Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа
Рассмотрев бухгалтерский баланс можно сказать, что в нем обобщенно отражается состояние средств и источников их формирования, но не содержится данных об их движении перемещении. Такие сведения получают при помощи системы счетов бухгалтерского учета. На счетах систематически производится экономическая группировка, текущий учет и оперативный контроль хозяйственных средств и их источников.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1. Система счетов бухгалтерского учёта, их содержание и строение.
Взаимосвязь счетов и баланса.
Рассмотрев бухгалтерский баланс можно сказать, что в нем обобщенно отражается состояние средств и источников их формирования, но не содержится данных об их движении перемещении. Такие сведения получают при помощи системы счетов бухгалтерского учета. На счетах систематически производится экономическая группировка, текущий учет и оперативный контроль хозяйственных средств и их источников.
На каждый вид средств и источников открывается отдельный счет в виде таблицы с лева дебет, с права кредит.
Открыть счет- это значит начертить таблицу, дать обозначение сторон Д-т и К-т. указать наименование счета или шифр и записать начальный остаток(сальдо).
По счетам разносятся хозяйственные операции за месяц, определяются обороты и выводится конечное сальдо.
Оборот по счету- это общая сумма записей операций по стороне счета без начального сальдо. Итог записей по дебету называется дебетовый оборот, а по кредиту- кредитовый оборот.
Записи на счетах ведутся при помощи натурального трудового и денежного измерителей. Выбор измерителя зависит от содержания хозяйственной операции и учитываемых объектов.
Счета делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.
Активные счета предназначены, для учета средств, и отражаются в активе баланса. 01, 10, 50 51, 52 ,43 ,45
В активных счетах начальный остаток (сальдо) отражается по дебету, увеличение средств по дебету, а по кредиту уменьшение средств.
Чтобы рассчитать остаток в активном счете необходимо к остатку начальному дебетовому +оборот по дебету- вычесть оборот по креду = сальдо дебетовое.
Пассивные счета- предназначены для учета источников, и отражаются в пассиве баланса. 80,82,83,86. В пассивных счетах по кредиту, отражается начальное сальдо. В пассивных счетах хозяйственные операции вызывающие увеличение отражаются по кредиту, а уменьшение- по дебету, конечное сальдо всегда кредитовое.
Сальдо на конец = сальдо на начало по кредиту + кредитовый оборот- дебетовый оборот.
Активно-пассивные счета содержат признаки и А и П счетов
Это могут быть 60, 62, 71, 76, 90, 91, 92, 99, 84.
В а-п счетах расчетных сальдо может быть или дебетовым или кредитовым или деб-м и кре-м одновременно, т.е. развернутым.
Чтобы рассчитать сальдо на конец месяца в а-п счете, у которого начальное сальдо развернутое необходимо его свернуть, т.е. от большего вычесть меньшее + прибавить соответствующий оборот и вычесть обороты противоположные получается свернутое сальдо.
Между счетами и балансом существует взаимосвязь: на основании данных вступительного баланса открываются счета, а после разности хозяйственных операций по счетам и выведения конечного сальдо на основе составляется баланс на 1-е число следующего месяца. Баланс основная форма отчетности №1.
2. Система счетов, характеризующих процесс производства. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции.
Процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций по изготовлению продукции, общая сумма затрат на производство продукции составляет ее себестоимость.
Затраты на производство не одинаковы по своему составу и назначению, поэтому необходимо классифицировать по следующим признакам, по элементам, по статьям затрат
По статьям затрат
1. Сырье и материалы
2. 2. Покупные изделия и полуфабрикаты
3. Топливо и энергия
4. З/пл производственных рабочих
5. ФСЗН 69 счет
6. Общепроизводственные расходы
7. бщехозяйственные расходы
8. Потеря от брака
9. Прочие расходы
Процесс производства характеризует следующая система счетов 20, 23, 25, 26 ,28 ,96,97.
Счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» по отношению к балансу- активные, по классификации- калькуляционные. По продукции, работам и услугам основного и вспомогательного производства исчисляется себестоимость. Эти производства бывают простые (не имеют остатков незавершенного производства) и сложные (имеют остатки незавершенного производства). Сумма НЗП является остатками по счетам 20 и 23.На счетах 20 и 23 определяется фактическая себестоимость выпущенной продукции.
По дебету счетов 20 и 23 собираются все прямые затраты и распределяются косвенные затраты за месяц, а по кредиту этих счетов отражаются возвратные отходы и окончательный брак.
Чтобы определить фактическую себестоимость выпущенной продукции необходимо к НЗП на начало месяца по счетам 20 или 23 прибавить фактические затраты за месяц по дебету этих счетов и вычесть обороты по кредиту и НЗП на конец месяца. На сумму фактической себестоимости составляется корреспонденция Д43К20
Счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»
По отношению к балансу- активные, по классификации- собирательно- распределительные
В течение месяца по дебету этих счетов собираются затраты, а в конце месяца они распределяются на счета 20 и 23 пропорционально заработной плате производственных рабочих . Счета 25 и 26 никогда не имеют остатков.
Счет 28 «Брак в производстве» по отношению к балансу- активный, а по классификации- собирательно- распределительный и калькуляционный.
По дебету счета 28 собираются затраты по исправлению брака и отражается окончательный брак, а по кредиту отражаются суммы, удержанные с винновых лиц за допущенный брак, брак по цене возможного использования и определяются потери от брака, как разница между дебетом и кредитом счета 28.
Сумма потерь от брака списывается с кредита счета28 в дебет счетов 20и 23 на то изделие, по которому допущен брак.
Счет 97 «Расходы будущих периодов» по отношению к балансу- активный, а по классификации- отчетно- распределительный.
На нем по дебету собираются расходы, производственные в текущем периоде, но подлежащие отнесению на затраты производства в последующих периодах. Это расходы по освоению новых видов продукции, расходы по подписке на газеты и журналы расходы на ремонт ОС и др.
Счет 96 « Резервы предстоящих расходов и платежей» по отношению к балансу- пассивный, а по классификации -отчетно- распределительный.
На этом счете по кредиту резервируют средства для выполнения ремонтов основных средств, для оплаты отпусков рабочим, а по дебету отражаются использованные суммы.
3. Выписка из расчетного счёта, порядок её обработки. Характеристика
счёта «Расчётный счёт».
После открытия р/сч подписывается договор на банковское обслуживание и по распоряжению управления банком предприятию присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения его денежных средств. Второй экземпляр лицевого счета является выпиской банка.
Ежедневно или в другие установленные банком сроки предприятия получают выписку из лицевого счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций и к выписке прилагаются документы на основании которых суммы или зачислены на р/сч или списаны с р/сч.. В выписке указывается дата, номер расчетного счета, остаток денег входящий на утро, код и суммы операций за день, остаток исходящий.
Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить, что расчетный счет организации активный, а в банке- пассивный и если в выписке стоит над графой «дебет», то эти суммы предприятия означают расход по расчетному счету, а «кредит» поступление на расчетный счет.
Полученная из банка выписка в бухгалтерии тщательно обрабатывается:
а). убеждаются, что зачисленные и списанные суммы действительно относятся к деятельности предприятия
б). подбираются оправдательные документы они отражены в выписке.
в). Все выписки нумеруются по порядку и номер выписки проставляется на приложенных документах. Против каждой суммы в выписке проставляется номер корреспондирующего счета с расчетным счетом.
г). Сверяется вступительное сальдо с предыдущей выпиской и исходящее сальдо.
Поверка и обработка выписок должна производиться в день поступления.
В организации учет движения денежных средств по данным выписок банка ведется на активном счете 51 «Расчетный счет» и составляются проводки. Сальдо счета может быть только дебетовым.
51-50- из кассы сданы денежные средства на р/сч
51-90- поступила выручка на р/сч от реализации продукции
51-91-выручка от реализации материальных ценностей (ОС и не материальных активов)
51-92- поступили штрафы от др. предприятий пени, неустойки.
51-75- вклад от учредителей в Уставный фонд.
51-76-средства от дебиторов
51-62- от покупателей и заказчиков
51-66- поступил краткосрочный кредит
51-67-получен долгосрочный кредит
51-55/1 возврат неиспользованного аккредитива
51-57- выручка сдана на р/сч
50-51- с р/сч в кассу получены денежные средства
55/1-51 открыт аккредитив
55/2-51- открыта чековая книжка
60-51- р/счет с поставщиками
68-51- налоги и сборы в бюджет
69-51- отчисления в ФСЗН
76-51- расчет с кредиторами
92-51- уплачены штрафы
66-51- погашение краткосрочного кредита
67-51- погашение долгосрочного кредита
4. Порядок ведения кассовой книги. Проверка и обработка отчётов
кассира. Характеристика счёта «Касса». Ревизия кассы.
Порядок ведения кассовых операций регламентируется «правилом ведения кассовых операций в РБ» утвержденным Нац. Банком РБ. 2008год.
Все поступления и выдача наличных денег учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну книгу, которая должна быть пронумерована, и опечатана печатью.
Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Второй экземпляр должен быть отрывным, он служит отчетом кассира. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также гл. бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому приходному или расходному кассовому ордеру. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операции за день, выводит остаток наличных денег в кассе. Второй отрывной лист кассовой книги с приложенными приходными и расходными кассовыми ордерами передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира под расписку в кассовой книге. Бухгалтер проверяет правильность проставленной корреспонденции арифметические действия.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.
Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается.
Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходным кассовым ордером, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.
Счет касса 50, связанных с движением ден. средств– активный, денежный.
ДЕБЕТ КАССЫ
50-51-с р/сч поступили деньги в кассу
50-90- выручка от реализации продукции в кассу.
50-91-выручка от реализации прочих активов (работник купил материалы)
50-92- поступили штрафы. Обнаружен излишек денег
50-71- возврат в кассу от подотчетных лиц не использованных сумм
50-73/1- погашена ссуда работником
50-73/2- внесена в кассу недостача
50-75 учредителями внесен через кассу вклад в Уставный капитал
50-76- поступление денежных средств от дебиторов
КРЕДИТ КАССЫ
70-50- выдана з/пл из кассы; премии
71-50-выданы деньги подотчет
73/1-50- выдана ссуда работнику
76-50 выданы алименты из кассы или выдана депонированная з/пл
94-50 обнаружена недостача денег в кассе
51-50 сверхлимитный остаток возвращен на р/сч
92-50 выдана материальная помощь
Ревизия кассы
Инвентаризация наличных денежных средств в кассе производится согласно правил ведения кассовых операций не менее 1-раза в квартал.
В сроки установленные руководителем предприятия, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом наличных денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.