Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение баланса как элемента метода бухгалтерского учёта. Задачами курсовой работы являются:
Выяснить какую роль и назначение баланс играет в хозяйственной деятельности предприятий;
Изучить его строение, всевозможные виды и формы баланса;
Рассмотреть этапы развития бухгалтерского баланса в России.
Введение……………………………………………………………………….3
Роль и назначение бухгалтерских балансов …………………………….4
Бухгалтерский баланс и его строение ………………………..………….8
2.1 Обоснование равенства актива и пассива баланса…………………….. 9
2.2 Внеоборотные активы …………………………………………………...11
2.3 Оборотные активы …………………………………………………...….13
3. Виды бухгалтерских балансов……………………………………………23
4. Форма баланса в России и других зарубежных странах………………..26
4.1. Новая форма бухгалтерского баланса 2011 года …………...……..….29
5. Этапы развития бухгалтерского баланса в России……….…………….37
6. Баланс «Брутто» и баланс «Нетто»……………………………………....45
Заключение………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………50
При заполнении баланса следует учесть, что если какой-то показатель является отрицательной величиной и должен вычитаться - например, если фирма получила убытки, которые представляют собой "обратную" сторону прибыли, то есть "отрицательную" прибыль - этот показатель записывают в круглых скобках.
В некоторых зарубежных странах баланс строится по-другому.
Например, в США используется "перевернутый"
баланс актив начинают с денежных
средств и заканчивают
В Великобритании распространен баланс, когда сначала приводятся все активы, затем приводятся обязательства, потом подсчитывается разница между ними (так называемые "чистые активы", по сути представляющие собой реальную величину собственного капитала фирмы), а уже потом расшифровывается содержание собственного капитала.
Однако, как бы ни сложились национальные особенности построения баланса, суть одна - этот документ отражает финансовое положение предприятия путем представления всех его активов и источников их формирования (разновидностей капитала), сгруппированных по основным видам активов, собственного капитала и обязательств.
4.1 Новая форма бухгалтерского баланса 2011 года.
Начиная с годовой бухгалтерской
отчетности за 2011 г. вступает в силу Приказ Минфина России
от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н), которым
установлены обновленные формы бухгалтерской
отчетности организаций (за исключением
кредитных организаций и государственных
(муниципальных) учреждений). Одновременно
утратит силу Приказ Минфина России от
22.07.2003 N 67н (далее - Приказ N 67н), содержащий
формы отчетности, которые заполнялись
компаниями по итогам 2010 г., а также Указания
об объеме форм бухгалтерской отчетности
и Указания о порядке составления и представления
бухгалтерской отчетности (см. Приказ
Минфина России от 22.09.2010 N 108н).
В Письме Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01,
в котором приведены рекомендации аудиторам
по проверке годовой бухгалтерской отчетности
организаций за 2010 г., отмечено: формы промежуточной бухгалтерской
отчетности 2011 г. должны соответствовать
формам годовой бухгалтерской отчетности
за этот год. Это объясняется тем, что формы и содержание
включаемых в состав промежуточной отчетности
баланса и отчета о прибылях и убытках
должны соответствовать формам и содержанию
баланса и отчета в составе годовой бухгалтерской
отчетности. Поэтому начать изучать новые
формы следует как можно скорее, не дожидаясь
окончания 2011 г.
Новые формы отчетности представляют собой:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к бухгалтерскому балансу
и отчету о прибылях и убытках в виде трех
отчетов: об изменениях капитала, движении
денежных средств и целевом использовании
полученных средств.
Ранее отчеты об изменениях капитала,
движении денежных средств и целевом использовании
полученных средств считались самостоятельными
формами бухгалтерской отчетности, а в
качестве приложения к балансу рассматривались
таблицы, теперь называемые пояснениями
к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях
и убытках. Заметим: если раньше формы
отчетности были пронумерованы, то теперь
такая нумерация отсутствует (хотя коды
по ОКУД остались прежними).
Если в Приказе N 67н речь шла о самостоятельной
разработке организацией форм бухгалтерской
отчетности на основании образцов форм,
утвержденных Минфином, то п. 3 Приказа
N 66н установлено, что организации самостоятельно
определяют детализацию показателей по
статьям отчетов (имеются в виду баланс,
отчет о прибылях и убытках и приложения
к ним). Кроме того, если ранее организации
заполняли форму N 5 "Приложения к бухгалтерскому
балансу", то теперь содержание пояснений
в табличной форме определяется организациями
самостоятельно с учетом Приложения 3
к Приказу N 66н. Безусловно, все эти поправки
не являются кардинальными, поскольку
и Приказ N 67н, и Приказ N 66н соответствуют
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность
организации".
Пунктом 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской
отчетности субъектам малого предпринимательства,
не подлежащим обязательному аудиту, разрешалось
обойтись без составления форм № 3, 4, 5
и пояснительной записки, а подлежащим
аудиту - не представлять данные формы
при отсутствии соответствующих сведений.
В новом Приказе N 66н во исполнение п. 2
ст. 5 Закона о бухгалтерском учете (Федеральный
закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ) четко сформулировано,
в чем состоит упрощенная система формирования
бухгалтерской отчетности субъектов малого
предпринимательства:
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях
и убытках включаются показатели только
по группам статей (без детализации по
статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу
и отчету о прибылях и убытках приводится
только наиболее важная информация, без
знания которой невозможна оценка финансового
положения организации или финансовых
результатов ее деятельности.
Вместе с тем малым
предприятиям предоставлено право
формировать бухгалтерскую
Некоммерческим организациям по-прежнему
рекомендовано применять форму отчета
о целевом использовании полученных средств.
Никаких изъятий по поводу заполнения
иных форм такими организациями Приказ
N 66н (в отличие от Приказа N 67н) не содержит.
Следует отметить, что теперь Коды строк
бухгалтерской отчетности приведены непосредственно
в Приложении 4 к Приказу N 66н, а графа "Код"
включается в бухгалтерскую отчетность,
представляемую в органы государственной
статистики и другие органы исполнительной
власти. Напомним: до этого Коды были определены
отдельным документом - Приказом Госкомстата
России N 475, Минфина России N 102н от 14.11.2003.
В любом случае при составлении бухгалтерской
отчетности следует исходить из того,
что она должна давать пользователям достоверное
и полное представление о финансовом положении
организации, финансовых результатах
ее деятельности и изменениях в ее финансовом
положении. Достоверной и полной считается
бухгалтерская отчетность, сформированная
исходя из правил, установленных нормативными
актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ
4/99).
Главное отличие новой формы бухгалтерского
баланса от прежнего бланка - введение графы
(первой по счету) "Пояснения", в которой согласно примечанию к форме
указывается номер соответствующего пояснения
к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях
и убытках. Если ориентироваться на пример
пояснений, приведенный в Приложении 3
к Приказу N 66н, пояснению к строке "Запасы"
присвоен номер 4. Соответствующие пояснения
могут быть представлены не ко всем строкам
баланса. Кроме того, промежуточная отчетность
состоит из баланса и отчета о прибылях
и убытках (п. 49 ПБУ 4/99), а приложения и пояснения
представляются только вместе с годовой
отчетностью, поэтому полагаем, что в промежуточной
отчетности первую графу формы баланса
можно не заполнять.
Во втором примечании к форме бухгалтерского
баланса процитирован абз. 3 п. 11 ПБУ 4/99,
в соответствии с которым показатели об
отдельных активах и обязательствах могут
приводиться в балансе в виде общей суммы
с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому
балансу, если каждый из этих показателей
в отдельности несущественен для оценки
заинтересованными пользователями финансового
положения организации или финансовых
результатов ее деятельности. Получается,
что в указанной ситуации можно обойтись
без детализации показателей по статьям
баланса, но при этом обязательно раскрыть
их в пояснениях и указать в балансе номер
соответствующего пояснения.
Второе важное отличие новой формы - представление сравнительных
показателей за другие отчетные периоды. Напомним: в силу п. 10 ПБУ 4/99 по каждому
числовому показателю бухгалтерской отчетности
(кроме отчета, составляемого за первый
отчетный период) должны быть приведены
данные как минимум за два года - отчетный
и предшествующий отчетному. Форма баланса,
утвержденная Приказом N 67н, предполагала
представление сведений на начало отчетного
года и на конец отчетного периода. При
этом в п. 4 Указаний о порядке составления
и представления бухгалтерской отчетности
было сказано: если организация принимает
решение в представляемой бухгалтерской
отчетности раскрывать по каждому числовому
показателю данные более чем за два года,
организацией обеспечивается при разработке,
принятии и изготовлении бланков форм
достаточное количество граф (строк), необходимых
для такого раскрытия. Теперь же в любом
случае (естественно, при наличии соответствующих
сведений) компания должна включать в
отчетность информацию по состоянию:
- на отчетную дату отчетного периода;
- на 31 декабря предыдущего года;
- на 31 декабря года, предшествующего предыдущему.
Иначе говоря, при составлении баланса
за I квартал 2011 г. организации понадобятся
сведения на 31 марта 2011 г., 31 декабря 2010
г. и 31 декабря 2009 г. (по прежним правилам
она показала бы только данные по состоянию
на 31 марта и 1 января 2011 г.). Безусловно,
это предоставит пользователям более
полную информацию о финансовом положении
организации.
В разд. I "Внеоборотные
активы" появилась новая строка
"Результаты исследований и разработок".
Напомним: законченные НИОКР могут
быть приняты к учету в составе
НМА, если выполняются требования п.
3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
В свою очередь, НИОКР, по которым получены
результаты, не подлежащие правовой охране
либо подлежащие ей, но не оформленные
в установленном законодательством порядке,
не признаются НМА и учитываются на основании
ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические
работы". Согласно Инструкции по применению
Плана счетов соответствующие расходы
отражаются на счете 04 обособленно. В силу
п. 16 ПБУ 17/02 в случае существенности информация
о расходах на НИОКР отражается в бухгалтерском
балансе в самостоятельной группе статей
актива (раздел "Внеоборотные активы").
