Аудит собственных основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы связана с тем, что именно результаты независимой аудиторской проверки учета основных средств позволят объективно дать оценку их учета. А грамотно поставленный учет основных средств, в свою очередь, влияет в конечном итоге на достоверность финансовых результатов деятельности предприятия
Главной целью работы является критическая оценка состояния бухгалтерского учета основных средств ОАО «Машины и Запчасти» путем проведения аудиторской проверки, выявление их достоинств и недостатков, определение путей совершенствования учета.

Оглавление

Введение 3
1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Машины и Запчасти»
6
2 Понятие основных средств, их классификация. Общий порядок организации учета основных средств в организации
12
3 Последовательность проведения учета основных средств 16
4 Оценка основных средств 19
5 Задачи и виды аудита основных средств 22
6 Документальное оформление движения основных средств 25
7 Источники информации и основные направления проверки 32
8 План и программа аудиторской проверки 33
9 Аудит основных средств ОАО «Машины и Запчасти» 41
Заключение 47
Литература 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ.

Необходимо проверить, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.

При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым  предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов (например, малым и др.). Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.

При обнаружении аудитором  ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы.

По всем фактам неправильного  начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или  недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

 

9. Аудит основных средств ОАО «Машины и Запчасти»

 

Для проверки операций с основными средствами выполнены следующие аудиторские процедуры:

– проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам; проверка документального оформления и учета основных средств;

– проверка правомерности включения в состав амортизируемого имущества стоимости основных средств;

– сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с данными бухгалтерского учета Общества.

По состоянию на 01.01.2009 года первоначальная стоимость основных средств, отраженная на балансовом счете 01 «Основные средства», составляет 545138 тыс. руб.; амортизация, учтенная на балансовом счете 02 «Износ основных средств» – 269310 тыс. руб.. Итого остаточная стоимость основных средств на 01.01.2006 г. – 275828 тыс. руб., что соответствует данным бухгалтерской отчетности Форме № 1 «Бухгалтерский баланс» на 31.12.2008 г. по строке 120 «Основные средства» в сумме 275828 тыс. руб.

В процессе проверки основных средств установлено следующее:

1. Бухгалтерский учет основных средств, приобретенных до 01.01.2009г., Обществом осуществляется с использованием учетных документов унифицированных форм: акты о приеме-передаче основных средств (форма № ОС-1), акты о списании объекта основных средств (форма № ОС-4). На основные средства, приобретенные в 2009г. Обществом частично распечатаны акты приема-передачи основных средств, однако данные формы первичных документов отменены Постановлением № 71 от 21.01.2003 г. Комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», также в них отражены не все необходимые данные, отсутствуют подписи. Например, акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) № 1 от 31.03.2009г. признан утратившим силу, также отсутствуют подписи лиц, принимавших объект основных средств.

2. На 01.01.2009 г. на балансе Общества числится недвижимое имущество, на которое обществом не представлены документы о регистрации прав собственности.

В соответствии с Федеральным  законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу относятся все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.

Исходя из положений  Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым право  собственности и другие вещные права  на недвижимые вещи подлежат государственной  регистрации в Едином государственном  реестре учреждениями юстиции, и  Закона N 122-ФЗ при решении вопроса о принятии объекта к бухгалтерскому учету недвижимое имущество до момента государственной регистрации или до момента подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав должно отражаться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Для целей налогового учета, основные средства, права на которые подлежат государственной  регистрации в соответствии с  законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей  амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

3. Обществом периферийные устройства к компьютеру (сканер, монитор) отражаются как отдельные объекты основных средств:

– по актам о вводе в эксплуатацию № 106, 107 от 18.02.2009г. принтеры «HP LaserJet 1200» (2 шт.) первоначальной стоимостью по 4750 руб.;

– по акту № 33 от 15.03.2009г. монитор 15 «Digital Vision» первоначальной стоимостью 7 425 руб.;

– по акту № 29 от 28.04.2009г. монитор «Digital Vision 17» первоначальной стоимостью 7 410 руб. Ошибка является типичной.

По данным объектам основных средств не начисляется амортизация  в бухгалтерском и налоговом  учете, стоимость основных средств  включается в себестоимость продукции  при вводе в эксплуатацию.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н) единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

4. Обществом тягач «ГТ-СМ», государственная регистрация которого произведена 22.04.2009 г., отражен в составе основных средств на балансовом счете 01 «Основные средства» в октябре 2009 г. В ноябре 2009г. по данному объекту основных средств начислена амортизация в сумме 10 135,14 руб., включенная в себестоимость продукции (работ, услуг).

