Аудит учета операций с денежными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Аудит - вид предпринимательской деятельности по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих и экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. Исходя из целей проверки и объекта исследования аудит подразделяется на внешний и внутренний.
Цель аудита денежных средств - установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению денежных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Объекты, цели и задачи аудита денежных средств
1.1 Задачи и источники аудита денежных средств……………………………..4
1.2 План аудиторской проверки денежных средств……………………………5
2. Аудит кассовых операций
2.1 Процедура аудита кассовых операций………………………………………7
2.2 Типичные ошибки, выявляемые при проведении аудита кассовых операций………………………………………………………………………….17
3. Аудит операций на счетах в банках
3.3 Содержание аудита операций на счетах в банках…………………………19
3.3 Типичные ошибки…………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Аудит курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Цель аудита рассматриваемого комплекса операций вытекает из общей цели аудиторской деятельности и состоит в выражении мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, характеризующих состояние денежных средств аудируемого лица, и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета операций с денежными средствами на счетах в банках законодательству РФ. При этом аудитор должен установить, соблюдаются ли аудируемым лицом нормативные акты, определяющие порядок совершения и бухгалтерского учета операций с денежными средствами в банках. По заданию хозяйствующего субъекта, а также в качестве сопутствующей аудиту услуги аудиторами может осуществляться анализ движения и использования денежных средств.

Объектами аудита служат денежные средства и операции по расчетным, валютным и специальным счетам, открываемым организациями и индивидуальными предпринимателями в банках и других кредитных организациях (в том числе и небанковских) для хранения свободных денежных средств и осуществления безналичных расчетных операций.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных и  расчетных документов и кассовое  обслуживание физических и юридических  лиц;

6) купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

7) проведение операций  с драгоценными металлами и  драгоценными камнями в соответствии  с законодательством РФ;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;

10) оказание услуг,  связанных с установкой и эксплуатацией  системы «клиент - банк»;

11) кассовое обслуживание организаций и физических лиц.5

Помимо перечисленных  выше банковских операций кредитная организация вправе совершать следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление  денежными средствами и иным  имуществом по договорам с  физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.

Правила совершения банковских операции, в том числе правила  их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в  соответствии с федеральными законами.

Информацию хозяйствующих субъектов, используемую при аудите и подлежащую проверке, можно подразделить на четыре группы:

• договорная и справочная информация;

• первичные документы (внутренние и внешние);

• регистры бухгалтерского учета;

• формы бухгалтерской  отчетности.

К договорной информации относятся прежде всего договоры банковского счета, договоры банковского вклада и др.

К категории справочной информации относятся, в частности сведения руководства аудируемого лица об открытии, закрытии и наличии расчетных, валютных и специальных счетов в банках, уведомления, направляемые в налоговый орган по месту учета аудируемого лица, об открытии и закрытии соответствующих счетов.

К справочной информации относятся также уведомления  налоговых инспекций, которые должны направляться хозяйствующими субъектами в десятидневный срок при открытии и закрытии счетов в банках.

Расчетные документы могут представляться на бумажном носителе или в электронном виде. Они содержат распоряжения:

• плательщика (клиента  или банка) о списании денежных сумм со своего счета и перечислении их на счет получателя;

• получателя средств (взыскателя) на списание денежных сумм со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем) (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Перечень документов, используемых для оформления  
операций движения денежных средств на расчетном счете

Безналичные расчеты

Наличные расчеты

• платежные поручения

• аккредитивы 

• чеки (расчетные)

• платежные требования

 • инкассовые поручения

• объявление на взнос наличными 

• чек (денежный)


 

Выписка банка по счетам представляется кредитной организацией клиенту ежедневно (или в другие оговоренные сроки). В выписках банка по расчетным, валютным и специальным счетам фиксируются выполненные по счетам операции, указываются начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы по операциям поступления и списания денежных средств. К выписке прилагаются документы (копии документов), на основании которых банк зачисляет или списывает денежные средства с расчетного счета организации.

В выписках и относящихся к ним расчетных документах бухгалтером проставляются корреспонденции счетов бухгалтерского учета. Проверенные и обработанные данные выписок с расчетного счета служат основанием для ведения регистров бухгалтерского учета.

Периодически, но не реже одного раза в год (на 31 декабря) банком и клиентом составляется акт сверки наличия денежных средств на счетах в банках.

К учетным регистрам по расчетным счетам относятся: журнал-ордер № 2, ведомость № 2; по валютным - журнал-ордер № 2/1, ведомость № 2/1; регистры по специальным счетам; Главная книга.

Кроме указанных учетных  регистров для аудита наличия  и движения денежных средств на счетах в банках требуются некоторые  бухгалтерские регистры.

Отдельные статьи бухгалтерской  отчетности по расчетным, валютным и  специальным счетам характеризуют значения показателей бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств, о наличии денежных средств на счетах в банках. Остаток денежных средств на счетах в банках отражается в активе бухгалтерского баланса (раздел II «Оборотные активы») по соответствующей строке.

В составе годовой  отчетности в «Отчете о движении денежных средств» (форма № 4) отражаются сведения о движении денежных средств  на основании записей на счетах бухгалтерского учета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета» и 57 «Переводы в пути».

Сведения о движении денежных средств отражаются в бухгалтерской  отчетности нарастающим итогом с  начала года и представляются в валюте Российской Федерации в разрезе  текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Планирование аудита осуществляется в соответствии с  требованиями одноименного правила (стандарта) аудиторской деятельности № 3 «Планирование  аудита» от 23 сентября 2002 г.

В плане аудита фиксируются  состав выполняемых в ходе аудита работ, исполнители работ, сроки исполнения. В содержании плана аудита денежных средств на счетах в банках следует выделить задачи аудита операций по расчетным, валютным и специальным счетам. В табл. 3.4 приведено извлечение из общего плана аудита в части проверки денежных средств на счетах в банках.

Для оценки аудиторского риска и аудиторской выборки  осуществляется тестирование системы  внутреннего контроля банковских операций в процессе опроса аудитором должностных  лиц и исполнителей аудируемого  лица либо путем самообследования персонала хозяйствующего субъекта с последующим контролем аудитором его результатов.

Состав включаемых в  программу аудита денежных средств  на счетах в банках аудиторских процедур, направленных по существу на получение  аудиторских доказательств ошибок и искажений в бухгалтерском учете и в финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также объемы аудиторской проверки определяются особенностями соответствующих операций по счетам в банках, предпосылками подготовки (критериями достоверности) статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторского риска, методами аудита и другими факторами.

К предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» относятся: возникновение; существование прав и обязательств; полнота; стоимостная оценка; точность; представление и раскрытие информации. Наряду с указанными предпосылками следует назвать приемлемость (непротиворечивость) информации. Предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности в аудите используются, как правило, в качестве критериев достоверности бухгалтерской отчетности. Для проверки соблюдения критериев достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности используются различные методы контроля: нормативной проверки, подтверждения, прослеживания, арифметической проверки, опроса персонала и представителей третьей стороны, другие приемы аудита. Использование методов аудита для проверки элементарных аудиторских работ позволяет сформировать аудиторские процедуры в целях инспектирования записей, документов, активов и получения аудиторских доказательств достоверности статей отчетности, правильности ведения учета.

Процедуры аудита следует  подразделить на общие, применимые для контроля всех видов операций по всем счетам в банках, и специальные по видам счетов и операций.

К общим процедурам относятся  следующие.

1. Подтверждение наличия действующих счетов в банках.

2. Подтверждение сумм сальдо по счетам в банках (на расчетных; на валютных в России и за рубежом, на специальных счетах).

3. Арифметическая проверка  итогов в выписках банков.

4. Встречная проверка (прослеживание) соответствия записей в выписках банков, приложенных к ним расчетных документах и документах, подтверждающих хозяйственные операции с денежными средствами (договорах, соглашениях и т.п.).

5. Нормативная проверка отражения операций с денежными средствами на счетах в банках на счетах бухгалтерского учета.

6. Нормативная проверка отражения операций с денежными средствами на счетах в банках в регистрах бухгалтерского учета.

7. Нормативная проверка раскрытия информации о наличии денежных средств на счетах в банках в бухгалтерской отчетности.6

8. Встречная проверка (прослеживание) и арифметическая проверка (пересчет) правильности отражения операций в первичных документах, на счетах, в регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Подтверждение наличия  действующих счетов в банках (процедура 1) осуществляется с использованием подготавливаемых по запросу аудиторов сведений о счетах в банках аудируемого лица, договоров банковского счета, уведомлений об открытии и закрытии счетов. Выполнение данной процедуры позволяет подтвердить критерии возникновения и существования, свидетельствующие о том, что в организации открыты и работают указанные в сведениях аудируемого лица банковские счета. Наличие договоров банковского счета дает возможность установить соблюдение критерия прав и обязательств и подтвердить принадлежность аудируемому лицу денежных средств на соответствующих счетах.

Подтверждение остатков денежных средств на счетах в банках (2), а также процедуры прослеживания  и арифметической проверки (3, 4, 8) предназначены  для проверки критериев полноты, точности представления и раскрытия, приемлемости (непротиворечивости) информации. Это означает, что все операции, подлежащие учету, отражены в регистрах бухгалтерского учета; все включенные в учетные регистры по счетам в банках сальдо в полном объеме перенесены в бухгалтерский баланс и в отчет о движении денежных средств в соответствии с правилами отражения рассматриваемых. активов в бухгалтерской отчетности; отсутствуют противоречия в информации выписки банка, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Для подтверждения сальдо по счетам в банках используются последние за отчетный период выписки из соответствующих счетов в банках, журналы-ордера № 2, 2/1, 3, 3/1, Главная книга и статьи остатков денежных средств в бухгалтерском балансе, акты сверки остатков денежных средств (при их наличии).

Процедуры нормативной проверки (5-7) направлены на подтверждение критериев представления и раскрытия информации в регистрах бухгалтерского учета (в ведомостях № 2 по дебету счета 51 «Расчетные счета»; № 2/1 по дебету счета 52 «Валютные счета»; № 3 по дебету счета 55 «Специальные счета в банках»; № 3/1 по дебету счета 55/1 «Специальные счета в иностранной валюте»; в журналах-ордерах по кредиту названных счетов; в Главной книге, в статьях бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств.

Информация о работе Аудит учета операций с денежными средствами