Бухгалтерская (финансовая) отчётность: понятие, виды и значения. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчётности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с ГК РФ предприятие является объектом гражданских прав. В качестве объекта гражданских прав предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания и сооружения, оборудование, материалы, долги, а также права на обозначение (фирменное наименование, товарный знак, торговую марку и т.д.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЁТНОСТИ
2. ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЁТНОСТИ
3. ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЁТНОСТИ
4. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Московский Государственный Университет Печати.docx

— 31.07 Кб (Скачать)

В) По степени  обобщения отчетных данных различают  индивидуальную, сводную и консолидированную  отчетность. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта - юридического лица. Сводная  отчетность составляется министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти для статистического  обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетность составляется группой организаций  по совместно контролируемому имуществу. Такая группа представлена материнской  компанией и ее дочерними предприятиями. Консолидированная отчетность, в  отличие от сводной, должна показывать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. 

  Г) В зависимости от содержания различают: бухгалтерскую, статистическую, управленческую, налоговую.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей, полученных на основе данных бухгалтерского учета, об имущественном и финансовом положении  организации и результатах их хозяйственной деятельности за отчетный период.

Статистическая  отчетность характеризует отдельные  экономические показатели финансово-хозяйственной  деятельности организации и составляется по данным статистического, оперативно-технического и бухгалтерского учета.

Управленческая  отчетность содержит информацию по важнейшим  показателям финансово-хозяйственной  деятельности организации и используется для оперативного контроля и управления основными хозяйственными процессами. Содержание, периодичность, сроки и  порядок составления этой отчетности определяются организацией самостоятельно. Однако наиболее полезным и эффективным  является такое построение управленческой отчетности, при котором ее содержание и порядок составления основываются на тех же принципах, что и составление  бухгалтерской отчетности.

Налоговая отчетность отражает информацию, предназначенную  для финансовых целей. Она составляется в форме деклараций по видам платежей. При этом часть отчетных форм составляется по данным бухгалтерского учета, а некоторые  отчетные формы составляются по данным налогового учета, часто ведущегося параллельно с бухгалтерским  учетом.

4. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В настоящее  время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета  и отчетности, на формирование которой  огромное влияние оказали экономические  преобразования в стране, необходимость  для организаций работать в новых  рыночных условиях, а также активное распространение международных  стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень  наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом  системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским  учетом осуществляет Правительство  Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить - в сущности бухгалтерская  и налоговая системы приобрели  одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском  учете дается определение бухгалтерской  отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении  организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.

Несколько статей Закона непосредственно посвящены  более конкретным вопросам состава  и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском  учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных  обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; указы Президента РФ; Постановления Правительства  РФ, например постановление «Об утверждении  Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»  от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы  прямо или косвенно регулируют ведение  бухгалтерского учета и составление  бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого  уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях  РФ и др.

Одним из важнейших  методологических документов в области  бухгалтерского учета является Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности, в  котором сформулированы важнейшие  принципы учета в организациях. В  дальнейшем многие статьи данного Положения  были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных  актов. Заменив ранее действовавшие  положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к  документам первого уровня, поскольку  оно утверждено не законодательным  органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень  составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны  Минфином России согласно государственной  программе перехода Российской Федерации  на принятую в международной практике систему учета и статистики в  соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются  отдельные методологические вопросы  учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны  с составлением отчетности - это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.

К числу документов второго уровня следует отнести  также План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы  бухгалтерского учета в России. План счетов - документ общего порядка; этот документ является единым, обязательным к применению в организациях любых  видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных  организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки  в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил План счетов, который  введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень  объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003 г. № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня. На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает созданная в 1997 г. организация - Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.

Формирование  современной системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под  активным влиянием процесса распространения  во всем мире международных стандартов финансовой отчетности - МСФО, разрабатываемых  Советом по международным стандартам финансовой отчетности {International Accounting Standard Committee - IASQ.

С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета  и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения  увязки реформы бухгалтерского учета  в России с основными тенденциями  гармонизации стандартов на международном  уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении  реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к  процессу формирования отчетности имеют  следующие нормативные документы:

Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н.16

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43-н.

Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской  отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67-н.

В Федеральном  законе «О бухгалтерском учете» определены состав бухгалтерской отчетности, порядок  ее представления и публикации. В  «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» содержатся правила составления  отчетности и оценки ее статей. В  ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлены требования к отчетности, содержание и методические основы ее формирования. Приказом № 67-н утверждены перечень форм годовой и промежуточной  отчетности и указания по их составлению. Однако этим Приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Организации имеют право  вносить в них изменения. Но утверждая  собственные формы бухгалтерской  отчетности, организации должны соблюдать  определенные требования. Главное - сохранить  принципы построения этих форм. Так, разрабатывая собственный вариант баланса, организация  не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размещать  по степени возрастания ликвидности (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и  т.д.).

В состав годовой  бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме  кредитных, страховых и бюджетных  организаций включаются:

Бухгалтерский баланс - форма № I;

Отчет о прибылях и убытках - форма № 2;

Отчет об изменениях капитала - форма № 3;

Отчет о движении денежных средств - форма № 4;

Приложение к  бухгалтерскому балансу - форма № 5;

пояснительная записка;

аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской  отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные  проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении  бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма  № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

Информация о работе Бухгалтерская (финансовая) отчётность: понятие, виды и значения. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчётности