Аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО «Торговый дом СУРА»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы на ООО «Торговый дом СУРВ», рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;
рассмотреть методику проверки расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).

Оглавление

Введение 3

Бухгалтерский учет расходов на оплату труда на примере торговой организации ООО «Торговый дом СУРА» 6
Краткая характеристика предприятия 6
Учет численности персонала и отработанного времени 8
Порядок определения составляющих расходов на оплату труда 10
Состав расходов на оплату труда, порядок расчета и порядок учета 11
Отпускные. Порядок расчета среднего заработка для расчета отпускных и компенсации отпуска при увольнении 15
Начисление ЕСН с фонда оплаты труда 21
Аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО «Торговый дом СУРА» 24
Оценка системы внутреннего контроля на предприятии 24
Цели, задачи, источники и методы аудита расходов на оплату труда 27
Планирование аудита расходов на оплату труда персонала 30
Аудит расходов на оплату труда на предприятии 33
Подготовка аудиторского заключения по итогам аудита расчетов по оплате труда на предприятии 38
Заключение 42

Список используемых источников 45

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 384.50 Кб (Скачать)
="justify">     Согласно  п. 3 ст. 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

     Для выступающих в качестве работодателей  страхователей, за исключением выступающих  в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств: 

     Таблица 3

 
 
Для выступающих  в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин  коренных малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств: 
Таблица 4

 

 

  1. Аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО «Торговый дом  СУРА»
    1. Оценка системы внутреннего контроля на предприятии
 

     Потребность во внутреннем контроле в современных  условиях обусловлена тем обстоятельством, что он позволяет подтвердить  достоверность отчетности менеджеров и учетных служб, предотвратить  потерю ресурсов, своевременно осуществить  необходимые изменения внутри предприятия.

     Анализ, представленных в литературе подходов  к определению понятия и сферы  действия внутреннего контроля свидетельствует  о его сложности и многогранности. Кроме того, очевидно отсутствие единообразия в подходах и преобладание управленческой направленности в определении системы внутреннего контроля. Так, по мнению А.Д. Шеремета4, внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта. Указывая, что элементами системы внутреннего контроля является внутренний аудит и управленческий контроль, автор не раскрывает сущность управленческого контроля и характер его взаимодействия подразделениями внутреннего аудита. Из данного определения не ясно, какие принципы должны быть заложены в основу создания системы внутреннего контроля и в чьем подчинении формально должны находиться службы внутреннего аудита. Наиболее последовательно систему внутреннего контроля рассматривает В.Бурцев5. Ученый предлагает понимать внутренний аудит как регламентированную внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемую представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

     Мы  предлагаем определять внутренний контроль предприятия как систему контроля, организованную в интересах собственников  и  регламентированную внутренними  документами организации по обеспечению  достоверности контрольных данных всех подразделений субъекта хозяйственной деятельности, соответствия этих данных правилам (стандартам) бухгалтерского учета и отчетности, выявления отклонений от плановых показателей, определения результата финансово-хозяйственной деятельности.

     Внутренний  контроль осуществляется субъектами самой организации в зависимости от цели и специфики ее деятельности.

     На  рассматриваемом предприятии служба внутреннего контроля отсутствует. Контрольные функции осуществляют генеральный директор и главный  бухгалтер. Однако применение в настоящее время информационных технологий и постепенное формирование автоматизированной учетной системы на предприятии предопределяет пересмотр организационной структуры и создание в 2010 году специальной службы внутреннего контроля (или аудита) в состав которой войдут специалисты по бухгалтерскому учету, специалисты IT и юристы. При этом руководитель службы внутреннего аудита должен подчиняться непосредственно лицу, которое может обеспечить независимость действий аудиторов (включая доступ к любой информации) и принять адекватные меры по выполнению аудиторских рекомендаций.

     Отметим, что учетная политика должна, прежде всего, соответствовать требованиям  полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности, подчеркивают специалисты.6 При составлении учетной политики организации следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н).

     При создании службы внутреннего контроля на предприятии в 2005 году следует  учитывать, что эффективно построенная  система учета в организации  должна: гарантировать, что хозяйственные  операции верно отражены во времени; позволить правильно измерить объем операции; помочь составить бухгалтерскую проводку, адекватную содержанию операции; ограничить возможность появления умышленных нарушений и злоупотреблений.

