Аудит учета и сохранности денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические основы аудита учета и сохранности денежных средств 3
1.1 Сущность, задачи, цели аудита учета и сохранности денежных средств 3
2. Аудит учёта и сохранности денежных средств 6
2.1 Значение, цель и последовательность проведения аудита учета и сохранности денежных средств 6
2.2 Организация аудита учета и сохранности денежных средств. 10
2.3 Оформление аудиторского отчета 15
3. Анализ денежных средств как составляющая часть аудита денежных средств 21
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

43. Аудит учета и сохранности денежных средств..doc

— 233.00 Кб (Скачать)

   Содержание

 

    Введение

 

   В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.

   Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.

   Контроль  за движением денежных средств, расчетами  и банковским кредитом является одной  из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.

 

  1. Теоретические основы аудита учета и сохранности денежных средств

   1.1 Сущность, задачи, цели аудита учета и сохранности денежных средств

 
 

   Для строгого соблюдения кассовой дисциплины важное значение имеет предварительный  контроль, который обязаны осуществлять руководители и главные бухгалтеры организации в момент оформления и подписания кассовых документов,  и тем самым, заранее предупреждать законность, экономическую и хозяйственную целесообразность использования денежных средств и соблюдения норм их расходования.

   В деле обеспечения сохранности и  рационального использования денежных средств большую роль играет также последующий контроль, который осуществляется при приемке кассовых отчетов, проведении периодических инвентаризаций денежных средств и денежных документов в кассе и проверке правильности учетных записей.

   Денежным  средствам свойственен неотъемлемый риск, поэтому для обеспечения их сохранности, надлежащего учёта и рационального использования обязательно наличие внутреннего контроля над денежными средствами. Организация внутреннего контроля за движением денежных средств должна строиться на определённых правилах.

   1. Прежде всего, установление системы выдачи разрешений руководством на те или иные хозяйственные операции и виды деятельности. В этих целях определяется соподчиненность должностных лиц, с правом подписи финансовых документов, исходя из сущности операции, размера денежных сумм. Такое право работника закрепляется в должностных инструкциях или в приказе о приёме на работу. Для работы с банковскими документами дополнительно оформляется карточка образцов подписей первого и второго лица в финансовой службе компании. Бухгалтерия не в праве принимать к обработке кассовые и банковские документы, санкционированные другими лицами, не имеющие на это права.

   2. Обеспечение надёжной защиты электронной подписи и доступа к ней, определение мер предосторожности и контроля.

   3. Разработка в бухгалтерии схемы документооборота с указанием последовательности выписки документов, санкционирования операции подписями должностных лиц, завершая процедурами сдачи их в архив.

   Кассовые  и банковские документы:

  • выписываются бухгалтером, регистрируются в книге;
  • санкционируются главным бухгалтером;
  • затем подписываются первым руководителем;
  • исполняются кассиром и включаются в отчет материально- ответственного лица;
  • и возвращаются в бухгалтерию.

   4. Определение бухгалтерией формы бланков документов или выбор из имеющихся на данный момент образцов. При этом необходимо протестировать реквизиты документов, насколько они раскрывают существа описываемой в них операции, учесть при этом требования бухгалтерского, статистического и оперативного (налогового) видов учета.

   5. Обеспечение надежности системы  регистрации и сквозной нумерации  кассовых и банковских документов. Систематически проверять, обеспечивает  ли это мера полноту регистрации  всех операции субъекта и сохранность  информации на бумажном носителе.

   6. Установление системы обеспечение  сохранности электронной версии  бухгалтерий, проверка своевременности  оформления документов и регистров  учета на бумажном носителе, заверения  подписями исполнителей и бухгалтера, заключение их в переплет.

   7. Обеспечение постоянной сверки  учетных данных с фактическими  остатками денежных средств, меняя  часто исполнителей этих работ,  чтобы не возник «фактор срастания».

   8. Распределение обязанностей между  работниками бухгалтерий таким  образом, чтобы намеренные и случайные ошибки, допущенные одним, выявлялся своевременно другим бухгалтером. Предусмотреть условия, исключающие возможность и необходимость договора между должностными лицами. В частности строго соблюдать разделение обязанностей между лицами:

  • санкционирующими и осуществляющими операции (руководство и исполнение);
  • обеспечивающими физическое хранение и контроль за их использованием (материально – ответственное лицо и внутренний аудитор);
  • отражающими операции в учете (бухгалтер).

