Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью данной работы является проведение аудита расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам.
Исходя из цели, формируются задачи работы:
1. Рассмотреть порядок планирования аудиторской проверки;
2. Рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств;
3. Изучить особенности проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам;
4. Рассмотреть теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам: нормативную базу, источники информации, а также методы аудита;
5. Рассмотреть основные методы проведения аудита расчетов по налогам и сборам;
6. Проверить порядок формирования налогооблагаемой базы, правильность ведения синтетического учета операций по налогообложению на примере ООО «Молоко»;
7. Описать ошибки, возникшие при ведении расчетов по налогам и сборам, и их влияние на финансовый результат деятельности предприятия.
Введение 4
1. Экономическое и правовое обоснование аудита расчетов по налогам и сборам 6
1.1 Нормативное регулирование аудита 6
1.2 Теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам 13
2. Состояние аудита и контроля на предприятии ООО «Молоко» 20
2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия и организация бухгалтерского учета 20
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета 27
2.3 Методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам 31
3. Мероприятия по совершенствованию аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО «Молоко» 43
Заключение 48
Список использованной литературы 50
В этот период на предприятии осуществлялись импортные сделки с Республикой Беларусь.
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключено Соглашение, согласно которому ставка НДС по импортным операциям равна 0% и имеет определенные особенности.
Не позднее наступления 20-го числа месяца, который следует за тем, в котором привезенные товары были поставлены на учет, компания-импортер должна заплатить положенные косвенные налоги, а также успеть представить в местные налоговые органы оформленную должным образом налоговую декларацию.
Вместе с налоговой декларацией в этом случае налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию следующие документы:
• само заявление о факте ввоза товара, которое составлено по надлежащей форме, обязательно в 3-х экземплярах;
• ксерокопию выписки из банка, которая подтверждает уплату НДС;
• контракт с Белоруссией (копию);
• товаросопроводительные документы с отметками пограничных служб;
• декларацию с отметкой, поставленной таможенным органом Белоруссии, который выпустил этот товар в обращение на белорусской территории (на товары, произведенные в третьих странах);
Само заявление, свидетельствующее о ввозе товара должно составляться в трех экземплярах, на нём обязательно должны указываться сведения о поставщике товара, о типе договора, который заключен с поставщиком, а также сведения о товарах, в том числе их наименование и фактическая стоимость. Помимо этого, там указывается расчет налоговой базы с суммами начисленного налога. Первый экземпляр по правилам остается в налоговом органе, два других возвращаются налогоплательщику с надлежащими отметками из налогового органа, которые подтвердят уплату пошлин в полном объеме. Один экземпляр с такой отметкой от российской налоговой инспекции должен быть отправлен белорусскому поставщику товаров, так как он необходим ему для обоснования применения в его случае нулевой процентной ставки НДС.
Все импортные сделки оформлены соответственными контрактами и грузовыми таможенными декларациями .
При проверке порядка составления счетов фактур и ведения Книги продаж и покупок было установлено, что на предприятии выписка счетов – фактур происходит в пятидневный срок со дня реализации, регистрация их в книге продаж проводится своевременно и хронологическом порядке (Приложение 12).
При проверке выручки и исчислении НДС, отраженного на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», что непосредственно затрагивает расчеты с заказчиками и поставщиками, были так же просмотрены заключенные договора и акты сверок. Договора оформлены в соответствии с законодательством РФ. Ошибок по отражению хозяйственных операций и формировании выручки обнаружено не было.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 68 за декабрь 2011 предприятие имеет дебетовое сальдо в размере 2355174,02 руб., т.е. переплата налога, причиной этого является то, что предприятие ежемесячно перечисляет суммы, в счет будущей уплаты НДС.
Учет ведется согласно федеральному закону «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ в рублях с копейками, однако согласно НК РФ начисление и уплата налогов должна осуществляться только в рублях. В этом случае округление должно оформляться дополнительными проводками на счет 91 «Прочие доходы и расходы», но на ООО «Молоко» этого не происходит, что является нарушением ведения налогового учета.
Дебетовый оборот по счету 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» равен 5582387,51 руб., он складывается из сумм, перенесенных со счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» (4002261,93 руб.) и счета 51 «Расчетный счет» (1580125,58 руб.).
Кредитовый оборот по счету 68 составляет 3695751,40 руб., он складывается из сумм в корреспонденции со счетами 90 «Продажи» (3271985,81 руб.) и 91 «Прочие доходы и расходы» (423765,59 руб.)
Так как дебетовый оборот превышает кредитовый по конечное сальдо по счету 68 дебетовое в размере 4241810,13 руб.
Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». НДС со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» списывается после оплаты оприходованных материальных ценностей, принятых работ, услуг в уменьшение задолженности бюджету по данному налогу.
Конечное сальдо по счету 19 дебетовое в размере 4383,00 руб. Оборот по дебету по счета 19 равен 3997708,47 руб., а кредитовый оборот – 4002261,93 руб. Дебетовый оборот меньше кредитового, поэтому возникает кредитовое сальдо, т.к. оно не возможно, сальдо отражено по дебету с минусом. (-170,46 руб.)
Налоговым периодом является квартал.
В налоговой декларации по НДС за 4 квартал сумма начисленного налога составляет 11729038 руб., с учетом налоговых вычет в размере 9383496 руб., предприятию необходимо уплатить в бюджет до 20 января 2012 года 2236536 руб. (Приложение 15)
При проверки сроков подачи налоговой декларации нарушений не выявлена, т.е.она предоставлена в налоговый орган в установленный срок (не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом).
