Бухгалтерский баланс - важнейшая часть бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Такой важный элемент бухгалтерской отчетности, как баланс в разное время изучался различными авторами и специалистами. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. Баланс (французское balance – весы) – система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

Оглавление

Введение 3
Теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности 5
Финансово-экономическая характеристика ЗАО «КОНТИ-РУС» 10
Бухгалтерский баланс - важнейшая часть бухгалтерской отчетности 16
3.1. Функции и виды бухгалтерского баланса 18
3.2. Содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления 20
3.2.1. Содержание статей актива баланса 20
3.2.2. Содержание статей пассива баланса 25
4. Методика проведения анализа финансового состояния по данным бухгалтерского баланса 29
4.1. Оценка динамики состава и структуры актива баланса 29
4.2. Оценка динамики состава и структуры пассива баланса 30
4.3. Анализ ликвидности и платежеспособности на основе данных бухгалтерского баланса 31
Заключение 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

баланс+.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Общее собрание акционеров является высшим органом управления ЗАО «КОНТИ-РУС». Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров.

Совет директоров, состоящий из пяти человек, осуществляет общее руководство деятельностью «КОНТИ-РУС» в пределах компетенции, установленной действующим законодательством РФ и Уставом.

Руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным директором, который избирается сроком не более чем на пять лет и является единоличным исполнительным органом. Генеральный директор организует выполнение решений общего собрания акционеров, совета директоров.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением под руководством главного бухгалтера. На ЗАО «КОНТИ-РУС» действует Положение о бухгалтерии. Общество осуществляет организацию бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме с применением компьютерной программы «Акцент», 1С: Предприятия версия 7.7 и 1С: Предприятия версия 8.

Основным видом деятельности организации является производство и реализация кондитерских изделий. Выручка за 2010 г. Составила 7 829 293 тыс. руб. (без учета НДС), в т.ч. от от реализации готовой продукции собственного производства - 4 540 307 тыс. руб., что составляет 57,99% от общей суммы реализации.

Основные показатели деятельности ЗАО «КОНТИ-РУС» за 2009 и 2010 гг. приведены в таблице 1.1.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели

ЗАО «КОНТИ-РУС» за 2009 и 2010 гг.

№,
п/п

Наименование
показателей

Ед. изм.

2009 г.

2010 г.

Темп роста,

%

Темп прироста,

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010/ 2009

2010/2009

1

2

3

4

5

6

7

1

Объем продаж, в т.ч.

тонн

63 628,00

66 766,00

104,93

4,93

 

 

Карамель

тонн

14 567,00

14 151,00

97,14

-2,86

 

 

Конфеты и шоколад

тонн

31 115,00

33 504,00

107,68

7,68

 

 

Вафли

тонн

4 422,00

4 211,00

95,23

-4,77

 

 

Крекер

тонн

13 524,00

14 900,00

110,17

10,17

2

Выручка от реализации

тыс. руб.

6 711 592,00

7 829 293,00

116,65

16,65

3

Себестоимость реализации

тыс. руб.

5 100 208,00

6 121 405,00

120,02

20,02

4

Полная себестоимость

тыс. руб.

6 075 841,00

7 316 055,00

120,41

20,41

5

Прибыль от продаж

тыс. руб.

635 751,00

513 238,00

80,73

-19,27

6

Чистая прибыль

тыс. руб.

196 523,00

211 836,00

107,79

7,79

7

Рентабельность продаж

%

9,47

6,56

69,20

-30,80

8

Рентабельность активов

%

0,02

0,02

84,00

-16,00

9

Рентабельность собственного

капитала

%

0,06

0,09

141,76

41,76

10

Коэффициент текущей

ликвидности

 

1,03

0,86

83,40

-16,60

11

Коэффициент критической

ликвидности

 

0,76

0,51

67,47

-32,53

12

Коэффициент абсолютной

ликвидности

 

0,03

0,01

33,65

-66,35

15

Коэффициент финансовой

независимости

 

0,14

0,13

92,35

-7,65

16

Коэффициент финансовой

устойчивости

 

0,34

0,41

120,57

20,57

17

Доля оборотных средств в активах

%

50,94

40,94

80,37

-19,63

18

Коэффициент оборачиваемости

активов

 

0,48

0.42

87,88

-12,12

21

Коэффициент износа

%

0,34

0,34

100,00

0,00

22

Займы и кредиты

тыс. руб.

1 628028,00

2 862767,00

175,84

75,84

23

Кредиторская задолженность

тыс. руб.

867 721,00

1 243209,00

143,27

43,27

24

Дебиторская задолженность

тыс.руб.

1 310487,00

1 316624,00

100,47

0,47

25

Оборачиваемость дебиторской

задолженности

в днях

70,59

60,40

85,56

-14,44

26

Оборачиваемость кредиторской

задолженности

в днях

51,64

48,53

93,99

-6,01

27

Среднесписочная численность

работников

чел.

2 843,00

2 952,00

103,83

3,83

28

Выработка

 

22,38

22.62

101,06

1,06

Бухгалтерский баланс - важнейшая часть бухгалтерской отчетности

 

Баланс (франц. balance – буквально весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение предприятия.

В условия рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться. По балансу определяют, способно предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.

По балансу так же определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.

Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

Строение баланса основывается на принципе двойственности – основополагающей концепции бухгалтерского учёта. Уравнение двойственности можно записать в виде:

Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность

Активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми предприятие получило в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств на предприятие. Считается, что актив принесёт экономически выгоды тогда, когда он может быть:

                   использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

                   обменен на другой актив;

                   использован для погашения обязательства;

                   распределён между собственниками предприятия.

