Финансовая отчётность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период[1]. Финансовая отчётность представляет из себя систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в ее финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

Финансовая отчётность.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период[1]. Финансовая отчётность представляет из себя систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в ее финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Говоря  простым языком, это таблицы, которые  составляются по данным бухгалтерского учета организации. К этим таблицам также прилагается пояснительная записка – документ, который является обязательной составной частью финансовой отчетности.

Пояснительная записка должна раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также обеспечивать пользователей отчетности дополнительными данными – теми данными, которые недостаточно раскрыты в табличной форме отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации. 

 

Структура финансовой отчетности.

Одним из нормативно-правовых документов, регламентирующих правила ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан является «Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234- III от 28 февраля 2007 года. В статье 15 этого Закона сказано, что финансовая отчетность включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных  средств;

4) отчет об изменениях в капитале;

5) пояснительную записку.

Характеристика форм финансовой отчетности

Баланс предприятия составляет основу информационного обеспечения  финансового анализа деятельности предприятия. Положение (стандарт) бухгалтерского учета (ПБУ) №2 регламентирует и определяет форму, структуру баланса, содержание его статей и общие требования по их раскрытию для всех предприятий, кроме малых (их отчетность регулируется ПБУ №25) и бюджетных учреждений.

Баланс - отчет о финансовом состоянии  предприятия, отражающий стоимость  имущества предприятия в целом  по активам и суммы вложенного в это имущество собственного капитала и обязательств по пассивам в денежной форме на определенный момент времени.

Документарно баланс - двухсторонняя  таблица, в правой части которой  отражены активы, в левой - собственный  капитал и обязательства. Поэтому  основное равенство баланса:

АКТИВ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА .

Актив и обязательства могут  отражаться в балансе лишь при  условии, что их оценка может быть достоверно определена.

Активы - это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых  событий, использование которых, как ожидается, приведет к увеличению экономических выгод в будущем. Актив строится в порядке возрастающей ликвидности средств и состоит из трех разделов.

Необоротные активы (I раздел) - это  средства, которые используются в  течение более чем одного года (операционного цикла), приобретаются с целью их использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года (операционного цикла).

Оборотные активы (II раздел) - денежные средства и их эквиваленты, не ограниченные в использовании, а также другие активы, предназначенные для использования, продажи или потребления в течение операционного цикла или 12 месяцев с момента учета на балансе.

Расходы будущих периодов (III раздел) - это средства, израсходованные  в течение текущего или предыдущего отчетного периода, но относящиеся к расходам следующих отчетных периодов.

Пассив группируется по степени срочности погашения (возврата) долгов и содержит пять разделов.

Собственный капитал (I раздел) - часть  в активах, остающаяся после вычета обязательств.

Обязательства - задолженность предприятия  в результате прошлых событий, погашение  которой, как ожидается, приведет к  уменьшению ресурсов, воплощающих экономических  выгоды. Обязательство возникает  только тогда, когда актив получен или когда предприятие заключает неотказное соглашение приобрести актив.

В составе обеспечения будущих  расходов и платежей (II раздел) отражаются начисленные в отчетном периоде  будущие расходы и платежи (затраты  на оплату будущих отпусков, гарантийные  обязательства по затратам на материальное поощрение и охрану труда и т.п.), а также прочие обеспечения (создание резервов, связанных с особенностью технологического процесса) и остатки средств целевого финансирования.

Долгосрочные обязательства (III раздел) - обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год (операционный цикл). Это долгосрочные кредиты банков, выпущенные облигации, долгосрочные векселя, отсроченные налоговые платежи.

Текущие обязательства (IV раздел) - это  обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств в течение одного года (операционного цикла). В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате; долговые свидетельства о получении краткосрочных кредитов; задолженность по налогам; задолженность по заработной плате; полученные авансы; непредвиденные обязательства; часть долгосрочных обязательств, подлежащая уплате в текущем периоде.

Расходы будущих периодов (V раздел) - это средства, полученные в течение текущего или предыдущих отчетных периодов, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

На основе такого разделения статей баланса можно оценить структуру  и направления размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей финансово - хозяйственной деятельности, т.е. дать комплексную оценку финансового состояния предприятия.

Но  при изучении данных баланса следует  иметь в виду, что они зафиксированы  на определенный момент, а, следовательно, с течением времени происходит искажение их реального значения. В связи, с чем надо помнить, что баланс имеет ряд «недостатков»:

1. Баланс историчен по своей  природе: фиксирует сложившиеся  к моменту его составления  состояние предприятия согласно учетной политике, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение

2. Баланс построен по принципу  отражения в нем материальных  ценностей и затрат по фактически  произведенным расходам, что делает  несопоставимыми балансовые показатели  и статьи в условиях изменения временной стоимости денег.

3. Баланс содержит консолидированную  информацию, отражающую значение  статей, но не учитывающую срочный  характер их формирования или  погашения, в связи, с чем  он не отражает адекватного  состояния и динамики средств в течение периода.

4. Корректная интерпретация балансовых  показателей возможна лишь с  привлечением данных об оборотах  и учете масштабов производства.

5. Баланс отчетного периода, рассматриваемый  изолированно, не обеспечивает пространственной  и временной сопоставимости.

6. Баланс не раскрывает основного  мотива деятельности предприятий  -прибыли, в нем отсутствует  категория балансовой прибыли,  есть только нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток).

7. Стоимость активов предприятия,  зафиксированная в балансе, может не совпадать с реальной реализационной стоимостью предприятия.

Поэтому, чтобы избежать неточностей  в анализе следует рассматривать  другие формы финансовой отчетности, предоставляющие более развернутую и динамичную информацию о предприятии.

Отчет о финансовых результатах  регламентируется ПБУ №3 и содержит сравнительную информацию сумм различных  видов доходов с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания  его деятельности за период с начала года. Составляется ежеквартально накопительным методом.

Состоит из трех разделов:

1. Финансовые результаты;

2. Элементы операционных расходов;

3. Расчет показателей прибыльности  акций.

При составлении отчета оперируют  понятиями:

Доход - это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, приводящих к росту собственного капитала (кроме роста капитала за счет взноса владельцев).

Расходы - это уменьшение экономических  выгод в виде выбытия активов  или увеличения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения собственного капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).

Убыток - превышение суммы расходов над суммой дохода, для получения  которого были произведены эти расходы.

Прибыль - сумма, на которую доход  превышает, связанные с ним расходы.

Обычная деятельность - деятельность предприятия, зафиксированная в  учредительных документах.

Чрезвычайное событие - событие  или операция, которые отличаются от обычной деятельности предприятия и о которых не предполагается, что они будут повторяться периодически или в каждом последующем отчетном периоде.

Формируется отчет на основе следующих  принципов выявления финансовых результатов: • принцип учетного периода; • принцип консерватизма; • принцип начисления (реализации); • принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода.

Таким образом, данный отчет раскрывает основной мотив деятельности предприятия - формирование чистой прибыли путем  отражения всех источников получения доходов, направлений расходования средств и учета налоговой политики. Но у данного отчета есть два «недостатка»:

1. прибыль фиксируется в соответствии  с принципом начисления, то есть  независимо от того поступили  ли реальные денежные средства;

2. по прибыли нельзя судить, какие у предприятия есть источники получения реальных денежных средств.

Поэтому в соответствии с требованиями ПБУ № 4 один раз в год составляется отчет о движении денежных средств, который отражает финансовые средства предприятия в виде движения денежных потоков.

Цель составления данного отчета: предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации об изменениях, произошедших в денежных средствах предприятия и их эквивалентах за отчетный период в соответствии с разделением деятельности предприятия на операционную, инвестиционную и финансовую (соответственно 3 раздела отчета).

Денежные средства - наличные, средства на счетах в банках и депозиты до востребования.

Эквиваленты денежных средств - это  краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, свободно конвертируемые в определенные суммы денежных средств и характеризуемые незначительным риском изменения стоимости. Операционная деятельность - основная деятельность и другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью.

Инвестиционная  деятельность - совокупность операций по приобретению или продаже необоротных  активов, финансовых инвестиций, которые  не являются эквивалентами денежных средств.

Финансовая  деятельность - деятельность, приводящая к изменению размера и состава собственного капитала и обязательств. Существует 2 метода составления формы №3:

1. Прямой метод. В отчете последовательно приводятся все основные статьи поступлений (выбытия) денежных средств в результате деятельности, разница которых показывает прирост или уменьшение денежных средств (так составляются II и III разделы отчета).

2. Косвенный метод. Суть его состоит в корректировке прибыли от обычной деятельности до налогообложения на неденежные операции, которая проводится для того, чтобы получить реальную величину денежных средств от операционной деятельности (I раздел отчета). Неденежные операции - операции, не требующие использование

денежных  средств и их эквивалентов (бартерные  операции, получение активов путем  финансовой аренды, приобретение активов путем эмиссии акций и т.д.). Неденежные операции, связанные с финансовой или инвестиционной деятельностью должны раскрываться в примечаниях.

Внутренние  изменения в составе денежных средств и их эквивалентов не отражаются в данном отчете.

Отчет о собственном капитале (составляется в соответствии с требованиями ПБУ  № 5 один раз в год). Целью составления  отчета является раскрытие информации об изменениях в структуре собственного капитала предприятия на протяжении отчетного года.

Собственный капитал можно условно разделить  на привлеченный (инвестированный собственниками предприятия) и накопленный (созданный  в процессе собственной деятельности предприятия).

Привлеченный капитал характеризуется следующими понятиями: Уставный капитал - зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников в капитал предприятия.

Дополнительно оплаченный капитал - сумма превышения стоимости

продажи акций над номинальной стоимостью. Неоплаченный капитал - задолженность владельцев по взносам в

уставный  капитал.

Изъятый капитал - фактическая себестоимость  акций собственной

эмиссии, выкупленных предприятием у своих  акционеров. Накопленный капитал характеризуется следующими понятиями: Резервный капитал - сумма резервов, созданных акционерными

обществами  в соответствии с действующим  законодательством. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - прибыль,

реинвестированная в предприятие, или непокрытый убыток. Другой дополнительный капитал - сумма  переоценки необоротных

активов и стоимость активов бесплатно  полученных предприятием. Кроме того, в данном отчете фиксируется изменения  учетной политики предприятия, а  также раскрывается политика предприятия  в области распределения чистой прибыли.

В примечаниях к финансовой отчетности (форма №5) предприятие раскрывает - учетную политику; - информацию, которая не раскрыта в финансовой отчетности, но обязательна к освещению согласно действующим стандартам; - информацию, которая имеет дополнительный анализ статей отчетности, в том числе назначение и условия использования каждого элемента собственного капитала (кроме уставного), а также подробную информацию об акциях предприятия (количество, номинал, подписка, характер взносов, список учредителей, размер дивидендов, права, и т.д.).

Информация о работе Финансовая отчётность