Аудит затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе аудит затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции проведен на предприятии ООО «Химпласт». Основным видом деятельности данного предприятия является производство изделий из полиэтилена.

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Состав аудиторской группы                                 Сидоров П. П., Петрова Л.В.

 

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения аудита Исполнитель
1. Аудит учета  основных затрат. 01.03.07 – 12.03.07 Сидоров П. П.
2. Аудит учета  накладных расходов. 01.03.07 – 15.03.07 Петрова Л.В.
3. Аудит калькулирования  себестоимости продукции. 16.03.07 – 30.03.07 Сидоров П.П.

Петрова Л.В.

     Таблица 2.5

Программа аудита учета затрат на производство и калькулирования 

себестоимости продукции

№ п/п Перечень аудиторских

 процедур

по разделам аудита

Проверяемые документы Период проведения аудита
1. Аудит учета  основных затрат.   01.03.07 – 12.03.07
1.1 Проверка оформления первичных учетных документов по учету основных затрат. Лимитно-заборные карты, требования-накладные, табели учета выработки за смену, ведомость учета выдачи спецодежды
1.2 Проверка правомерности  отнесения затрат к основным. Первичные учетные  документы, разработочные таблицы  по расчету амортизации основных средств, расчетно-платежная ведомость, счета-фактуры, ведомость по счету 20
1.3 Проверка правильности учета основных затрат по статьям  калькуляции. Первичные учетные  документы, разработочные таблицы  по расчету амортизации основных средств, расчетно-платежная ведомость, счета-фактуры, ведомость по счету 20
2. Аудит учета  накладных расходов.   01.03.07 – 15.03.07
2.1 Проверка оформления первичных учетных документов по учету накладных расходов. Первичные учетные  документы (авансовые отчеты)
2.2 Проверка правомерности  отнесения расходов к накладным. Первичные учетные  документы, разработочные таблицы  по расчету амортизации основных средств, расчетно-платежная ведомость, счета-фактуры, ведомости по счетам 25.1, 25.2, 26
2.3 Проверка правильности учета накладных расходов по статьям  калькуляции. Первичные учетные документы, разработочные таблицы по расчету амортизации основных средств, расчетно-платежная ведомость, счета-фактуры, ведомости по счетам 25.1, 25.2, 26
3. Аудит калькулирования  себестоимости продукции.   16.03.07 –  30.03.07
3.1 Проверка соблюдения выбранного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Положение об учетной  политике
3.2 Проверка обоснованности и правильности применения способа  калькулирования себестоимости  продукции. Положение об учетной политике
3.3 Проверка правильности выделения объектов калькулирования  себестоимости. Отчетная калькуляция  за месяц
3.4 Проверка правильности разграничения производственных затрат по отчетным периодам. Ведомости по счетам учета затрат на производство
3.5 Проверка правильности распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов между  видами продукции. Ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов
3.6 Проверка правильности исчисления себестоимости продукции. Ведомости по счетам учета затрат на производство, отчетная калькуляция за месяц
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. СБОР АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 

    И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗАЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ  

    3.1. Сбор аудиторских доказательств  и их документирование 
 

     Аудит по данному участку учета необходимо начать с проверки оформления первичных учетных документов по учету основных затрат. Аудитору необходимо выяснить, насколько законной, достоверной, точной, а также сохранной является первичная учетная документация по учету затрат, на основании которой он будет производить дальнейшую проверку. Первичные документы должны быть правильно оформлены. Перечень аудиторских процедур, используемых для проведения такой проверки, их цели и применяемые методы приведены в прил. 3.

     Проверка  правомерности отнесения затрат к основным. Аудитору необходимо помнить, что основные затраты – это те, которые непосредственно связанные с технологическим процессом производства. Исходя из этого, необходимо выяснить, не имело ли место, например, списание на счет сырья и материалов, используемых в производственной деятельности, стоимость материалов, израсходованных при строительстве, ремонте, содержании объектов общепроизводственного и общехозяйственного назначения. Для этого аудитор сверяет данные, указанные в документе по отпуску сырья и материалов в производство (лимитно-заборная карта) с данными учетного регистра по счету 20 (оборотная ведомость по счету 20 «Основное производство»). В результате такой проверки аудитор может выяснить, что на счет 20 было списано больше сырья и материалов, чем фактически поступило в производство. Правильным было бы отражение таких сумм первоначально на счетах учета общепроизводственных и общехозяйственных затрат с последующим отнесением их на счет 20 «Основное производство». Аналогичным образом проверяется отнесение к основным затрат на оплату труда работников, отчислений на социальные нужды, амортизационных отчислений и  прочих расходов.

       Проверка правильности учета  основных затрат по статьям  калькуляции. На данном этапе  аудитору необходимо провести детальную проверку по каждой калькуляционной статье, входящей в состав основных затрат.

     Исследуемое производство является материалоемким, аудитор должен тщательно проверить  правильность отнесения затрат на статью «Сырье и материалы». Аудитору необходимо проверить наличие утвержденных норм расхода, и расследуются ли факты перерасхода, правильность установления норм расходов сырья и материалов в соответствии с уровнем технического состояния и технологии производства продукции, правильность оценки материальных ценностей, включенных в себестоимость продукции, имели ли место факты списания на себестоимость затрат, не относящихся к материалам, используемым в производстве, а также случаи списания на производственные счета стоимости НДС [10, с. 158]. Следует установить, не применяются ли завышенные нормы и пересматриваются ли они периодически в связи с совершенствованием технологии. Эффективным методом выявления завышенных норм является сопоставление действующих норм с нормами расхода за прошлые годы, с фактическим расходом сырья и материалов за ряд предыдущих лет, с действующими нормами.

     Важно знать, что стоимость материальных ресурсов, отражаемая по данной статье, формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость) и наценок (надбавок). В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на тару установлены особо сверх цены на эти ресурсы. Аудитор должен проверить правильность оценки материальных ресурсов, списанных на себестоимость в соответствии с методами оценки, закрепленными в приказе по учетной политике организации для целей финансового учета. На этом этапе аудитору желательно составить рабочий документ по следующей форме (табл. 3.6):

     Таблица 3.6

Примерный опросник работников склада и получателей  ТМЦ (РД1)

[4, с. 338]

№. п/п  
Вопрос (тест) 
Ответы
да нет нет ответа
1 2 3 4 5
1 Существуют  ли определенные графики получения  ТМЦ подразделениями   +  
2 Своевременно  ли работники склада и соответствующие  подразделения получают лимитно-заборные карты (если они используются) с установленным лимитом отпуска ТМЦ на предстоящий месяц +    
3 Удовлетворяет ли получателей ТМЦ качество весового хозяйства и измерительных приборов     +
4 Всегда ли получатели ТМЦ присутствуют при измерении, пересчете ценностей, отпускаемых в производство +    
5 Проверяется ли получателем заполнение в первичных документах графы «фактически отпущено» +    
 

     По  результатам этого рабочего документа  можно сделать выводы о том, что  несмотря на отсутствие графиков получения  сырья и материалов подразделениями, складской учет на предприятии организован эффективно.

     Операции  по списанию сырья и материалов в  производство отличаются большим уровнем  риска по следующим причинам.

     1.  Вероятность санкционированного  списания сырья под несуществующие заказы и объемы выпуска в целях увеличения расходов организации и снижения налогов на прибыль и имущество.

     2.  Вероятность хищения сырья и  материалов.

     3.  Большой объем совершаемых операций  и большой массив первичной учетной документации, которые могут привести к отсутствию оправдательных документов; несанкционированному списанию сырья (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу); утере документов.

     4. Искажение фактов списания сырья  в производство вследствие технических  ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.

     Для того, чтобы при дальнейшей проверке этого участка учета аудитор  мог с уверенностью опираться  на данные первичного учета (в частности, при проверке соответствия корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах учета, способов списания сырья и материалов, сумм, списанных на себестоимость произведенной продукции, и т.д.), необходимо установить достоверность фактов списания сырья в производство и гарантировать качество оправдательной первичной документации.

     Если  у аудитора есть сомнения в эффективности  организации отпуска сырья, материалов и полуфабрикатов в производство, в том, что в системе могут быть сбои и нарушения, он может провести дополнительную процедуру по выявлению возможности допущения ошибок и нарушений при отпуске сырья и материалов в производство. Для этого аудитор запрашивает в бухгалтерии данные о списании на производство сырья за месяц. После этого количественные данные бухгалтерии о списанных в производство позициях сверяются с аналогичными данными складского учета. На основании такой проверки аудитор составляет рабочий документ (табл. 3.7). 
 
 
 
 
 

Таблица 3.7

Информация  о выявленных отклонениях данных бухгалтерского учета от данных склада (РД 2) [4, с. 338]

 

п/п

 
Наименование

сырья и  материалов

 
Единица

измерения

Списано

по данным

бухгалтер-

ского учета

 
Списано

по данным

склада

 
Расхождения
 
Объяснения
1 2 3 4 5 6 7
1. Полиэтилен  ПНД-276 тн 23,11 23,11 0,00 -----

     По  результатам рабочего документа  аудитор выявит возникшие отклонения. Если расхождений нет, либо они незначительны, то нельзя однозначно утверждать о правомерности, точности и полноте списания сырья и материалов в производство. Отсутствие расхождений свидетельствует о регулярности сверок между складом и бухгалтерией. Если по данным рабочего документа выявлены отклонения и они значительны, аудитор должен выяснить причины отклонения. Возможными причинами могут быть нерегулярные сверки со складом; утеря первичных документов (сбои в системе документооборота); возможная пересортица при списании сырья и материалов.

     Информация  по данным бухгалтерского учета должна быть сверена с информацией о рассчитанной потребности в сырье на фактический выпуск продукции. Данные могут быть сведены в табл. 3.8 в рабочем документе РД-3 .

     Таблица 3.8

Информация  о процентах отклонений по видам  ТМЦ (РД 3) [4, с. 339] 

 

п/п

 
Наименование

сырья и  материалов

 
Единица

измерения

Списано по данным

бухгалтерского  учета

 
Планируемый

расход

 
Процент

отклонении

1 2 3 4 5 6
1. Полиэтилен

ПНД-276

тн 23,11 23,11 0,00

Информация о работе Аудит затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции