Аудит расчётов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель изучения выбранной темы предполагает рассмотреть аудит расчётов с покупателями и заказчиками и определить его роль в деятельности организации.
Объектом исследования курсовой работы является процесс проведения аудиторской проверки на предприятии в современных условиях. Предметом изучения является политика предприятия по организации и ведению учёта расчётов с покупателями и заказчиками.

Оглавление

Введение ………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы аудиторской деятельности………….4
Понятие и сущность аудита…………………………………………4
Цели и задачи аудита………………………………………………..5
Принципы проведения аудита………………………………………7
Глава 2. Общая характеристика расчётов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………..14
2.1 Понятие и бухгалтерский учёт расчётов с покупателями и
заказчиками………………………………………………..14
2.2 Нормативные документы, регламентирующие расчёты с
покупателями и заказчиками……………………………..16
2.3 Состав первичных документов и учётных регистров по
расчётам с покупателями и заказчиками………………………..18
Глава 3.Аудит расчётов с покупателями и заказчиками в
ООО «Крона»…………………………………………………………….23
3.1 Краткая характеристика ООО «Крона»…………………………….24
3.2 План и программа аудиторской проверки ООО «Крона»………...25
3.3 Обобщение результатов проверки…………………………………..31
Заключение……………………………………………………………….43
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по аудиту.docx

— 84.42 Кб (Скачать)

     По  порядку заполнения документы можно  классифицировать на составленные вручную и при помощи вычислительной техники.

     Документы, составленные ручным путем, заполняются  вручную либо на пишущей машинке.

     Документы, выполняемые с помощью вычислительной техники, автоматически регистрируют информацию о производственных операциях в момент их совершения.

     Приемка, проверка и бухгалтерская обработка  документов. Поступившие в бухгалтерию  документы подвергаются обработке  для подготовки их к записям в  регистры бухгалтерского учета. Основным этапом бухгалтерской обработки документов в организации является проверка поступивших документов по существу, по форме, арифметически.

     При проверке документов по существу необходимо установить законность, правильность и целесообразность совершенной хозяйственной операции. Согласно действующему порядку ведения бухгалтерского учета первичные документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству и установленному порядку приема, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, к исполнению не должны приниматься. В случае поступления в бухгалтерию таких первичных документов главный бухгалтер должен поставить в известность руководителя организации о незаконности конкретной хозяйственной операции.

     В случае разногласий между руководителем  организации и главным бухгалтером при осуществлении отдельных хозяйственных операций, первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, на которого в связи с этим возлагается вся полнота ответственности за последствия таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. Документы, поступившие как основание для начисления за­работной платы или прилагаемые к приходным и расходным кассовым ордерам, подлежат обязательному гашению штампом или подписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года). Проверка документов по существу является продолжением предварительного контроля, который предшествует совершению операции. Предварительный контроль осуществляет бухгалтерия при составлении документов. Он важен и потому, что большинство документов составляют материально ответственные лица, а не работники бухгалтерии.

     Проверка  по форме позволяет убедиться, что  для оформления конкретной хозяйственной  операции был использован бланк  соответствующей формы, все цифры  четко проставлены, содержание операции и все реквизиты отражены.

     После этого бухгалтер проводит арифметическую проверку, которая сводится к проверке правильности арифметических вычислений и подсчетов, таксировки документов. Таксировка выполняется путем умножения количества на цену. Арифметическая проверка позволяет контролировать арифметические подсчеты итогов, правильность отражения количественных и стоимостных показателей.

     После проверки бухгалтер обрабатывает документы. Котировка документов заключается в определении счетов, на которые следует записать по дебету и кредиту оформленные в документах хозяйственные операции.

     Основными направлениями совершенствования  документации являются унификация и стандартизация.

     Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации.

     Унификация  форм первичной учетной документации имеет большое значение для совершенствования учета, так как устанавливает и закрепляет единые требования к документированию хозяйственной деятельности организаций, систематизирует учет, исключает из оборота устаревшие и произвольные формы, способствует рациональной организации учета.

     Унифицированные документы — это типовые документы, утвержденные в установленном порядке  и предназначенные для оформления однородных операций в организациях с различной формой собственности и различными отраслевыми особенностями.

     Правительство РФ Постановлением от 8.07.97 г. № 835 «О первичных  учетных документах» возложило  на Госкомстат России функции по разработке, утверждению и распространению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий, а также обязало Госкомстат и Минфин России определить порядок поэтапного введения в организациях не­зависимо от форм собственности, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории РФ, унифицированных форм первичной учетной документации. Указанный порядок был утвержден Постановлением Госкомстата и Минфина России от 29.05.98 г. и 18.06.98 г. № 57а/ 27-н. В соответствии с этим порядком с 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом по согласованию с Минфином России и другими федеральными органами исполнительной власти.

     Введение  унифицированных форм первичной  учетной документации в организациях на территории РФ как элемент учетной  политики производится с начала финансового  года и должно быть оформлено соответствующим  организационно-распорядительным документом организации.

     Унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на юридических лиц  независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность на территории РФ.

     В унифицированные формы первичной  учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. Исключение от­дельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

     Стандартизация  — установление одинаковых, стандартных  размеров для типовых документов, что позволяет сократить расход бумаги на изготовление документов, упрощает их обработку и хранение. 

     Глава 3. Аудит расчётов с покупателями и заказчиками в ООО «Крона».

      Основная  цель проверки – установить правильность ведения учёта расчётов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

      Основной  задачей аудита расчётов с покупателями и заказчиками является проверка:

  • наличия необходимых первичных документов, договоров, расчётных документов, актов сверки расчётов, документов для проведения взаимозачётов, актов приёмки передачи векселей и т. д.
  • соответствия данных первичных документов данным аналитического учёта, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учёта, бухгалтерской отчётности.
  • наличия инвентаризации расчётов согласно учётной политике организации или законодательству;
  • мер по взысканию дебиторской задолженности;
  • своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты;
  • правомерности и своевременности отражения в учёте прекращения обязательств неденежными формами расчётов (зачёт, векселя, отступное, уступка права требования и т.д.).

   При аудите расчётов надо установить причины  расхождений данных учёта с данными  актов сверок, размеры просроченной задолженности, задолженности с  истекшем сроком давности, числящейся в учёте, истоки возникновения наибольших сумм задолженности. Необходимо также проанализировать структуру дебиторской задолженности в динамике.

   Источниками информации являются: договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчётов; протоколы о зачёте взаимных требований; акты инвентаризации расчётов; векселя; копии платёжных документов; книга продаж; учётные регистры по счёту 62; Главная книга; бухгалтерская отчётность.  

     3.1 Краткая характеристика  ООО «Крона».

     ООО «Крона» занимается оптовой продажей ручного инструмента, пневмо и электроинструмента, специального инструмента для ремонта двигателей, коробок передач, подвески, кузова и прочих систем мотоциклов, автомобилей, авиатехники и специального оборудования, диагностических компьютерных стендов, мощных подъемников, стендов для заправки кондиционеров, инструмента для промышленности и медицины. С момента основания и по сей день предприятие остается лидером в инструментальной отрасли, с неизменным успехом удовлетворяя все возрастающие требования механиков. Среди клиентов фирмы — российские больницы, сервисные центры.

     При аудите расчётов с покупателями и  заказчиками проверки подвергаются счет 62. Аудитору необходимо проверить  при изучении 62 счёта:

    1. заключены ли договора поставки продукции;
    2. правильность заключения данных договоров;
    3. реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации счетов;
    4. правильность ведения первичного учёта при отгрузки продукции, работ, услуг покупателей и заказчиков (книга продаж, книга регистрации счетов – фактур, счета-фактуры, накладные и др.);
    5. изучаются первичные документы по поступающей оплате от покупателей и заказчиков (банковские документы, кассовые);
    6. проверяется правильность формирования цены на отгруженную продукцию, работы, услуги (дооценка до средней рыночной цены при налогообложении);
    7. выявляется правильность ведения учёта отгруженной продукции на счетах реализации;
    8. правильность формирования дебиторской и кредиторской задолженности по расчётам с покупателями и заказчиками;
    9. правильность учёта суммы разницы при расчётах с иностранной валютой
    10. правильность расчетов учета авансов полученных (облагается НДС);
    11. правильность товарообменных операций;
    12. правильность формирования НДС, налога на прибыль и иных налогов начисленных исходя из стоимости отгруженной продукции, выполненных работ, оказания услуг;
    13. правильность ведения аналитического учёта счета 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»;
    14. правильность составления бухгалтерских проводок по счёту 62;
    15. соответствие записей по счету 62 записям в журнале – ордере №11, Главной книге и отчетности (при журнально – ордерной форме учета).
 
      1. План  и программа аудиторской  проверки ООО «Крона».

     Программа аудиторской проверки дебиторской  задолженности может включать следующие  этапы:

    • проверка организации документооборота, отражающего образование дебиторской задолженности;
    • проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учёта операций по формированию дебиторской задолженности;
    • проверка правильности ведения бухгалтерского и налогового учёта по погашению дебиторской задолженности.

     Проверка  документооборота организации в  части аудита дебиторской задолженности  начинается с анализа договоров  на поставку товаров, выполнение работ  или оказание услуг. Данная процедура  необходима для выявления слабых мест в содержании договора, что  может косвенно послужить поводом  для не надлежащего исполнения обязательств контрагентами. В качестве типичных ошибок ведения договоров, влияющих на возможность погашения дебиторской задолженности можно выделить:

    • отсутствие самого договора, что ведёт к возникновению серьёзных проблем в случае судебного урегулирования споров между сторонами ввиду отсутствий надлежащего исполнения сделки;
    • отсутствия в тексте договора расшифровки предмета договора, т.е. нет чёткого указания, что следует осуществить по данному договору;
    • наличие в договоре форс-мажорных обстоятельств, в действительности таковыми не являющихся (например, реорганизация фирмы и т. д.).

     Следует выяснить, существует ли в организации  юридическая служба, отвечающая за качество составления договоров.

     Следующим по значимости документом, связанным  с учетом дебиторской задолженности, является книга продаж. При проверке операций по реализации продукции следует  обратить внимание, все ли отражения  по счетам реализации подтверждены счетами-фактурами (ст. 169 НК РФ) и ведется ли журнал регистрации счетов-фактур. Кроме  того, в счетах-фактурах не допускаются  никакие исправления, все страницы книги продаж должны быть пронумерованы  и надежно скреплены.

     Проверка  правильности оформления счетов-фактур необходима, потому, что счет-фактура является основным документом при расчете величины обязательств организации перед бюджетом по уплате НДС. В связи с этим факт получения счета-фактуры покупателем продукции представляет собой необходимое условие для оплаты товаров и услуг, а его неправильное оформление может привести к отказу в оплате по формальному признаку. Кроме того, с нормативно-правовой точки зрения, применение неунифицированных форм документов, а также иные погрешности в их оформлении могут быть приравнены налоговыми органами к отсутствию первичного документа, что может стать причиной применения налоговыми органами штрафа (10 ООО руб. или 30 ООО руб.) по ст. 120 НК РФ.

Информация о работе Аудит расчётов с покупателями и заказчиками