Именно для данных сведений предусмотрена
новая строка.
Кроме того, из разд. I исключена строка
"Незавершенное строительство", поэтому
возникает вопрос, в какой строке баланса
теперь следует отражать капитальные
вложения в виде затрат по возведению
и монтажу объектов основных средств (аккумулируются
на субсчетах 08-3 и 07). С одной стороны, согласно
п. 20 ПБУ 4/99 в группу статей актива баланса
"Основные средства" включены:
- земельные участки и объекты природопользования;
- здания, машины, оборудование и другие
основные средства;
- незавершенное строительство.
Однако в силу п. 36 ПБУ 4/99 правила оценки
отдельных статей бухгалтерской отчетности
устанавливаются соответствующими положениями
по бухгалтерскому учету. При этом из ПБУ
6/01 "Учет основных средств" следует,
что незавершенные капитальные вложения
нельзя считать основными средствами.
Таким образом, более обоснованным представляется
включение информации о незавершенном
строительстве в группу статей "Прочие
внеоборотные активы".
Следующее изменение, которое носит скорее
технический характер, - исключение из
наименования строк, предназначенных
для отражения финансовых вложений, уточнений
об их характере (долгосрочные или краткосрочные).
Содержание указанных показателей не
меняется: в разд. I по-прежнему нужно указывать
долгосрочные финансовые вложения, а в
разд. II - краткосрочные. Это следует из
п. 41 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"
и п. 19 ПБУ 4/99.
Несмотря на предписание п. 19 ПБУ 4/99 о необходимости
представлять в бухгалтерском балансе
активы с подразделением в зависимости
от срока обращения (краткосрочные - со
сроком обращения (погашения) не более
12 месяцев после отчетной даты и долгосрочные
- более 12 месяцев), две строки из прежней
формы N 1 (с кодами 230 и 240) объединены в
общую строку "Дебиторская задолженность".
Вместе с тем исчерпывающие сведения должны
быть отражены в пояснениях к балансу
(в Приложении 3 к Приказу N 66н для этого
предназначена таблица 5.1). Кроме того,
ничто не мешает организации при условии
существенности показателей краткосрочной
и долгосрочной "дебиторки" раскрыть
ее непосредственно в балансе.
Последнее изменение актива баланса -
исключение строк, расшифровывающих данные
по группам статей "Запасы" и "Дебиторская
задолженность". Объяснение этому содержится
в п. 3 Приказа N 66н: организация самостоятельно
определяет детализацию показателей по
статьям отчета.
Условие о самостоятельной
детализации показателей бухгалтерской отчетности обусловило
изменения и в пассиве баланса: из формы
исключены строки, расшифровывающие такие
показатели, как резервный капитал и кредиторская
задолженность. Причем строка "Задолженность
перед участниками (учредителями) по выплате
доходов" (в прежней форме - код 630) исключена
из новой формы, поскольку эта задолженность
является кредиторской и может быть раскрыта
в пояснениях.
Существенное изменение состоит во введении
в разд. III новой строки "Переоценка
внеоборотных активов" (в наименовании
показателя "Добавочный капитал"
уточнено: без переоценки). Ранее результаты
переоценки (дооценки) отражались по строке
"Добавочный капитал". Изменение
формы обеспечит пользователей отчетности
наглядной информацией о том, как переоценка
внеоборотных активов повлияла на динамику
размера собственного имущества организации.
Напомним: в силу п. 15 ПБУ 6/01 результаты
переоценки не включаются в данные бухгалтерской
отчетности предыдущего отчетного года
и принимаются при формировании данных
бухгалтерского баланса на начало отчетного
года.
В разд. IV "Долгосрочные обязательства"
появилась еще одна строка "Резервы
под условные обязательства" (раскрывается
в пояснениях в таблице 7), в которой должны
быть отражены созданные организацией
резервы в связи с условными обязательствами
в соответствии с ПБУ 8/01 "Условные факты
хозяйственной деятельности" (в прежней
форме указанные резервы отражались в
составе резервов предстоящих расходов).
Другие поправки являются несущественными:
в наименовании статьи "Уставный капитал"
уточнено, что в нее также включаются сведения
о складочном капитале, уставном фонде
и вкладах товарищей. В разд. IV и V группы
статей "Займы и кредиты" переименованы
в "Заемные средства".
Как и ранее, некоммерческие организации
должны назвать разд. III "Целевое финансирование"
и вместо показателей уставного, добавочного,
резервного капитала и нераспределенной
прибыли (непокрытого убытка) включать
в него показатели "Паевой фонд",
"Целевой капитал", "Целевые средства",
"Фонд недвижимого и особо ценного движимого
имущества", "Резервный и иные целевые
фонды" (в зависимости от формы некоммерческой
организации и источников формирования
имущества). Аналогичная рекомендация
содержалась в п. 13 Указаний о порядке
составления и представления бухгалтерской
отчетности.
Заметим: из формы баланса исключена Справка
о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых
счетах. Среди пояснений также отсутствует
аналог подобной Справки, однако все сведения
раскрываются в других таблицах пояснений
(например, использование основных средств,
обеспечение обязательств).