Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа
Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период[1]. Финансовая отчётность представляет из себя систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в ее финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период[1]. Финансовая отчётность представляет из себя систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в ее финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Говоря простым языком, это таблицы, которые составляются по данным бухгалтерского учета организации. К этим таблицам также прилагается пояснительная записка – документ, который является обязательной составной частью финансовой отчетности.
Пояснительная записка должна раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также обеспечивать пользователей отчетности дополнительными данными – теми данными, которые недостаточно раскрыты в табличной форме отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации.
Структура финансовой отчетности.
Одним из нормативно-правовых документов, регламентирующих правила ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан является «Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234- III от 28 февраля 2007 года. В статье 15 этого Закона сказано, что финансовая отчетность включает в себя:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о движении денежных средств;
4)
отчет об изменениях в
5) пояснительную записку.
Баланс предприятия составляет
основу информационного обеспечения
финансового анализа
Баланс - отчет о финансовом состоянии предприятия, отражающий стоимость имущества предприятия в целом по активам и суммы вложенного в это имущество собственного капитала и обязательств по пассивам в денежной форме на определенный момент времени.
Документарно баланс - двухсторонняя таблица, в правой части которой отражены активы, в левой - собственный капитал и обязательства. Поэтому основное равенство баланса:
АКТИВ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА .
Актив и обязательства могут отражаться в балансе лишь при условии, что их оценка может быть достоверно определена.
Активы - это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к увеличению экономических выгод в будущем. Актив строится в порядке возрастающей ликвидности средств и состоит из трех разделов.
Необоротные активы (I раздел) - это средства, которые используются в течение более чем одного года (операционного цикла), приобретаются с целью их использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года (операционного цикла).
Оборотные активы (II раздел) - денежные средства и их эквиваленты, не ограниченные в использовании, а также другие активы, предназначенные для использования, продажи или потребления в течение операционного цикла или 12 месяцев с момента учета на балансе.
Расходы будущих периодов (III раздел) - это средства, израсходованные в течение текущего или предыдущего отчетного периода, но относящиеся к расходам следующих отчетных периодов.
Пассив группируется по степени срочности погашения (возврата) долгов и содержит пять разделов.
Собственный капитал (I раздел) - часть в активах, остающаяся после вычета обязательств.
Обязательства - задолженность предприятия в результате прошлых событий, погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов, воплощающих экономических выгоды. Обязательство возникает только тогда, когда актив получен или когда предприятие заключает неотказное соглашение приобрести актив.
В составе обеспечения будущих расходов и платежей (II раздел) отражаются начисленные в отчетном периоде будущие расходы и платежи (затраты на оплату будущих отпусков, гарантийные обязательства по затратам на материальное поощрение и охрану труда и т.п.), а также прочие обеспечения (создание резервов, связанных с особенностью технологического процесса) и остатки средств целевого финансирования.
Долгосрочные обязательства (III раздел) - обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год (операционный цикл). Это долгосрочные кредиты банков, выпущенные облигации, долгосрочные векселя, отсроченные налоговые платежи.
Текущие обязательства (IV раздел) - это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств в течение одного года (операционного цикла). В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате; долговые свидетельства о получении краткосрочных кредитов; задолженность по налогам; задолженность по заработной плате; полученные авансы; непредвиденные обязательства; часть долгосрочных обязательств, подлежащая уплате в текущем периоде.
Расходы будущих периодов (V раздел) - это средства, полученные в течение текущего или предыдущих отчетных периодов, но относящиеся к следующим отчетным периодам.
На основе такого разделения статей
баланса можно оценить
Но при изучении данных баланса следует иметь в виду, что они зафиксированы на определенный момент, а, следовательно, с течением времени происходит искажение их реального значения. В связи, с чем надо помнить, что баланс имеет ряд «недостатков»:
1.
Баланс историчен по своей
природе: фиксирует
2.
Баланс построен по принципу
отражения в нем материальных
ценностей и затрат по
3.
Баланс содержит
4.
Корректная интерпретация
5.
Баланс отчетного периода,
6.
Баланс не раскрывает
7.
Стоимость активов предприятия,
Поэтому, чтобы избежать неточностей
в анализе следует
Отчет о финансовых результатах регламентируется ПБУ №3 и содержит сравнительную информацию сумм различных видов доходов с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Составляется ежеквартально накопительным методом.
