Аудит расчетов с подотчетными лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. При этом в бухгалтерском учете операции по расчетам с подотчетными лицами отражаются достаточно просто.

Оглавление

Введение.......................................................................3
1. Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами.........................4
1.1. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами...............4
1.2. Нормативные документы (с краткими комментариями), регламентирующие
расчеты с подотчетными
лицами......................................................................................................................................................
6
1.3. Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами 11
2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами......12
2.1. Подготовительная деятельность до начала проверки.........................12
2.2. Сбор аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов........13
2.3. Оформление результатов аудиторской проверки..............................13
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами.......................................15
3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике В.И. Подольского........15
3.1.1. Составление программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными
лицами.................................... 15
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений................16
3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме.........19
3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию..................20
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Н.П. Барышникова........21
3.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Р.А. Алборова...........22
3.4. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами......25
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................36
Приложение 1..................................................................38
Приложение 2..................................................................40
Приложение 3..................................................................41
Приложение 4..................................................................42

Файлы: 1 файл

для аудит.docx

— 72.14 Кб (Скачать)

и сверх норм;

3. Нарушение порядка налогообложения  при оформлении командировочных  расходов

3.1. Нарушение порядка удержания  подоходного налога и начисления  фондов

социального страхования и обеспечения с  сумм превышения командировочных

расходов  сверх установленных норм;

3.2. Некорректное выделение налога  на добавочную стоимость в  суммах

командировочных расходов;

4. Нарушения при приобретении материальных  ценностей, оплате работ, услуг

подотчетными  лицами

4.1. Выделение сумм налога на добавленную  стоимость расчетным путем от

стоимости материальных ценностей, приобретенных  за наличный расчет в

розничной торговой сети;

4.2. Списание на затраты сумм налога  на добавленную стоимость от  стоимости

материальных  ценностей, приобретенный через подотчетных лиц у изготовителей,

в оптовой торговле;

5. Нарушения порядка учета представительских  расходов

5.1. Несоответствие фактического размера  представительский расходов

утвержденной  смете (или ее отсутствие);

5.2. Отсутствие учета представительский расходов в пределах норм и сверх норм;

6. Нарушения порядка ведения синтетического  учета расчетов с подотчетными  лицами

6.1. Некорректное составление бухгалтерских  проводок по операциям расчетов  с

подотчетными  лицами;

6.2. Неправильное выведение остатков  на конец отчетного периода;

6.3. Журнал-ордер № 7 ведется не  по каждому подотчетному лицу  и выданной

сумме одновременно;

6.4. Несоответствие записей в авансовых  отчетах и журнале-ордере №  7 или

других  регистрах;

7. Нарушения в форме и реквизитах  первичных документов

Рассмотрим  подробнее ряд допускаемых организациями  ошибок при выдаче денег

под отчет и контроле за их использованием.

     Нарушение: неправильный порядок  выдачи денег под отчет.

Нарушения данного вида возникают вследствие несоблюдения основных принципов,

установленных пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций.

Выдача  наличных денег под отчет должна осуществляться на основании приказа

руководителя  организации, в котором должен быть зафиксирован круг лиц,

имеющих право на получение подотчетных  сумм, указаны размеры подотчетных  сумм

и сроки, на которые они выданы.  Запрещается выдача наличных денег  под отчет

работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным подотчетным средствам, а

также не допускается передача выданных под  отчет денег одним работником

другому.

     Нарушение: в организации не  проводится инвентаризация расчетов

с подотчетными лицами.

В соответствии с пунктом 15 Положения  о бухгалтерском учете и отчетности в

Российской  Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26 декабря

1994 г. № 170, для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета  и

отчетности  необходимо регулярно проводить  инвентаризацию имущества и денежных

обязательств  организации, в том числе расчетов с подотчетными лицами. В

частности, инвентаризация обязательна перед  составлением годовой

бухгалтерской отчетности.

Пунктом 3.47 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых

обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49,

определено, что при инвентаризации подотчетных  сумм проверяются отчеты

подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого расходования, а

также правильность использования и отчета по суммам выданных авансов каждому

подотчетному  лицу.

При большом количестве подотчетных  лиц и соответственно при выдаче

подотчетных сумм в крупных размерах несоблюдение юридическими лицами порядка

и сроков проведения инвентаризации данного  вида расчетов может привести к

ряду  нарушений бухгалтерского учета  и налогообложения.

Так, несвоевременная сдача неизрасходованной  части подотчетных сумм влечет за

собой нарушение пункта 11 Порядка ведения  кассовых операций. Согласно этому

пункту, работники, получившие деньги под отчет, обязаны представить в

бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных  суммах не позднее трех рабочих

дней  по истечении срока, на который они  выдан, или со дня возвращения  из

командировки.

В случае несвоевременной сдачи неизрасходованных  подотчетных сумм при

проведении  проверки налоговым инспектором  может быть исчислена материальная

выгода  от использования работником денежных средства организации и включена в

налогооблагаемый  доход этого работника.

В частности, такое разъяснение дано в письме Госналогинспекции по г. Москве

от 13 ноября 1997 г. № 11-13/29227, где сообщается, что в общеустановленном

порядке производится налогообложение суммы материальной выгоды за пользование

денежными средствами, полученными работниками  от организаций, при уклонении

от  возврата этих средства, просрочке  в их уплате или необоснованном

получении.

Причем  сумма материальной выгоды в этом случае определяется за все время

нахождения  денежных средств у работника, начиная  с установленной даты

представления отчета об израсходованных суммах.

Иногда  в организациях бывают случаи, когда  задолженность по подотчетным

суммам  списывается с работника за счет собственных средств организации  по

окончании отчетного периода без представления им авансового отчета.

Необходимо  учитывать, что невозвращенные в  установленные сроки

неизрасходованные подотчетные суммы должны быть отражены в бухгалтерском

учете следующими проводками:

    

ДЕБЕТ 84 

КРЕДИТ 71 — списание подотчетных сумм, не возвращенных работниками в установленные сроки (или по которым не представлены авансовые отчеты);

 

ДЕБЕТ 70 

КРЕДИТ 84 — удержание подотчетных сумм из заработной платы;

 

ДЕБЕТ 73 

КРЕДИТ 84 — если нет возможности удержать эти суммы из заработной платы работника

 

 

Невозвращенные  в кассу организации неизрасходованные  суммы в соответствии с

пунктами 3 и 6 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По

применению  закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических

лиц"»  считаются доходом работника  и облагаются подоходным налогом.

Поскольку такие суммы являются доходом  физических, полученным от

работодателя, то организация также обязана  начислить и уплатить взносы в

государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального

страхования РФ, Государственный фонд занятости  РФ, фонд обязательного

медицинского  страхования.

Однако, если подотчетные средства были выданы работнику организации под отчет

без установления срока их возврата и  на момент налоговой проверки, такие

суммы отражены по дебету счета 71 «Расчеты с  подотчетными лицами», оснований

для включения в облагаемый доход  работника этих сумм не имеется. Такое

разъяснение дано, в частности, в письме Госналогинспекции по г. Москве от 15

декабря 1994 г. № 11-13/16157.

В дальнейшем, если по окончании отчетного  года со счета 71 «Расчеты с

подотчетными  лицами» списывается задолженность  подотчетного лица без

оправдательных  документов, подтверждающих произведенные  расходы, то

необоснованно списанные подотчетные средства должны быть включены в

совокупный  облагаемый доход данного работника. При этом на главного

бухгалтера  может быть наложен штраф от 2 до 5 размеров минимальной месячной

оплаты  труда за ведение бухгалтерского учета с нарушениями действующего

порядка.

     Нарушение: к авансовым отчетам  не прилагаются либо прилагаются

не  имеющие всех обязательных реквизитов первичные оправдательные документы,

подтверждающие  произведенные за счет подотчетных  сумм расходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.

№ 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете», а также пунктом 7 Положения о

бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации все хозяйственные

операции, проводимые юридическими лицами, должны оформляться оправдательными

документами, которые служат основанием для записей  в регистрах бухгалтерского

учета.

Первичными  оправдательными документами, подтверждающими  расходование

подотчетны  средств, являются товарные чеки (накладные), кассовые чеки,

квитанции к приходным кассовым ордерам, акты выполненных работ, оказанных

услуг, счета, счета-фактуры, проездные документы, акты закупки материальных

ценностей у физических лиц.

При этом пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

установлено, что первичные документы принимаются  для отражения имеющихся в

них данных в бухгалтерском учете, если содержат реквизиты, дающие полную

информацию  о хозяйственной операции. К обязательным для первичных

бухгалтерских документов реквизитам относятся:

·        наименование документа;

·        дата составления документа;

·        наименование организации, составившей  документ;

·        содержание хозяйственной операции;

·        денежные и натуральные измерители хозяйственной операции;

·        наименование должностей ответственных  лиц и их подписи, заверенные

печатью организации, продавшей материальные ценности, оказавшей услуги,

выполнившей работы;

Кроме того, в акте закупки материальных ценностей у физического лица должны

быть  приведены дополнительные сведения о продавце, такие как адрес  его

постоянного местожительства и паспортные данные.

При отсутствии первичных оправдательных документов, подтверждающих

произведенные расходы за счет наличных денежных средства, выданных под отчет,

либо  при наличии документов с незаполненными в них обязательными реквизитами

нет оснований для отражения операций по счетам бухгалтерского учета и,

следовательно, эти суммы организация имеет  право включать в состав затрат по

производству  и реализации продукции (работ, услуг).

Кроме того, согласно статьям 2 и 7 Закона РФ «О подоходном налоге с

физических  лиц», такие подотчетные суммы  подлежат включению в совокупный

облагаемый  доход работника. Так, в частности, в письме Госналогинспекции по

г. Москве от 15 декабря 1994 г. № 11-13/16157 указано, что суммы подотчетных

средств, на которые отсутствуют документы, подтверждающие расходы, включаются

в совокупный облагаемый доход работника.

Особое  внимание организациям следует обратить на представление подотчетными

лицами  чеков контрольно-кассовых машин  при покупке материальных ценностей  у

юридических лиц в розничной торговле.

По  мнению Госналогинспекции по г. Москве (письмо от 8 сентября 1997 г. №

11‑13/21380), подотчетные лица должны предъявлять не только товарные,

но  и кассовые чеки в качестве первичных  документов, подтверждающих

расходование  полученных сумм в розничной торговле.

Во-первых, ни Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215‑1 «О применении

Информация о работе Аудит расчетов с подотчетными лицами