Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям предприятия, возникающим с постоянными поставщиками, покупателями. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками.

Оглавление

Методология аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Нормативно-законодательная база, регулирующая отношения с поставщиками и подрядчиками
1.3 Теоретические основы аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками
Программа проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «Йо-Гурт Липецк»
2.2 Планирование аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.3 Проведение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
Выводы и рекомендации по результатам аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.1 Выводы по итогам аудиторской проверки
3.2 Рекомендации по ведению учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Файлы: 1 файл

курс ао аудиту.doc

— 238.30 Кб (Скачать)

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации.

2. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя [2].

     При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота [1].

  Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является активно-пассивным. Дебетовое сальдо означает сумму авансов (предоплаты), выданных поставщикам и подрядчикам (задолженность поставщиков и подрядчиков за оплаченные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также по товарам в пути) [15, с. 161].

      Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту: акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам; приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки); выявления излишка при приемке товарно-материальных ценностей.

      В соответствии с условиями заключенного между организациями договора расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товаров, выполнения работ или оказания услуг либо в любой другой момент времени.

      В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

      На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуется счет  60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуются счета по учету ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.) или счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.).

      После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли; при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях счет 60 кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Данной проводкой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по претензиям.

      Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований.

      Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета, 55 «Специальные счета в банках»), кредитов банка (66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») [16, с. 111].

     Цена товара в договоре может быть установлена в любой иностранной валюте или условных денежных единицах. Однако на территории России расчеты проводят только в рублях. Поэтому цену, установленную в иностранной валюте или условных единицах, нужно пересчитывать в рубли.

     Курсовую разницу, возникшую как до, так и после того, как товарно-материальные ценности были приняты к учету, отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (п. 6 ПБУ 5/01): Дебет 91-2; Кредит 60 - доначислена задолженность перед поставщиком по оплате материальных ценностей [7].

     Аналитический учет по счету 60 ведут по каждому поставщику или подрядчику, а также по каждому предъявленному ими счету. Необходимо обеспечить получение следующих данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; по авансам выданным; по просроченным векселям; по полученному коммерческому кредиту; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил.

     В соответствии с пунктами 6.1 и 6.5 ПБУ 10/99 величина кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) [8].

     Синтетический учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере №6-АПК и «Реестре операций по расчетам с поставщиками» (приложение к журналу-ордеру №6-АПК), который используется при значительном количестве поставщиков и подрядчиков. Журнал-ордер №6-АПК является комбинированным регистром, где осуществляется аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для каждого из них отводится одна строка, в которой фиксируется начальное сальдо, начисление кредиторской задолженности и ее погашение, конечное сальдо. После подведения итогов по журналу-ордеру №6-АПК и их сверки с другими регистрами полученный кредитовый оборот переносят в Главную книгу. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Нормативно- законодательная база, регулирующая отношения с поставщиками и подрядчиками.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [3].

         Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками:

  1. Гражданский кодекс РФ. Части I и II.
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 29.07.1998 № 34н)
  3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2001 № 94н)
  4. Налоговый кодекс РФ. Части I и II.
  5. Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах (Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ)
  6. ПБУ 1/1998 «Учетная политика организации» (Приказ МФ РФ от 09.12.1998 № 60н)
  7. ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н)
  8. ПБУ 9/1999 «Доходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 32н)
  9. ПБУ 10/1999 «Расходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 33н)
  10. ПБУ 3/2001 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (Приказ МФ РФ от 10.01.2001 № 2н)
  11. Порядок ведения кассовых операций в РФ (Центральный Банк России от 04.10.1993 №18)
  12. Положение о безналичных расчетов в РФ (ЦБ РФ от 12.04.2001 №2-П)
  13. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (МФ РФ от 13.06.1995 №49)
  14. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями от 12.07.1999 № 794 и 31.05.2001 №420)
  15. О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе (МФ РФ от 30.10.1992 № 16-05/4)
  16. О порядке начисления и уплаты акцизов (ГНС РФ от 17.07.1995 №36)
  17. Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

    Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-заказчика - различными приемами и методами контроля. Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам. При проверки расчетных операций аудитор должен учитывать особенность  организации, использующие рабочий план счетов. 
 

    1.3 Теоретические основы аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками.

Основная цель проверки - установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

      Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

     Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [4].

     Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие  содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы - приобретение любых товаров и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдачи ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь эта разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

  В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей, в том числе не отфактурованные поставки; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причину возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причины ее возникновения [10, с. 435].

   Источниками информации являются: Положение об учетной политике; договоры на поставку товарно-материальных ценностей; договоры на оказание услуг; договоры на выполнение работ; накладные; журналы регистрации счетов-фактур поставщиков; журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ; счета фактуры поставщиков; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга покупок; учетные регистры по счету 60; Главная книга; бухгалтерская отчетность[11, с. 184].

   При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражается в журнале ордере №6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных - все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

   Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

  1. С поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  2. С поставщиками и подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;
  3. С поставщиками и подрядчиками неотфактурованным поставкам;
  4. По авансам выданным (следует иметь в виду, что с ведением в действие нового Плана счетов, применявшийся ранее для расчетов по авансам выданным счет 61 отменен, и все расчеты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном субсчете счета 60);

     В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:

1. Проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками