Бухгалтерский учет в субъектах малого предпринимательства на примере фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие методологии учета в малом бизнесе и выявление проблем учета и налогообложения.
Для выполнения намеченной цели предстоит решить ряд задач:
детально изучить нормативно-правовую базу ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса;
изучить методологию ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях;
познакомиться с практикой ведения бухгалтерского учета в Автосервис «Алтек»;
изучить возможности бухгалтерских программ для автоматизации учета на малых предприятиях;
выявит
проблемы ведения бухгалтерского учета и налогообложения;
изучить возможность перехода учета и отчетности малых предприятий на МСФО.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета и
налогообложения малых предприятий России
Нормативное регулирование бухгалтерского учета 5
Перспективы и проблемы в налогообложении деятельности
малого бизнеса 13
Глава 2 Бухгалтерский учет на малом предприятии на
примере ПБОЮЛ Автосервис «Алтек»
2.1 Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета 21
2.3 Система налогообложения и отчетности 39
Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерского учета на малом
предприятии
3.1 Перспективы и проблемы развития бухгалтерского учета 49
3.2 Автоматизация бухгалтерского учета на малом предприятии 51
Заключение 59
Список использованной литературы 62

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет в субъектах малого предпринимательства на примере фирмы.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость  шахматную по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

 Ведомость открывается  на каждый месяц. В подлежащем  ведомости записывают синтетические  счета в порядке их возрастания,  а в сказуемом – в порядке  увеличения их номеров. 

Кредитовые обороты  счетов из ведомостей ф. № 9 даются с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.

Общий итог дебетовых  оборотов должен быть равен общей  сумме оборотов по кредиту  счетов.  Дебетовые и кредитовые обороты  по каждому счету переносят в  оборотную ведомость по синтетическим  счетам, в которой подсчитывают сальдо.

 В соответствии с Федеральным законом для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

В связи с переходом  на сокращенный план счетов на предприятии  внесен ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

Учет основных средств и нематериальных активов

На счете 01 «Основные средства»  обособленно учитываются нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств».

Выбывающие основные средства списываются со счета 01 «Основные  средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная  часть основных средств списываются в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

В автосервисе незначительное количество  объектов основных средств, но их аналитический учет осуществляется в инвентарных  карточках учета основных средств по форме № ОС-6. На основании  данных карточек ведут учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме № В-1 «Учет основных средств, начисленных амортизационных отчислений».

Со сложной проблемой сталкивается предприятие, когда нужно продать свои основные средства, приобретенные до применения упрощенной системы налогообложения. На момент перехода на упрощенный режим налогообложения необходимо было определить остаточную стоимость всех приобретенных основных средств по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ (подпункт 2 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ).

Если срок службы основного  средства не превышает трех лет, то его стоимость списывают на расходы  в течение одного года применения упрощенного режима. Остаточная стоимость  основного средства распределяется равными долями по отчетным (налоговому) периодам (пункт 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ). Если основное средство служит от трех лет одного месяца до 15 лет, то его остаточная стоимость списывается на расходы в течение трех лет применения «упрощенки». Причем в первый год в расходы включается 50% стоимости, во второй - 30%, а в третий – 20% стоимости. Расходы учитываются в течение каждого налогового периода равными долями (поквартально). Стоимость основных средств, срок службы которых превышает 15 лет, включается в расход равными долями в течение десяти лет (пункт 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ). Возникла необходимость продать основное средство еще до того, как его остаточная стоимость будет полностью включена в расходы. Налоговый кодекс не уточняет, можно ли после продажи этого объекта уменьшать доходы организации на стоимость этого средства. МНС России своим Письмом от 09.02.2004г. №22-1-15/200 разъясняет этот вопрос. В частности разъясняется, что списание в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на «упрощенку», и реализованных до истечения срока их полезного использования, в период применения этого режима не предусмотрено.

Учет материально-производственных запасов.

        Материально-производственные ценности предприятие приобретает у поставщиков через материально ответственное лицо по доверенности. Доверенность оформляется на бланках типовой формы М-2, подписывается руководителем и главным бухгалтером, после чего на ней ставится печать. Доверенности регистрируются в журнале, где указывается номер доверенности, дата выдачи, срок ее действия, должность и фамилия лица, которому выдана доверенность, наименование поставщика и название материалов, которые необходимо получить. Доверенность при получении товара предъявляется поставщику вместе с документами, удостоверяющими личность получателя. Приобретенные материальные ценности поступают непосредственно продавцу, который принимает товары по весу брутто и количеству мест, или, если это запасные части для ремонта – менеджеру. Счет-фактура или авансовый отчет вместе с оправдательными документами (товарным и кассовым чеками) сдается в бухгалтерию.

Бухгалтерия в качестве регистра синтетического учета ведет  книгу учета доходов и расходов по услугам и розничной торговле (приложение В). В зависимости от того, для каких целей приобретены ценности, их записывают в разные регистры синтетического учета. Для аналитического учета предусмотрены ведомости по форме В-1 – В-9. В «Ведомости учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по приобретенным ценностям» по форме В-2 указывают порядковый номер каждого вида товаров и материалов, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

Запись в учетные  регистры производят на основании должным  образом оформленных бухгалтерских документов в соответствии с Положением о документах и документообороте сразу после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

В автосервисе количество хозяйственных операций незначительно, поэтому их сначала записывают в Книгу учета факторов хозяйственной деятельности, а после этого – в соответствующие ведомости.

