Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие методологии учета в малом бизнесе и выявление проблем учета и налогообложения.
Для выполнения намеченной цели предстоит решить ряд задач:
детально изучить нормативно-правовую базу ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса;
изучить методологию ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях;
познакомиться с практикой ведения бухгалтерского учета в Автосервис «Алтек»;
изучить возможности бухгалтерских программ для автоматизации учета на малых предприятиях;
выявит
проблемы ведения бухгалтерского учета и налогообложения;
изучить возможность перехода учета и отчетности малых предприятий на МСФО.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета и
налогообложения малых предприятий России
Нормативное регулирование бухгалтерского учета 5
Перспективы и проблемы в налогообложении деятельности
малого бизнеса 13
Глава 2 Бухгалтерский учет на малом предприятии на
примере ПБОЮЛ Автосервис «Алтек»
2.1 Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета 21
2.3 Система налогообложения и отчетности 39
Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерского учета на малом
предприятии
3.1 Перспективы и проблемы развития бухгалтерского учета 49
3.2 Автоматизация бухгалтерского учета на малом предприятии 51
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Новая форма декларации утверждена Приказом Минфина РФ от 3 марта 2005 г. N 30н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения».
Налогоплательщики,
осуществляющие наряду с
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
Продажа запасных частей в автосервисе по безналичному расчету, в том числе моторных масел, должна осуществляться по общепринятой системе налогообложения.
Продажа запасных частей за наличный расчет попадает под применение системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход.
Из выше
сказанного следует, что
Налоговым периодом признается квартал. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или кассу предприятия, получения иного имущества или имущественных прав (кассовый метод).
Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Предприятие обязано вести налоговый учет показателей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
На практике возникает много вопросов по поводу раздельного учета при применении вмененной системы налогообложения. Раздельный учет доходов может быть организован относительно легко. Для этого в бухгалтерском учете доходы от реализации надо обособить на отдельном субсчете.
В основном проблемы возникают при раздельном учете расходов для налога на прибыль, входящих сумм НДС, стоимости имущества для целей налога на имущество, сумм заработной платы для целей исчисления единого социального налога.
Раздельный учет в этом случае организуется следующим образом:
В отношении раздельного учета имущества, с 2003г. действует норма п. 10.2 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»: с организаций, признанных налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, налог на имущество предприятий не взимается в части имущества, полностью используемого в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Если налогоплательщик использует имущество в предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, и иной деятельности, то указанное имущество облагается налогом на имущество предприятий в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.
При прекращении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, до окончания соответствующего квартала налогоплательщики включают в расчет среднегодовой стоимости имущества за отчетный период стоимость имущества, использованного в указанной деятельности, в части, пропорциональной количеству полных месяцев после прекращения осуществления указанной деятельности в общем количестве месяцев квартала.
В октябре 2004 года предприятие приобрело автомобиль стоимостью
295000 руб. (в том числе НДС - 45000 руб.) и в соответствии
с Классификацией основных средств, включаемых
в амортизационные группы (утверждена
постановлением Правительства РФ от 01.01.02
№ 1), установило для него срок полезного
использования 5 лет (60 месяцев). Для расчета
суммы амортизационных отчислений
применяется линейный метод. Поначалу
использовался автомобиль исключительно
во «вмененной» деятельности. С марта
2005 года - только в «упрощенке».
При приобретении автомобиля в октябре
2004г. сделаны следующие записи:
Оплачен автомобиль:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 295000,0 руб
Кредит51«Расчетный счет» 295000,0 руб
Отражены расходы на приобретение машины
Дебет 08 «Капитальные вложения» 250000,0 руб
Кредит60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 250000,0 руб
Выделен НДС
Дебет 19 «НДС» 45000,0 руб
Кредит60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 45000,0 руб
Принят к бухгалтерскому учету автомобиль:
Дебет 01 субсчет «Имущество, используемое для ЕНВД» 250000,0 руб
Кредит 08 «Капитальные вложения» 250000,0 руб.
Принят к вычету НДС:
Дебет 68 «Расчеты с бюджетом» 45000,0 руб
Кредит 19 «НДС» 45000,0 руб.
Рассчитаем ежемесячную норму амортизации. Она будет равна 1,67% ((1/60) x 100%). Сумма амортизационных отчислений в месяц составит 4175,0 руб. (250000 руб. x 1,67% / 100%).
Начислена амортизация за ноябрь 2004 года.
Дебет 44 «Издержки обращения» 4175,0 руб
Кредит 02 «Амортизация основных средств» 4175,0 руб
Аналогичные проводки сделаны в декабре 2004 г., а также в январе и феврале 2005 г. Таким образом, за 4 месяца использования автомобиля для целей ЕНВД сумма амортизационных отчислений составила 16700,0 руб. (4175,0 руб. x 54 мес.), а его остаточная стоимость – 233300,0 руб. (250000 - 16700). Эта стоимость и была впоследствии учтена в расходах при применении упрощенной системы. При переводе транспортного средства в производственную деятельность бухгалтер сделала следующую проводку:
Переведено основное средство из «вмененной» деятельности в «упрощенку».
Дебет 01 с/сч «Имущество, используемое при упрощенной системе» 250000,0 руб
Кредит 01 с/сч«Имущество, используемое для ЕНВД» 250000,0 руб
Как в налоговом учете списать стоимость автомашины в расходы при упрощенной системе налогообложения? В предыдущем параграфе указывалось, что если срок полезного использования автомобиля превышает 3 года, то в течение первого года его использования учтено будет в расходах 50%, второго – 30% и третьего – 20% его остаточной стоимости (подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Таким образом, за первый год использования будет списано на расходы 116650 руб. стоимости машины, за второй год - 69990 руб., за третий год - 46660 руб.
Порядок раздельного учета входящих сумм НДС определен ст.170 НК РФ. Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
Указанная пропорция
Данный порядок применяется и при уплате единого налога на вмененный доход. Можно сделать вывод, что указанный порядок соответствует порядку, применяемому для целей налога на имущество. В тоже время по НДС установлены специальные нормы:
Предприятие по истечении налогового (отчетного) периода представляет налоговую декларацию (приложение К) в налоговый орган по месту своего нахождения. Формы налоговых деклараций и книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждаются Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов РФ.
Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерского учета на малом
предприятии
3.1 Перспективы и проблемы развития бухгалтерского учета малых
предприятий
За последние годы
в бухгалтерском учете и
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, заложившими основу нормативного регулирования бухгалтерского учета, организациям предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов (производственных запасов, продукции, ее реализации и др.) в рамках учетной политики предприятия. Введены новые объекты учета – нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные и лизинговые операции и др. Существенно изменена методология учета многих основных средств, капитальных вложений, фондов специального назначения уставного капитала, прибыли и убытков и др.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях возложена на их руководителей. Они получили право привлекать для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности сторонние организации и лиц - профессионалов.
Значительные изменения внесения в бухгалтерскую отчетность. Ее состав и содержание, ряд других реквизитов, в значительной мере стали соответствовать международной практике, сама стала доступна для любых сторонних пользователей.
Что касается дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета, то оно связано со следующими направлениями:
Информация о работе Бухгалтерский учет в субъектах малого предпринимательства на примере фирмы