В соответствии Методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  основных средств принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету должно осуществляться на основании  утвержденного руководителем организации  акта (накладной) приемки - передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект, и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях.

5. Обществом в течение 2009 года осуществляется ремонт основных средств, но документы унифицированных форм не заполняются. Согласно Постановлению Государственного Комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции., модернизации должен применяться Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3), который должен подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

6. В процессе аудита в выборочном порядке проверено начисление амортизации основных средств.

По основным средствам, приобретенным в 2004 г., амортизация  Обществом начисляется по нормам амортизации, исчисленным исходя из установленного срока эксплуатации.

6.1 Обществом в течение 2009г. ошибочно не начисляется амортизация по некоторым объектам основных средств. Например, в июле 2009 г. отражены Обществом в составе основных средств следующие объекты:

– ноутбук «Expert 850 Р4» первоначальной стоимостью 21 900 руб.;

– принтер «Epson Stylus Photo 2100» первоначальной стоимостью               4 660 руб.

По состоянию на 01.12.2009г. по указанным объектам основных средств Обществом не начислена амортизация.

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации  от 30.03.2001 N 26н «Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н) начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств должно начинаться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производиться до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

7. Инвентаризация основных средств до 01.12.2009 г. Обществом не проводилась.

Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ и др.) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

По результатам аудита основных фондов рекомендуется:

– отражение операций с основными средствами осуществлять на основании первичных документов унифицированных форм, утвержденных Постановлением № 71 от 21.01.2003г. Комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Первичные документы должны быть распечатаны и подписаны членами комиссии по приему-передаче, лицом, оформившим документ, и утверждены руководителем Общества;

– произвести государственную регистрацию прав на незарегистрированное имущество;

– учитывая, что монитор (сканер) без компьютера работать не может, рекомендуется Обществу его стоимость включать в стоимость компьютера и учитывать все вместе, как единый инвентарный объект;

– в связи с тем, что государственная регистрация объекта основных средств произведена в апреле 2009г., отражение в составе основных средств тягача «ГТ - СМ», должно быть произведено в апреле 2009 г.

Несвоевременное отражение  в составе основных средств тягача «ГТ-СМ» привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество и налогу на прибыль в сумме начисленной амортизации.

– отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций осуществлять на основании первичных документов унифицированных форм.

– произвести корректировочные записи в бухгалтерском и налоговом учете и сдать уточненные расчеты по налогу на имущество и налогу на прибыль.

– провести инвентаризацию основных средств до 01.01.2010 г.

 

 

Заключение

 

Основная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и  реальности учета основных средств  и достоверности амортизации  их стоимости.

Аудит сохранности, учета  и использования основных средств  требует выяснения:

– обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;

– правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

– правильности оценки основных средств в учете;

– правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

– правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;

– правильности и эффективности использования основных средств;

– правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В качестве главных направлений  нетрадиционного подхода к аудиту основных средств были рассмотрены:

– придание приоритетной роли соблюдению критериев, предъявляемых к системе бухгалтерского учета и отчетности, оговоренных в положениях по бухгалтерскому учету;

– обязательность тестирования системы внутреннего контроля, которое либо может быть первым этапом аудиторской проверки, либо проводиться на этапе планирования и подготовки аудита;

– непременность применения аналитических процедур в процессе аудита;

– выделение трех взаимосвязанных аспектов аудита основных средств - учетного, налогового и управленческого;

– дополнение стандартных аудиторских процедур специфическими с учетом особенностей объекта проверки.

В ходе выполнения курсовой работы были изучены не только экономические характеристики и классификация основных средств, теоретические аспекты учета основных средств в ОАО, но нормативные документы, имеющие отношение к изучаемой проблеме. Особое внимание было уделено изучению документов, регулирующих организацию и порядок ведения учета основных средств в коммерческих организациях. Методика учета основных средств, их анализа и аудита была рассмотрена на примере ОАО «Машины и Запчасти».

Учет основных средств  осуществляется в соответствии с  Планом счетом.

Оформление документов и порядок учета операций с  основными средствами соответствуют  требованиям, предъявляемым к ним. Приказ «Об учетной политике»  составлен грамотно, полно, с отражением все существенных моментов касающихся учета основных средств в данной коммерческой организации, используется бухгалтерией в полной мере для ведения бухгалтерского учета. Хорошая организация бухгалтерского учета хозяйственных операций, в том числе и операций с основными средствами способствует полному и своевременному отражению всех совершаемых операций на счетах бухгалтерского учета с использованием не только унифицированных форм первичной учетной документации.

Информация о работе Аудит собственных основных средств