Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие методологии учета в малом бизнесе и выявление проблем учета и налогообложения.
Для выполнения намеченной цели предстоит решить ряд задач:
детально изучить нормативно-правовую базу ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса;
изучить методологию ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях;
познакомиться с практикой ведения бухгалтерского учета в Автосервис «Алтек»;
изучить возможности бухгалтерских программ для автоматизации учета на малых предприятиях;
выявит
проблемы ведения бухгалтерского учета и налогообложения;
изучить возможность перехода учета и отчетности малых предприятий на МСФО.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета и
налогообложения малых предприятий России
Нормативное регулирование бухгалтерского учета 5
Перспективы и проблемы в налогообложении деятельности
малого бизнеса 13
Глава 2 Бухгалтерский учет на малом предприятии на
примере ПБОЮЛ Автосервис «Алтек»
2.1 Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета 21
2.3 Система налогообложения и отчетности 39
Глава 3 Пути совершенствования бухгалтерского учета на малом
предприятии
3.1 Перспективы и проблемы развития бухгалтерского учета 49
3.2 Автоматизация бухгалтерского учета на малом предприятии 51
Заключение 59
Список использованной литературы 62
При разработке нормативных актов Министерство Финансов РФ осуществляет тесное взаимодействие с заинтересованными ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Основными задачами Методологического совета являются разработка Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, проектов отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методологических рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию, а также по улучшению бухгалтерского образования [3, с.7].
Методологический совет формируется из представителей государственных органов, академических и учебных институтов, коммерческих структур, бухгалтерских общественных организаций. (Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России и стран содружества).
Бухгалтерский
учет должен ориентироваться
в основном на получение
Законодательство РФ о бухгалтерском учете имеет следующую структуру:
высший уровень – Закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
средний уровень – нормативные документы и методические указания государственных органов, которые согласно закону имеют право нормативного регулирования бухгалтерского учета. На этом уровне можно выделить две группы документов: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, методические указания и иные нормативные акты.
Учетный стандарт – это свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты издаются с целью конкретизировать Закон «О бухгалтерском учете»;
низший уровень – нормативные документы, определяющие учетную политику конкретной организации, внутренние инструкции и рабочие документы.
Наличие на предприятии учетной политики – это, одновременно и право, и обязанность предприятия. Законом о бухгалтерском учете, и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998г. № 34н., предусмотрено, что организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. При этом необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина России и органов, которым Федеральным законодательством предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Под учетной
политикой организации
Таким образом,
учетную политику можно понимать
как внутренний закон предприятия,
устанавливающий особенности
При формировании
учетной политики нет необходимости
расписывать в ней те положения
по ведению бухгалтерского учета, по
которым законодательством
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и ведение бухгалтерского учета.
Вторым по значимости нормативным документов после Закона «О бухгалтерском учете» является «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Оно устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех предприятий и организаций и ведение бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам предприятий и организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.
Кроме того, в России приняты положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В них содержатся методические рекомендации в соответствии с отраслевыми особенностями. Учетные стандарты разрабатываются как Министерством Финансов РФ, так и ведомствами.
На основе нормативных актов Министерства Финансов РФ Центробанк России, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства разрабатывают нормативные акты, определяющие особенности учета в соответствующих организациях.
В регулировании
бухгалтерского учета и отчетности
важная роль принадлежит Государственной
Думе. Она разрабатывает и принимает
В работе Экспертного совета активно участвуют общественные организации - Ассоциации бухгалтеров и аудиторов, Международный Консультативный Комитет по бухгалтерскому учету и аудиту, который также оказывает содействие в разработке программ переподготовки специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту.
В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журнально-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69г. № 63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60г. № 176.
На малых предприятиях имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.
Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.
Субъектам малого предпринимательства (как коммерческим организациям, так и индивидуальным предпринимателям) для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии). В соответствии с новым законом лицензируемыми являются виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, строго определен Законом № 128 – ФЗ.
Для получения лицензии предприятие должно предоставить необходимый набор документов в соответствующий государственный орган. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор. Кроме получения лицензии имеются и другие аспекты, которые необходимо учесть при подготовке к работе предприятия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08. 1997 г. № 1013 утверждены перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечень работ, и услуг, подлежащих обязательной сертификации.
Например, к числу сертифицируемых товаров относятся товары для детей, продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний и пр., к числу сертифицируемых услуг - транспортные услуги, жилищно - коммунальные услуги, услуги торговли и общественного питания.
Пунктом 1 постановления Госстандарта России от 22.08.2000 г. № 61 « О принятии и введении действия правил сертификации» ( далее – Постановление № 61 ) установлены правила сертификации услуг розничной торговли. Указанные правила предназначены для всех участников сертификации, в том числе юридических и физических лиц, оказывающих услуги розничной торговли на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм.
В Постановлении № 61 определено, что объектом обязательной сертификации являются услуги розничной торговли (п.1.1.раздела «Общие положения»)
Постановлением Правительства РФ от 3.01. 2002 г. №3 (далее – Постановление № 3) из Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного Постановлением №1013, исключены услуги розничной торговли непродовольственными товарами. Таким образом, начиная с 17.02. 2002 г. (момент вступления в силу Постановления №3) обязательной сертификации подлежат только услуги розничной торговли продовольственными товарами.
При наличии у юридических лиц филиалов, сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым из них.
Пунктом 3.1 Постановления № 61 определен порядок проведения обязательной сертификации услуг розничной торговли, который включает:
В положении установленном пунктом 3.2.1 Постановления № 61 оговаривается,
что при наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.
Это важно по той причине, что услуги по сертификации организаций розничной торговли являются платной и достаточно хлопотной процедурой. Выбор аккредитованного органа сертификации по желанию заявителя может способствовать более быстрому дешевому проведению сертификации, что немаловажно.
1.2 Перспективы
и проблемы налогообложения
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.07. 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» организации являются плательщиками налога, если они осуществляют деятельность в следующих сферах:
Закон обязывает организации, переведенные на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности, вести учет своих доходов и расходов, соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.
Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ с 1.01.2003 г. введены в действие главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ. Данные специальные налоговые режимы разработаны вместо ранее действовавшей упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и механизма налогообложения вмененного дохода [30, с.3].
Для стимулирования развития малого предпринимательства Федеральным законом от 7.07. 2003 г. № 117-ФЗ внесены изменения в отдельные положения главы 26.2 НК. В частности, исключено положение, запрещающее применять упрощенную систему налогообложения организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Они получили право перейти на упрощенную систему при соблюдении условий, установленных указанной главой Кодекса. Было отменено положение, касающееся установления с 1.01.2005г. для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Таким образом, за налогоплательщиками, изъявившими желание перейти на упрощенную систему налогообложения, было закреплено право выбора объекта налогообложения.
Информация о работе Бухгалтерский учет в субъектах малого предпринимательства на примере фирмы