   Как следует из этого, для каждой операции должны быть минимум пять источников контроля.

   9. Соблюдение своевременности предоставления  трудового отпуска бухгалтерам  и другим материально- ответственным  лицам. Обычно это сопровождается  передачей дел и активов другим  лицам, что внутренне дисциплинирует исполнителей, или своевременно выявляются несоответствие данных, исключаются ошибки из-за усталости работника.

   10. Оформление договоров о материальной  ответственности с лицами, имеющими  доступ к активам компаний, в  момент приема их на работу.

   Проверять, не имели ли работники в прошлом, какие – либо юридические ограничения  для работы с ценностями.

   11. Соблюдение последовательности  обработки информации в бухгалтерском  учете: от первичных документов  до финансовой отчетности.

   12. Регулярная сверка внутренних оборотов денежных средств, путем сличения кассовых документов с выписками из лицевых счетов в банке. Обеспечивать незамедлительное оприходование поступивших денег, незамедлительное списание выплаченных денег.

   13. Постоянная сверка движения денег на валютном счете с паспортами сделки по импортным и экспортным операциям на своевременность их исполнения.

   14. Своевременная оценка остатков  иностранной валюты на национальный  эквивалент денег и регистрация  курсовой разницы.

   15. По возможности, ограничение объема наличного оборота денег, устанавливать лимиты остатков в кассе с целью предотвращения кражи и присвоения денег.

   16. Своевременное приобретение денежных  эквивалентов с целью получения  инвестиционных доходов.

   17. Реальная оценка краткосрочных инвестиции в балансе, результатов переоценки в отчете о прибылях и убытках.

   Таким образом, организованный внутренний контроль обеспечит по меньшей мере, две  функции бухгалтерского учета: предупредительную и защитную.   

 

  1.   Аудит учёта и сохранности денежных средств

   2.1  Значение, цель и последовательность проведения аудита учета и сохранности денежных средств

 
 

   В современных рыночных условиях важное место в системе контроля отводится аудиту, призванным осуществлять независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. В достоверности финансовой отчетности и обоснованной информации для разработки рекомендаций, проектов бизнес-планов, затрат и финансов с целью повышения эффективности управления процессами деятельности заинтересованы все участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Всем пользователям необходима достоверная, объективная и полная учетная информация о хозяйственно-финансовым положении предприятия. Правдивость и точность учетных данных и содержания финансовой отчетности может подтвердить аудиторская проверка.

   Согласно закона Республики Казахстана «Об аудиторской деятельности» от 05.05.2006 г. № 139, который регулирует отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельностью в нашем государстве, дано следующее определение аудита: «Аудит – проверка в целях выражения независимого мнения о составлении финансовой отчетности и прочей информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

   Целью аудита согласно Международному стандарту аудита «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» является составление заключения по финансовым отчетам, дающего представление о составлении их существенных параметров основам финансовой отчетности.

   Это основная цель может дополняться обусловленными в договоре с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования  налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. Для достижении этой цели перед аудитом стоят следующие основные задачи:

  • обеспечении достоверности финансовой отчетности предприятия;
  • сбор и оценка достаточного количества компетентных сведений, чтобы создать логически обоснованную базу для принятия решений;
  • всесторонний анализ экономики предприятия или вида его деятельности, (инвестиционной, маркетинговой и т.п.);
  • проверка соответствия деятельности предприятия его уставу, обоснованности составленного предприятием бизнес-плана;
  • контроль за соблюдением законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность предприятий, ведение бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности;
  • проверка первичных документов;
  • оказание консультационной помощи клиентам в части правильной организации и ведения бухгалтерского учета;
  • содействие укреплению и возрастанию собственности клиента.

   Аудит – это строго организованный процесс, которому присущи особенности составления  документации, определенные этапы проведения и порядок осуществления аудиторских  процедур.

   Для проведения аудита между аудитором (аудиторской организацией) и заказчиком составляется договор. В договоре должны быть предусмотрены предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон.

   Условия договора могут быть изменены  по обоюдному согласию сторон, но при этом должны быть согласованы новые условия.

   Договор между аудитором (аудиторской организацией) и клиентом может быть не только изменен, но и расторгнут при невыполнении обязательств и по другим причинам. Поэтому до заключения договора необходимо сторонам тщательно продумать условия обязательств, чему способствует составление письма – соглашения.

Информация о работе Аудит учета и сохранности денежных средств