Бухгалтерский баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение баланса как элемента метода бухгалтерского учёта. Задачами курсовой работы являются:
Выяснить какую роль и назначение баланс играет в хозяйственной деятельности предприятий;
Изучить его строение, всевозможные виды и формы баланса;
Рассмотреть этапы развития бухгалтерского баланса в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Роль и назначение бухгалтерских балансов …………………………….4
Бухгалтерский баланс и его строение ………………………..………….8
2.1 Обоснование равенства актива и пассива баланса…………………….. 9
2.2 Внеоборотные активы …………………………………………………...11
2.3 Оборотные активы …………………………………………………...….13
3. Виды бухгалтерских балансов……………………………………………23
4. Форма баланса в России и других зарубежных странах………………..26
4.1. Новая форма бухгалтерского баланса 2011 года …………...……..….29
5. Этапы развития бухгалтерского баланса в России……….…………….37
6. Баланс «Брутто» и баланс «Нетто»……………………………………....45
Заключение………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Итак, нельзя сказать, что  финансисты предложили абсолютно новые  формы отчетности: преемственности  в этом вопросе не избежать по объективным  причинам. Основное изменение состоит  в том, что самостоятельно разработать формы теперь нельзя (можно лишь определять детализацию показателей, представленных в бланках). 
При составлении отчетов в 2011 г. бухгалтеру следует быть внимательным, поскольку некоторые строки баланса изменились. Поскольку в отчетности за 2011 г. должны быть представлены показатели за два предыдущих года, данные из прежней отчетности придется перегруппировать в соответствии с новыми формами.

5. Этапы развития бухгалтерского баланса в России.

Формирование бухгалтерского учета и отчетности в России происходило под влиянием западных теорий, однако бухгалтерский учет нашей страны базировался на принципах и методах, обусловленных российской экономикой и менталитетом. В развитии бухгалтерской отчетности в России можно выделить пять этапов:

Становление (1898 – 1916гг.);

Отчетность во времена  военного коммунизма (1917 – 1921 гг.);

Отчетность в период нэпа и годы ВОВ (1921 – 1945 гг.);

Отчетность в послевоенные годы в условиях жесткой административной системы (1946 – 1980 гг.);

Отчетность на современном  этапе – рыночные отношения в России (1981 – 2005 гг.).

Первый этап (1898 – 1916 гг.)

Связан с применением  положения о государственном  промысловом налоге, в котором  отдельные статьи посвящены бухгалтерской  отчетности. Положение было утверждено 8 июня 1898 г. при императоре Николае II и состояло из 7 глав и 180 статей. Своим строением и содержанием Положение напоминает главу 25 налогового кодекса РФ.

В Положении определены плательщики налога, объекты обложения, порядок уплаты налога.

Статьи 102 – 113 главы 4 положения определяли порядок составления и предоставления отчетности. Правления предприятий обязаны были в течение месяца по утверждении общим собранием или соответствующим ему учреждением годового отчета предприятия. Отчеты и балансы предприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись по формам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственным контролером и с соответствующими ведомствами. В развитие Закона «О государственном промысловом налоге» 26 мая 1899 г. министерством финансов России была утверждена Инструкция № 60 «О применении Положения о государственном промысловом налоге». В данном документе был определен перечень предприятий, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность. В их число входили:

Торговые и промышленные предприятия, принадлежащие акционерным обществам и компаниям, паевым и иным товариществам, в том числе обществам потребителей;

Акционерные коммерческие и земельные банки и ломбарды;

Городские и заемные  кредитные общества и общества взаимного  кредита;

Городские, земские и  сословные общественные банки и  ломбарды, ссудосберегательные товарищества и кассы и другие кредитные  учреждения, которые на основании  уставов обязаны публиковать  отчеты о своих операциях.

Операционным годом  признавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Заключительному балансу предприятия должны были соответствовать в отчете отдельные счета, составляемые с такой полнотой и подробностью, чтобы из них было видно, какие именно операции и в каком размере каждая производились в течение отчетного года, какие результаты получены по каждой операции и какие по каждому счету заключительные статьи перенесены в актив и пассив баланса, который в точности выражает состояние предприятия на день заключения его операционного года.

В законодательной базе дореволюционного периода отсутствуют вопросы организации счетоводства и отчетности. Вопросы организации учета, полного и достоверного отражения хозяйственной деятельности предприятия в отчете не привлекали внимания законодателей. Это считалось частным делом предприятия, его коммерческой тайной и зависело от усмотрения владельца и бухгалтера.

Практически до 1910 года, несмотря на ссылку в Положении о  государственном промысловом налоге, формы отчетов установлены не были.

Второй этап (1917 – 1921 гг.)

До 1917 года отличительным  признаком учета в России являлась его территориально-экономическая  ограниченность. Не существовало единой методологии учета, как для отдельных  отраслей хозяйства, так и для  отдельных ветвей промышленности. Учет был, замкнут в отдельных хозяйствующих единицах, объем учета, и область его применения ограничивались юридическими рамками частной собственности. Такая особенность учета, направленная лишь на удовлетворение потребностей частного предпринимателя, была типичной для дореволюционной России.

Революция 1917 года, в результате которой все главные отрасли  торговли и промышленности были переданы пролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые  условия, определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени должна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихся масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний контроль. С другой стороны, крупный масштаб государственного и кооперативного хозяйства выдвигал в качестве единого планового руководства этим хозяйством. Отсюда второе требование законодательства к счетоводству и отчетности – представление своевременных, полных учетно-отчетных данных, на основе которых руководящие центры могли составлять планы хозяйственной деятельности и регулировать их выполнение. 5 декабря 1917 г. было издано Постановление СНК «Об образовании и составе коллегии Комиссариата государственного контроля». В составе Комиссариата была создана Центральная государственная бухгалтерия, на которую были возложены обязанности по учету денежных средств и имущества, составление годовых бухгалтерских отчетов о доходах и расходах республики; статистика народного хозяйства и др.

Третий этап (1921 – 1945 гг.)

С переходом в 1921 году к новой экономической политике государство стало активным участником регулирования всех сторон хозяйственной  жизни и основным распределителем  материальных благ.

Форма счетоводства законодательным актом не предусматривалась, предприятиям было предоставлено право избрать для себя любую форму, соблюдая лишь основные принципы двойной бухгалтерии.

К 1925 году сложился следующий  состав основных разделов баланса предприятия, рекомендуемого к публикации государственным трестам в соответствии с приказом ВСНХ СССР от 23.01.25 г. № 330:

АКТИВ

ПАССИВ

Имущество

Капиталы

Материалы

Займы и кредиты

Товары и готовые  изделия

Кредиторы

Денежные средства и  ценные бумаги

Прибыль

Подотчетные суммы

 

Обязательства и документы к получению

 

Убыток

 

 

Каждый раздел имел подробный  перечень дополнительных статей.

Нетрадиционным для  современного понимания в структуре  баланса является расположение статьи «Убыток» в активе, а «Прибыль»  в пассиве баланса. Счет прибылей и убытков являлся аналогом современной формы отчета о прибылях и убытках, однако по содержанию разделов и статей с данным отчетом имеет мало что общего. Форма этого отчета 1925 года по дебету содержала разделы, характеризующие убытки, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, а также отдельные виды расходов; по кредиту соответственно приводилась расшифровка прибылей.

В 1927 – 28 годах государство  продолжает контролировать процесс  публикации бухгалтерских отчетов. В «Известиях НКФ СССР» от 01.12.27 г. № 8 (323) была опубликована «Инструкция об обязательных формах публичной отчетности». Далее приказом по ВСНХ РСФСР и НКФ РСФСР от 10.03.28 г. № 405 «Об обязательных формах публичной отчетности и об обмене контокоррентными выписками» была закреплена обязанность государственных промышленных и торговых предприятий публиковать заключительные балансы, счета прибылей и убытков и сведения о распределении прибылей и покрытии убытков по формам, утвержденным вышеназванной Инструкцией.

До 1926 года в российском законодательстве не имелось детально разработанных правил по составлению балансов. Несмотря на то, что законодательно уполномоченные структуры издавали для подведомственных им хозорганов подробные инструкции по составлению балансов и отчетов, однако эти инструкции не были обязательными к исполнению для других ведомств. Этот существующий пробел законодатели попытались устранить изданием Правил составления балансов и исчисления амортизационных исчислений, утвержденных Советом труда и Обороны 28 июля 1926 г.

Совершенствование отчетности анализируемого периода происходило  по линии усложнения и унификации структуры основной отчетной формы  – баланса. Так, согласно Инструкции ВСНХ СССР «Формы годового отчета и  баланса на 1 октября 1929 г.» типовая  форма баланса хозоргана, подведомственного ВСНХ (треста, синдиката, акционерного общества), включала 14 разделов статей в активе и 13 разделов в пассиве. Примерно такой же детализацией отличался баланс торговых предприятий, подведомственных Наркомторгу СССР.

В 1938 году после проведения балансовой реформы, основной целью которой было стремление сделать баланс более пригодным для анализа финансового состояния предприятия, состав статей и их расположение изменилось. Баланс был очищен от ряда регулирующих статей, основные средства стали отражаться по остаточной стоимости.

Порядок составления, представления  и утверждения бухгалтерских  отчетов регламентировало Положение  о бухгалтерских отчетах и  балансах от 1936 года, действовавшее  до сентября 1951 года.

Четвертый этап (1946 – 1980гг.)

В первой половине 1950-х  годов отмечались тенденции к  сокращению бухгалтерской и статистической отчетности и повышению аналитичности  баланса.

На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей  неоднократно указывалось в директивах советского правительства. Так, например, ЦСУ СССР и Министерство финансов СССР в процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951 год заметно сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 года незначительно сокращен объем текущей статистической отчетности.

Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее  число показателей баланса выросло  с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.

Перегруженность форм бухгалтерской  отчетности различными аналитическими статьями была очевидна. Процесс подготовки и представления комплекта бухгалтерских и статистических отчетов был неоправданно трудоемким.

Наиболее значимым документом, регламентирующим порядок составления  отчетности в конце 1970-х годов, было Положение о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.79 г. № 633. положение устанавливало порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов всеми объединениями, предприятиями и организациями (кроме организаций и учреждений, состоящих на бюджете).

Пятый этап (1981 – 2005 гг.)

Характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в  связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам  обозначилась серьезная проблема, связанная с унификацией бухгалтерской отчетности для предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов СССР Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены дополнительные статьи.

С введением нового плана  счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская  отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы бухгалтерской отчетности:

Баланс предприятия  – форма № 1.

Отчет о финансовых результатах  и их использования – форма  № 2.

Приложение к балансу предприятия – форма № 5.

Утвержденные формы  можно охарактеризовать следующим  образом: бухгалтерский баланс состоит  из трех разделов в активе и трех в пассиве, не очищен от регулирующих статей (износ НМА, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Порядок расположения основных и регулирующих статей таков: основные средства по первоначальной стоимости, затем – износ основных средств и, наконец, их остаточная стоимость. Убытки находили отражение в активе баланса, прибыль – в пассиве.

23 октября 1992 г. Верховным  Советом РФ было принято Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации  на принятую в международной  практике систему учета и статистики  в соответствии с требованиями  развития рыночной экономики». Это был первый документ, который свидетельствовал, что политика российского государства в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности будет направлена на построение нормативной и правовой базы в соответствии с МСФО. [22]

Вывод: Выделены пять этапов совершенствования бухгалтерского баланса с этапа становления (1898г) до современного составления отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская отчетность неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление № 3708-1 «О государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области регулирования бухгалтерского учета направлена на построение нормативной и правовой базы в соответствии с МСФО.

6. Баланс «Брутто» и баланс «Нетто»   

   Современная трактовка бухгалтерских понятий баланс-брутто и баланс-нетто бывает неоднозначной. Так, очень часто их главной отличительной особенностью называют наличие регулирующих статей в балансе-брутто и отсутствие таковых в балансе-нетто.   

    Но, это не совсем так. Для того чтобы бухгалтерский баланс был представлен как баланс-нетто, его следует «очистить» одним из двух способов: либо путем включения в форму баланса т. н. регулирующих статей, которые в валюту баланса не входят, либо сальдо контрарных счетов учесть вместе с основными счетами и представить соответствующие показатели в свернутом (очищенном) виде. Есть еще третий, наиболее распространенный способ: представить часть требующих регулирования статей баланса-нетто вместе с регулирующими статьями, а часть – без регулирующих статей, т. е. очищенными еще на стадии подготовки к работе по составлению баланса. Официально утвержденная форма баланса предусматривает именно последний из названных способов.

Информация о работе Бухгалтерский баланс