     Ключевыми элементами области контроля являются: эффективность организационной  структуры; роль руководства; место внутреннего аудита; обоснованность планов и бюджетов; уместность и надежность информации руководства; существование адекватной политики и процедур для контроля за бизнесом; риск того, что руководство может игнорировать систему внутрихозяйственного контроля или преднамеренно привести ложные цифры в финансовой отчетности; эффективность контроля руководства над компьютерными операциями; надежность контроля над операциями, отличными от компьютерных.

     В учетной политике предприятия целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерской службы) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе. Последнее может быть утверждено как отдельным приказом, так и в виде приложения к учетной политике организации по бухгалтерскому учету. 

    1. Цели, задачи, источники и методы аудита расходов на оплату труда
 

     В соответствии с Законом № 119 «Об аудиторской деятельности», вступившим в силу с 7 сентября 2002 года, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

     Таким образом, к основным целям и задачам  внутреннего аудита в организации  можно отнести:

  • с одной стороны, с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ);
  • с другой, - внутренний аудит направлен на проверку бухгалтерской отчетности организации, ее соответствие действующему законодательству, а также анализ отклонений от плановых показателей, правильности учета финансовых операций и т.д.

     Мы  полагаем, что при таком подходе  сфера действия аудита приобретает  более конкретный характер. При этом независимый аудит, выполняемый внутренними службами предприятий и коммерческими специализированными организациями, не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

     Исходя  из вышеизложенных положений, целью  аудита расходов на оплату труда является предоставление объективных, реальных и точных сведений о бухгалтерском  учете и составе расходов на оплату труда и их соответствии законодательству РФ.

     К числу непосредственных задач аудита расходов на оплату труда можно отнести:

  • проведение правового, экономического (бухгалтерского) и технического анализа внутренних документов Общества на предмет их соответствия действующему законодательству в области оплаты труда;
  • контроль за достоверностью, своевременностью, правильностью отражения в бухгалтерском учёте операций, связанных с расчетами с персоналом по оплате труда;
  • контроль за порядком составления отчётности на основе первичных документов;
  • контроль за правильностью отражения операций по расчетам с персоналом в налоговом аспекте (правильность начисления налогов, сборов и платежей);
  • контроль за своевременностью выявления и устранения нарушений в области расходования средств на оплату труда;
  • контроль порядка привлечения сторон трудовых отношений к материальной ответственности;
  • разработка и предоставление предложений по оптимизации численности персонала, изменениям в штатном расписании;
  • разработка предложений по формам, системам оплаты труда и премировании.

     Основной  задачей проверки расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

     Источниками информации, используемой в процессе контроля в торговом организации  расходов по оплате труда, являются аналитические  и синтетические данные по счетам 44 «Расходы на продажу», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»), 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 96 «Резервы предстоящих расходов», а также первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, нормативные документы, регулирующие эти операции.

     Аудиторы  самостоятельно определяют приемы и  методы своей работы. К основным методам аудита расходов по оплате труда относятся две основные группы методов: методы организации  аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.

     Методы  организации аудита включают следующие: сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая  проверка, аналитическая проверка, комбинированная проверка.

     Конкретные  методы проверки операций, сальдо счетов и т.п. могут включать: пересчет, проверку соблюдения правил учета отдельных операций, устный опрос персонала, запрос, проверку документов, прослеживание (отражение данных первичных документов в регистрах учета), анализ и оценку полученной информации и другие. 
 
 
 

    1. Планирование  аудита расходов на оплату труда персонала
 

     Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно  провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности  хозяйственно-финансовых операций и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.

     Следует отметить, что важным элементом аудиторской  деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска  и определение информационной базы для проведения проверки.

     Аудиторский риск - это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна.

     Для того чтобы подготовить наиболее оптимальный план проведения аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них факторов. Только системный подход и комплексная оценка всех факторов при расчете аудиторского риска позволяет составить приемлемый план аудита.

     Начинать  проверку учета расходов по оплате труда необходимо с установления наличия учетной политики организации  и анализа состава затрат на оплату труда.

     Далее следует установить соответствие показателей  аналитического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить  сальдо по счету на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

     Далее необходимо проверить соответствие задолженности по оплате труда (по счетам 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами») в сводных ведомостях, главной книге и бухгалтерской отчетности организации.

Информация о работе Аудит расходов на оплату труда в торговой организации ООО «Торговый дом СУРА»