Согласно данным баланса на 31 декабря 2011 года задолженность предприятия по налогам и сборам составляет 378000 руб.
Тождественность данных синтетического и аналитического учета в результате проверки была подтверждена, однако данные учетных регистров, а в частности журнала ордера по счету 68 и данные бухгалтерского баланса не совпадают. Причиной этого может быть неправильное ведение налогового учета на предприятии.
Внешний контроль предприятия осуществлялся только банком и налоговой инспекцией.
Коммерческие банки по закону обязаны контролировать соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.
Объектом исследования курсовой работы являлось ООО «Молоко». Аудит проводился на основании данных первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности за 2010-2012 гг.
Предприятие находится на общем режиме налогообложения. Бухгалтерский учет ведется автоматизировано.
При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам, на примере расчетов по НДС, за период 4-го квартала 2011 года, были выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Недостаточно полно сформирована учетная политика предприятия, а именно отсутствует организационно-технический раздел и отдельные способы оценки и списания активов и обязательств;
2. График документооборота имеется на предприятии, но контроль за его исполнением не ведется, и как следствие происходит нарушение сроков формирования и обработки документов;
3. Система внутреннего контроля не достаточно эффективна, а именно работа по ведению налогового учета возложена на главного бухгалтера и как следствие не подлежит проверке со стороны других бухгалтеров;
4. Инвентаризация на предприятии проводится в установленном порядке, т.е. один раз в год. Внеплановые инвентаризации не производятся.
5. Налоговый учет ведется в рублях с копейками, что является нарушением налогового законодательства;
6. Не соблюдено соответствие тождественности данных учетных регистров и отчетности.
Для устранения выявленных нарушений и недостатков необходимо, во-первых, внести уточнения в учетную политику организации на 2012 год. В дальнейшем же необходимо следить за изменениями в законодательстве и своевременно уточнять учетную политику, при этом обеспечивая сопоставимость данных.
При этом, при выборе способов оценки и списания активов необходимо применять принципы эффективности и рациональности. Также выбор способов учета активов зависит от целей учетной политики.
Если она создается для привлечения инвесторов, то необходимо выбрать такие методы, которые могли бы способствовать увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.
Если же она создается для уменьшения сумм уплачиваемых налогов, то необходимо выбрать методы, способствующие уменьшению налогооблагаемых баз (например, нелинейный способ начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам).
Исходя из положений подпунктов 13 и 14 ПБУ 1/08, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.
Во – вторых, нужно ввести контроль за исполнением графика документооборота, так как пока он существует на предприятии чисто формально.
На предприятии можно установить «СЭД Инфо-Док» - систему электронного документооборота, которая предназначена для автоматизации документооборота и делопроизводства в организациях, а также для информационного обеспечения сотрудников организаций.
Электронный документооборот - система ведения документации, при которой весь массив создаваемых, передаваемых и хранимых документов поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, объединенных в сетевую структуру, предусматривающую возможность формирования и ведения распределенной базы данных. При этом не отрицается использование бумажных документов, но приоритетным признается электронный документ, создаваемый, корректируемый и хранимый в компьютере.
Она поддерживает полный «жизненный цикл» документа: создание проекта, согласование, утверждение, рассылка, исполнение, опубликование, архивное хранение. Система может работать в корпоративной сети у многих сотен пользователей. Между подсистемами, установленными в разных подразделениях, формируется единая информационная среда, которая не только обеспечивает обмен документами, но и представляет возможность организации единого хранилища данных и повсеместного доступа к нему по технологии Интернет/Интранет в рамках компетенции каждого пользователя.
Основные принципы электронного документооборота
Однократная регистрация документа, позволяющая однозначно идентифицировать документ.
Возможность параллельного выполнения операций, позволяющая сократить время движения документов и повышения оперативности их исполнения
Непрерывность движения документа, позволяющая идентифицировать ответственного за исполнение документа (задачи) в каждый момент времени жизни документа (процесса).
Единая (или согласованная распределённая) база документной информации, позволяющая исключить возможность дублирования документов.
Эффективно организованная система поиска документа, позволяющая находить документ, обладая минимальной информацией о нём.
Развитая система отчётности по различным статусам и атрибутам документов, позволяющая контролировать движение документов по процессам документооборота и принимать управленческие решения, основываясь на данных из отчётов
Для совершенствования системы внутреннего контроля необходимо установить точные даты проведения инвентаризаций, также в целей обеспечения сохранности имущества предприятия нужно в течение года проводить внеплановые инвентаризации (инициативные).
Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия имущества предприятия;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
выявление некондиционных материальных ресурсов, формирование обоснованных заключений с привлечением необходимых специалистов и специальных организаций, а также подготовка документов для их уценки или списания (утилизации);
определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов;
проверка полноты отражения обязательств в учете соблюдения исполнителями выполнения договорных сроков, принятия мер по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженностей, списания в установленном порядке обязательств по истечении сроков давности.
В – третьих, необходимо разграничить обязанности в области налогового учета, так как пока налоговый учет ведет лично главный бухгалтер, что увеличивает вероятность возникновения ошибок при начислении и уплате налогов и сборов.
При проведении аудита было выявлено нарушение правил ведения налогового учета, поэтому предприятию необходимо организовать налоговый учет согласно пункту 25 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н) и отражать начисление и уплату налогов и сборов в целых рублях.
Также в результате проверки было выявлено не соблюдение тождественности данных учетных регистров по счету 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» и данных бухгалтерского баланса (в отношении строки «Задолженность по налогам и сборам»), причинной этого может являться не правильное ведение налогового учета на предприятии.