Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 10:42, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. При этом в бухгалтерском учете операции по расчетам с подотчетными лицами отражаются достаточно просто.
Введение.......................................................................3
1. Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами.........................4
1.1. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами...............4
1.2. Нормативные документы (с краткими комментариями), регламентирующие
расчеты с подотчетными
лицами......................................................................................................................................................
6
1.3. Состав первичных документов и учетных регистров по расчетам с
подотчетными лицами 11
2. Этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами......12
2.1. Подготовительная деятельность до начала проверки.........................12
2.2. Сбор аудиторских доказательств, применяемых при проверке расчетов........13
2.3. Оформление результатов аудиторской проверки..............................13
3. Аудит расчетов с подотчетными лицами.......................................15
3.1. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике В.И. Подольского........15
3.1.1. Составление программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными
лицами.................................... 15
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений................16
3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме.........19
3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию..................20
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Н.П. Барышникова........21
3.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами по методике Р.А. Алборова...........22
3.4. Типичные нарушения при осуществлении расчетов с подотчетными лицами......25
Заключение....................................................................34
Литература....................................................................36
Приложение 1..................................................................38
Приложение 2..................................................................40
Приложение 3..................................................................41
Приложение 4..................................................................42
которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.
Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан
определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными процедурами
являются:
Процедура 1.1.1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные
деньги их кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на это право,
утвержденному руководителем предприятия.
Процедура 1.1.2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицам,
не отчитавшимся по ранее полученным авансам.
Процедура 1.1.3. — проверка соответствия фактического расходования
подотчетных сумм целям на которые они выданы.
Процедура 1.1.4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.
Процедура 1.1.5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет
чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя
предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет
чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых,
решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных
сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды (включая
Пенсионный фонд 1 % и 28% соответственно).
Процедура 2.1.1 — проверка полноты оправдательных документов по
командировкам, приложенных к авансовым отчетам.
Процедура 2.1.2. — проверка наличия приказов о направлении работников в
командировку.
Процедура 2.1.3 — проверка правильности возмещения командировочных расходов.
Нормы возмещения командировочных расходов определены:
· ПИСЬМОМ Минфина РФ от 27.07.92 N 61 (ред. от 27.05.96) "ОБ ИЗМЕНЕНИИ
НОРМ ВОЗМЕЩЕНИЯ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ИНДЕКСА ЦЕН" — в
пределах РФ — суточные (22 руб.), расходы по найму жилья (145 руб.; без
документов — 4,5 руб.);
· ПИСЬМОМ Минфина РФ от 16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) и
ПИСЬМОМ Минфина РФ от 26.04.93 N 52 (ред. от 01.08.94) — соответственно
суточные и расходы по найму жилья при загранкомандировках (в зависимости от
страны);
· ПИСЬМО Минфина РФ от 27.12.96 N 110 "О РАЗМЕРАХ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ ПРИ
КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ РЯДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН" — нормы
суточных при командировках во все страны — бывшие республики СССР.
Процедура 2.1.4. — проверка правильности ведения учета командировочных
расходов в пределах норм и сверх норм.
Процедура 2.2.1 — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения
командировочных расходов сверх установленных норм. Кроме того, со
сверхнормативных расходов начисляют взносы в Пенсионный фонд, Фонд
обязательного медицинского страхования и в Фонд занятости населения (в Фонд
социального страхования отчисления не производятся). При оплате работникам
расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и ее пределы, в
облагаемый доход работника не включаются:
· суточные в пределах норм, установленных законодательством;
· расходы по найму жилья в пределах норм;
· фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на
проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и
комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах
отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз
багажа,
пользование постельными
получению загранпаспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену
чека в банке не наличную иностранную валюту.
Процедура 2.2.2 — проверка правильности выделения НДС в сумме командировочных
расходов. Суммы НДС выделяют по
· проезду к месту служебной командировки и обратно;
· затратам на пользование в поездах постельными принадлежностями;
· хранению багажа;
· расходам по найму жилого помещения в пределах норм.
Процедура 3.1.1 — проверка правильности отражения в учете НДС по
приобретенными подотчетным лицами материальным ценностям. НДС выделяется и
относится на счет 19 лишь при покупке ТМЦ у организаций оптовой торговли при
наличии приходного кассового ордера, накладной и счета-фактуры с выделенной
отдельной строкой НДС (ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 (ред. от
29.12.97) "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ").