 Оценка  материально-производственных запасов  приобретенных за плату в бухгалтерском  учете осуществляется по фактической  себестоимости, складывающейся из:

  • суммы, уплачиваемой в соответствии с договором поставщику (без учета налога на добавленную стоимость);
  • затрат по заготовке и доставке материальных запасов до предприятия.

         При отпуске материалов для ремонта автомобилей их оценка осуществляется методом средней себестоимости.

В табл.2 приведен пример расчета средней себестоимости комплекта (4шт.) свечей зажигания.

Таблица 2 - Расчет фактической  себестоимости списываемых на ремонт свечей зажигания  методом средней  себестоимости

Содержание

Колич.

(компл.)

Цена

за комплект (руб.)

Сумма

(руб)

Остаток на 01.03.05

Поступило за месяц:

05.03.05

11.03.05

21.03.05

26.03.05

итого поступило (с остатком):

Списано на ремонт:

Остаток на 01.04.05

6

 

22

12

15

10

65

63

2

101,0

 

116,8

142,9

136,4

185,0

135,17

135,17

135,3

606,0

 

2569,6

1714,8

2046,0

1850,0

8786,4

8515,7

270,7


 

Все производственные запасы на малых предприятиях учитываются на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

В    марте текущего года были сделаны следующие бухгалтерские записи на поступившие материальные ценности от поставщиков и подотчетного лица:

Дебет 10  «Материалы»        19258,0 руб

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   19258,0 руб

Дебет 10   «Материалы»       6420,0 руб

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»                                   6420,0 руб  Списанные в ремонт свечи зажигания отражены проводкой: 

Дебет 20  «Основное производство»      8515,7 руб

Кредит 10 «Материалы»       8515,7 руб

 

 

Учет, расчет и вычеты из заработной платы

       Учет труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учета организации. Заработная плата является основным источником дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления.

        Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования), размер которых находится в тесной связи с величиной заработной платы. Отчисления в указанные фонды устанавливаются законодательством в процентах от начисленной суммы заработной платы рабочих и служащих. За счет средств этих фондов выплачиваются пенсии, производятся выплаты по больничным листам (временной нетрудоспособности), пособия малообеспеченным семьям и др.

        При приеме на работу между работником и работодателем заключается трудовой договор (контракт). Движение личного состава - прием, перемещение, увольнение работников оформляются приказами, которые являются основанием для расчетов по заработной плате.

        Для учета использования рабочего времени и расчета заработной платы применяется табель учета использования рабочего времени и получения данных об отработанном времени. Данные табельного учета служат единственным основанием для начисления заработной платы работникам, труд которых оплачивается по повременной форме оплаты труда. На каждого работника открыта лицевая карточка, куда из месяца в месяц заносятся данные о заработной плате работника.

        Перечень выплат, производимых организацией, разделен на:

  • фонд оплаты труда;
  • выплаты социального характера;
  • расходы, не относящиеся к фонду оплаты труда.

        В состав фонда заработной платы включаются: оплата за отработанное время; премии и вознаграждения, носящий регулярный и периодический характер; надбавки за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей;      ежеквартальные вознаграждения за выслугу лет, стаж работы; доплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и др.); оплата за неотработанное время (ежегодных и дополнительных отпусков [13, с.47].

        К выплатам социального характера относятся страховые платежи, уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников, а также взносы на добровольное медицинское страхование работников;

       К расходам, не относящимся к фонду оплаты труда и выплатам социального характера, относятся стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, спецобуви, остающимися в личном постоянном пользовании у работников.

       Согласно трудовому законодательству рабочим и служащим оплачивается и непроработанное время очередных отпусков, пособия по временной нетрудоспособности.

       Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Отпуска, предоставленные в установленном порядке по временной нетрудоспособности в счет ежегодных отпусков не включаются.

        Оплата за отпуск производится из расчета среднедневного заработка. Для исчисления среднего заработка расчетным периодом с 2004 года считается 12 календарных месяцев, предшествующих уходу работника в отпуск. Если расчетный период отработан не полностью, то средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время.

        Пособие по временной нетрудоспособности выдается при болезни, трудовом или ином увечье, при уходе за больным членом семьи. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях – в размере от 60% до 100% заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних детей-иждивенцев и других обстоятельств. Источником возмещения данного пособия являются  средства органов социального страхования. Сумма пособия по листку нетрудоспособности рассчитывается по формуле:

                                  Сб - ДЗ * Ч * П      (1)

где  Сб - сумма пособия, руб.;

ДЗ - среднедневной  заработок работника, руб.;

Ч - число оплачиваемых дней (болезни);

П - процент  сохранения заработка.

Из заработной платы, начисленной, работникам, производятся различного   рода    удержания, к которым относятся обязательные удержания, удержания по инициативе администрации и удержания по инициативе работника.

        К числу обязательных удержаний относятся удержание налога на доходы физических лиц, по исполнительным листам.

Информация о работе Бухгалтерский учет в субъектах малого предпринимательства на примере фирмы