В переводных изданиях англо-американской литературы по бухгалтерскому учёту уравнение двойственности представляется в следующем виде:

Активы = Капитал + Обязательства

Под капиталом понимается не весь полный капитал фирмы, а только часть его, принадлежащая владельцу, т.е. собственный капитал.

Собственный капитал – это средства, полученные от органов, а также прибыль как финансовый результат эффективной деятельности предприятия.

В левой части балансового уравнения в составе активов указывается дебиторская задолженность перед экономическим субъектом, в правой – отражается другая часть обязательств – кредиторская задолженность.

Обязательства – это источник привлечённых средств, образующихся в результате уже свершившихся действий, которые служат юридическим основанием для последующих платежей за товары, работы, выполненные услуги. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны предприятие лишается соответствующих активов. Кроме того, погашение обязательств может происходить в форме замены обязательств одного вида другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции и виды бухгалтерского баланса

 

Бухгалтерский баланс классифицируется по видам в зависимости от цели их составления.

Признаки классификации бухгалтерского баланса:

1)время составления;

2)источники составления;

3)объем информации;

4)характер деятельности;

5)форма собственности;

6)объект отражения;

7)способ очистки.

По времени составления балансы классифицируются как:

1)вступительные;

2)текущие;

3)ликвидационные;

4)разделительные;

5)объединительные.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. В нем определяется та сумма ценностей, с которой организация начинает свою деятельность. Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они делятся на начальные, промежуточные и заключительные. Начальный баланс формируется на начало, а заключительный на конец отчетного года. Заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Они отличаются от заключительных балансов тем, что к ним прилагается меньше отчетных форм, и тем, что промежуточные балансы составляются, как правило, только на основе данных текущего бухгалтерского учета. А перед составлением заключительного баланса должна проводиться полная инвентаризация всех статей баланса. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Они составляются в течение всего периода ликвидации и делятся на вступительные, промежуточные и заключительные ликвидационные балансы. Разделительные балансы составляются в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц. Объединительный баланс формируется при объединении нескольких организаций в одну, либо при присоединении неких структурных единиц.

По источникам составления балансы делятся на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарные балансы составляют только на основе описи средств. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы. Книжный баланс составляется на основе книжных записей без предварительной проверки их при помощи инвентаризации. Генеральный баланс составляется при помощи анализа учетных записей и данных инвентаризации.

По объему информации балансы делятся на единичные и сводные. Единичный баланс отражает деятельность одной организации. Сводные балансы получаются путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных организаций, а графа «Всего» отражает общее состояние средств всех организаций в целом. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

По характеру деятельности балансы могут делиться на балансы основной и неосновной деятельности. Основной является деятельность, соответствующая уставу и курсу организации. Все остальные виды деятельности – неосновные. Отделы организаций, которые занимаются неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Средства подразделения, занимающегося неосновной деятельностью, отражаются на тех статьях баланса, где отражаются средства по основной деятельности.

По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются по источникам образования средств.

По объектам отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют организации, которые являются юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения организации.

По способу аннулирования балансы делятся на балансы – брутто и балансы – нетто. Баланс - брутто включает в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы той или иной статьи. Баланс – нетто – баланс, из которого исключаются регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой».

 


Содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления

 

Содержание статей актива баланса

 

В хозяйственном обороте организация выступает как юридическое лицо, обладающее определенной суммой хозяйственных средств. В момент учреждения организация наделяется финансовыми ресурсами, которые вкладываются во внеоборотные и оборотные активы. В процессе функционирования организации величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения.

В бухгалтерской отчетности хозяйственные средства отражаются в различных отчетных формах. Наиболее общая характеристика состава и размещения хозяйственных средств организации приводится в активе бухгалтерского баланса.

Две трактовки баланса. При предметно-вещностной трактовке в активе баланса показывается состав, размещение и фактическое целевое использование средств организации. Основное внимание уделяется цели вложения финансовых ресурсов организации. При затратно-результатной трактовке актив баланса представляет величину затрат организации, сложившихся в результате предшествующих операций и финансовых сделок, и понесенных ею расходов ради возможных будущих доходов. Актив в этом случае дает вероятностную оценку минимально возможного дохода, которым в данный момент владеет организация и который может быть получен после расчетов со всеми кредиторами.

Величины хозяйственных средств, отраженных в балансе и находящихся в распоряжении организации, не совпадают. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, не все виды средств отражены в той оценке, которая соответствует их реальной стоимости на момент составления баланса. Во-вторых, организация может распоряжаться средствами, которые ей не принадлежат, но которые находятся у нее во временном пользовании или хранении.

Внеоборотные активы – это средства организации, которые используются ею в своей деятельности дольше одного года. Самыми важными их статьями являются нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения.

По подразделу «Нематериальные активы» отражаются исключительные права на объекты индивидуальной собственности. К нематериальным активам относятся организационные расходы и деловая репутация организации.

Нематериальные активы учитываются на счете 04. Они могут вноситься участниками организации в счет их вкладов в уставный капитал и приходоваться в сумме, определяемой совместным решением участников. Остальные нематериальные активы отражаются в учете сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния когда они пригодны к использованию в запланированных целях, а полученные – по рыночной стоимости. Приходование нематериальных активов записывается по дебету счета 04 и кредиту счетов: 75 – при внесении участниками вкладов в уставной капитал; 08 – при покупке и изготовлении.

Стоимость нематериальных активов переносится на издержки по средствам амортизации. Амортизация нематериальных активов учитывается на счете 05. Дебетуются счета по учету издержек, и кредитуется счет 05. При выбытии нематериальных активов их первоначальная стоимость списывается со счета 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». На кредит счета 91 записываются сумма начисленной амортизации и выручка от продажи нематериальных активов.

Информация о работе Бухгалтерский баланс - важнейшая часть бухгалтерской отчетности