При покупки ТМЦ в розничной торговой сети суммы НДС не выделяются и относятся
на себестоимость вместе с их стоимостью.
На
многих предприятиях независимо от того,
у какой организации
материальные ценности, только на основании того, что они приобретены за
наличный расчет, НДС не выделяется и вместе со стоимостью материальных
ценностей списывается на издержки производства, что приводит к их завышению и
соответственно занижению налогооблагаемой прибыли.
Процедура 4.1.1 — проверка соответствия фактических размеров представительских
расходов сметам. Представительские расходы — это затраты предприятия по
приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и
учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью
установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников,
прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К
представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением
официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия)
представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно
зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и
мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в
штате предприятия.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг)
производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия, которые
не должны превышать нормативно утвержденных норм (0,5 % от объема реализации
(при
реализации до 2 млн. руб. в год),
и только при наличии
первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа
проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обоих сторон
(ПИСЬМО Минфина РФ от 06.10.92 N 94 (ред. от 19.10.95) "НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И
ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ), И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ").
Процедура 4.1.2 — проверка правильности ведения аналитического учета
представительских расходов в пределах и сверх норм.
Процедура 5.1.1 — проверка правильности выведения остатков на конец отчетного
периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц
предприятию
и предприятия подотчетным
учета развернуто.
Процедура 6.1.1 — проверка соответствия записей в авансовых отчетах и
журнале-ордере № 7.
3.1.3. Проверка документов по
Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме осуществляется
аудитором с использованием специальной карточки, приведенной в Приложении 3.
При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно выявить
пять одинаковых нарушений чтобы сделать вывод о значительном распространении
данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить.
Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчетными
лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает
взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета. Схема такого
анализа приведена ниже в Приложении 4.
Взаимоувязка аналитический и синтетический данных учета будет зависеть от
формы ведения учета на предприятии. Допустим применяется компьютеризованная
форма учета, следовательно необходимость в блоках № 4 и 5 схемы исчезает,
поскольку расчет данных по синтетическим счетам и формирование оборотно-
сальдовой ведомости производится автоматически бухгалтерской программой. В
данном случае надо сосредоточить внимание на правильности занесения проводок
по расчетам с подотчетными лицами в ЭВМ, а также правильность составления
формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на основе машинограммы «Оборотно-сальдовая
ведомость» за отчетный период. (Бухгалтерская программа «1С:Бухгалтерия»
позволяет автоматически по данным журнала хозяйственных операций формировать
готовую форму № 1, однако в этом случае лучше с удвоенной внимательностью
сверить данные Баланса с данными оборотной ведомости, поскольку Баланс будет
формироваться верно лишь после тщательной отладки алгоритма этой процедуры и
соблюдения определенных правил отражения операций.)
3.1.4. Проверка расчетов с
При проверке расчетов по содержанию аудитору следует помнить следующие
ключевые моменты.
Предельные сроки командировки. В соответствии с п.1 ИНСТРУКЦИИ Минфина
СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ В
ПРЕДЕЛАХ СССР" служебной командировкой признается поездка работника по
распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другую местность
для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (кроме
служебных поездок работников, работа которых протекает в пути или носит
разъездной либо подвижной характер). Максимальные сроки командировки работников
устанавливаются п.4 Инструкции — 40 дней (не считая времени нахождения в пути),
а минимальные сроки не установлены.
При
загранкомандировках таких
нахождения работника в командировке суточные ему будут начисляться по
ставкам, установленным для работников загранучреждений РФ при командировках в
пределах государства, где находится загранучреждение (ПИСЬМО Минфина РФ от
16.12.93 N 11-02-49 (ред. от 29.03.96) "О РАЗМЕРАХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ СУТОЧНЫХ
ПРИ КРАТКОСРОЧНЫХ КОМАНДИРОВКАХ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ").
Отнесение командировочных
чтобы командировка была правильно оформлена необходимы документы:
· внутренний приказ директора о направлении в командировку;
· авансовый отчет с приложением документального подтверждения расходов;
· утвержденный директором отчет о командировке, закрытое
командировочное удостоверение.
Нельзя считать командировочными расходы лиц, работающих на предприятии по
договору подряда. Договор подряда относится к числу гражданско-правовых
договоров, и его действие регулируется нормами гражданского права.
Следовательно, на лиц, заключивших договор подряда, не распространяется
законодательство о труде. В связи с этим командировочные расходы граждан,
работающих по договору подряда, не относятся к числу компенсационных выплат,