Состоит из трех разделов:
1. Финансовые результаты;
2. Элементы операционных
3. Расчет показателей
При составлении отчета оперируют понятиями:
Доход - это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собственного капитала (кроме роста капитала за счет взноса владельцев).
Расходы - это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения собственного капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).
Убыток - превышение суммы расходов над суммой дохода, для получения которого были произведены эти расходы.
Прибыль - сумма, на которую доход превышает, связанные с ним расходы.
Обычная деятельность - деятельность предприятия, зафиксированная в учредительных документах.
Чрезвычайное событие - событие или операция, которые отличаются от обычной деятельности предприятия и о которых не предполагается, что они будут повторяться периодически или в каждом последующем отчетном периоде.
Формируется отчет на основе следующих принципов выявления финансовых результатов: • принцип учетного периода; • принцип консерватизма; • принцип начисления (реализации); • принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода.
Таким образом, данный отчет раскрывает основной мотив деятельности предприятия - формирование чистой прибыли путем отражения всех источников получения доходов, направлений расходования средств и учета налоговой политики. Но у данного отчета есть два «недостатка»:
1. прибыль фиксируется в
2. по прибыли нельзя судить, какие у предприятия есть источники получения реальных денежных средств.
Поэтому в соответствии с требованиями ПБУ № 4 один раз в год составляется отчет о движении денежных средств, который отражает финансовые средства предприятия в виде движения денежных потоков.
Цель составления данного
Денежные средства - наличные, средства на счетах в банках и депозиты до востребования.
Эквиваленты денежных средств - это краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, свободно конвертируемые в определенные суммы денежных средств и характеризуемые незначительным риском изменения стоимости. Операционная деятельность - основная деятельность и другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью.
Инвестиционная деятельность - совокупность операций по приобретению или продаже необоротных активов, финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.
Финансовая деятельность - деятельность, приводящая к изменению размера и состава собственного капитала и обязательств. Существует 2 метода составления формы №3:
1. Прямой метод. В отчете последовательно приводятся все основные статьи поступлений (выбытия) денежных средств в результате деятельности, разница которых показывает прирост или уменьшение денежных средств (так составляются II и III разделы отчета).
2. Косвенный метод. Суть его состоит в корректировке прибыли от обычной деятельности до налогообложения на неденежные операции, которая проводится для того, чтобы получить реальную величину денежных средств от операционной деятельности (I раздел отчета). Неденежные операции - операции, не требующие использование
денежных средств и их эквивалентов (бартерные операции, получение активов путем финансовой аренды, приобретение активов путем эмиссии акций и т.д.). Неденежные операции, связанные с финансовой или инвестиционной деятельностью должны раскрываться в примечаниях.
Внутренние изменения в составе денежных средств и их эквивалентов не отражаются в данном отчете.
Отчет о собственном капитале (составляется в соответствии с требованиями ПБУ № 5 один раз в год). Целью составления отчета является раскрытие информации об изменениях в структуре собственного капитала предприятия на протяжении отчетного года.
Собственный
капитал можно условно
Привлеченный капитал характеризуется следующими понятиями: Уставный капитал - зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников в капитал предприятия.
Дополнительно оплаченный капитал - сумма превышения стоимости
продажи
акций над номинальной
уставный капитал.
Изъятый капитал - фактическая себестоимость акций собственной
эмиссии, выкупленных предприятием у своих акционеров. Накопленный капитал характеризуется следующими понятиями: Резервный капитал - сумма резервов, созданных акционерными
обществами в соответствии с действующим законодательством. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - прибыль,
реинвестированная в предприятие, или непокрытый убыток. Другой дополнительный капитал - сумма переоценки необоротных
активов и стоимость активов бесплатно полученных предприятием. Кроме того, в данном отчете фиксируется изменения учетной политики предприятия, а также раскрывается политика предприятия в области распределения чистой прибыли.
В примечаниях к финансовой отчетности (форма №5) предприятие раскрывает - учетную политику; - информацию, которая не раскрыта в финансовой отчетности, но обязательна к освещению согласно действующим стандартам; - информацию, которая имеет дополнительный анализ статей отчетности, в том числе назначение и условия использования каждого элемента собственного капитала (кроме уставного), а также подробную информацию об акциях предприятия (количество, номинал, подписка, характер взносов, список учредителей, размер дивидендов, права, и т.д.).