы, составленные совместно с работниками подразделения и другими работниками, привлекаемыми для участия в проверке, служащие доказательством записей в акте проверки;

- регистры бухгалтерского  учета;

- результаты инвентаризаций;

- бухгалтерская отчетность;

- записи об изучении  и оценке систем оперативного  и складского учета, вопросники, схемы документооборота и другие;

- производственно-финансовый  анализ фактических показателей  подразделения;

- материалы, свидетельствующие о работе выполненной не аудитором, но под его контролем;

- документы встречных  проверок и объяснения лиц,  не являющимися работниками данного  подразделения;

- копии бухгалтерской,  оперативной внутрихозяйственной  отчетности.

Перечень рабочей документации аудита, прилагаемой к актам аудиторской проверки, определяет аудитор, проводящий проверку. Главное требование к этой документации – её убедительность и весомость при доказательстве выводов и предложений, вытекающих из материалов проверки. Поэтому ограничений по подбору доказательств не устанавливается.

При документировании внутреннего  аудита, составлении отчета, его  согласовании и представлении руководству могут быть использованы как существующие аудиторские стандарты (документирование аудита; письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита; порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности; дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем событий происшедших после даты составления и предоставления бухгалтерской отчетности; применимость допущения непрерывной деятельности), Закон «Об аудиторской деятельности»12, так и зарубежный опыт13.

Внутренний аудит не требует составления официального аудиторского заключения, но требуется составление отчета внутреннего аудита.

Из требований правила  аудиторской деятельности «Дата  подписания аудиторского заключения»14 для внутреннего аудита применим раздел 3 (в нем говорится об ответственности аудитора за события происшедшие до даты подписания отчета внутреннего аудита, но после окончания проверяемого периода).

Система внутреннего  аудита должна достичь уверенности  в том, что все существующие обстоятельства и события, которые подлежат отражению  в бухгалтерском учете и отчетности должным образом ею определены, оценены и проверены.

После планирования группа аудиторов приступает к аудиту финансово-хозяйственной  деятельности. Правильная организация планирования аудиторской работы обеспечивает своевременная проверка деятельности подразделений, позволяет эффективно использовать контрольную службу или аудитора фирмы.

 

 

 

1.3. Методика  проведения внутреннего аудита

 

 

  В настоящее время проводится работа по созданию методологии организации  аудиторских проверок. Разработан и  утвержден стандарт (правило) аудиторской деятельности по составлению заключения, опубликованы для обсуждения проекты аудиторских стандартов. Рассмотрим основные процедуры при аудиторской проверки:

  • · сбор аудиторских доказательств;
  • · использование результатов внутреннего аудита и результатов работы экспертов:
  • · составление рабочих инструкций;
  • · разработка рабочих аудиторских документов;
  • · аудиторская выборка;
  • · оценка результатов проверки и составление аудиторского заключения.

Приведем общие рекомендации по выполнению такой работы. Выделим основные положения, на которые необходимо обратить внимание:

  • · нормативная база для проведения аудита;
  • · предметная область проведения проверок;
  • · методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту;
  • · особенности проведения аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения учета.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).

Внутренняя нормативная база - это учетная политика субъекта, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

Предметная  область проведения проверок включает учредительные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бухгалтерского учета и отчетность.

Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, особенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие сведения об организации учета в методическом, техническом и организационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгалтерского учета у клиента.

Центральное место в  проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирующаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета

Известно, что план счетов для предприятий, включенных в сферу  общего аудита, содержит девять  разделов, а также забалансовые счета. Из общей  массы счетов в отдельный комплекс можно выделить "Расчеты по оплате труда". Тогда общее количество таких комплексов составит 11. 

Общий перечень объектов проверки при проведении аудита можно  представить следующим образом (таблица 1.1):

(таблица 1.1)

Виды работ, подлежащих аудиту

п/п

Наименование  раздела или вида работ

Краткая характеристика информации и подразделов, подлежащих аудиту

1

2

3

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Учредительные и другие общие документы предприятия

 

 

 

Учетная политика предприятия

 

 

Основные средства и  нематериальные активы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственные запасы

 

 

 

и т. д.

Устав предприятия

Лицензия по видам  деятельности

Структура предприятия

Приказы, распоряжения, служебные  записки, протоколы заседаний учредителей  и др.

Штатное расписание

Прочие документы

Рабочие документы по методическому, техническому и организационному аспектам учетной политики предприятия

 

Аналитический и синтетический  учет основных средств

Начисление износа по основным фондам

Переоценка основных средств

Реализация и выбытие  основных средств

Учет капитальных вложений основных средств

Учет аренды основных средств

Учет отнесения затрат по ремонту основных средств

Учет поступления и  создания нематериальных активов

Учет амортизации нематериальных активов

Учет выбытия и реализации нематериальных активов

Расчеты по налогообложению  в операциях с нематериальными активами

Аналитический учет движения материальных ценностей на складах  предприятия

Списание материальных ценностей на затраты производства

Списание недостач, потерь и хищений материальных ценностей

Учет МБП15 (в запасе и эксплуатации)

Сводный учет материальных ценностей

Анализ использования  материальных ресурсов

Информация о работе Цель и задачи внутреннего аудита