Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью данной работы является проведение аудита расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам.
Исходя из цели, формируются задачи работы:
1. Рассмотреть порядок планирования аудиторской проверки;
2. Рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств;
3. Изучить особенности проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам;
4. Рассмотреть теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам: нормативную базу, источники информации, а также методы аудита;
5. Рассмотреть основные методы проведения аудита расчетов по налогам и сборам;
6. Проверить порядок формирования налогооблагаемой базы, правильность ведения синтетического учета операций по налогообложению на примере ООО «Молоко»;
7. Описать ошибки, возникшие при ведении расчетов по налогам и сборам, и их влияние на финансовый результат деятельности предприятия.
Введение 4
1. Экономическое и правовое обоснование аудита расчетов по налогам и сборам 6
1.1 Нормативное регулирование аудита 6
1.2 Теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам 13
2. Состояние аудита и контроля на предприятии ООО «Молоко» 20
2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия и организация бухгалтерского учета 20
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета 27
2.3 Методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам 31
3. Мероприятия по совершенствованию аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО «Молоко» 43
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Содержание
Введение
1. Экономическое и правовое обоснование аудита расчетов по налогам и сборам
1.1 Нормативное регулирование аудита
1.2 Теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам
2. Состояние аудита и контроля на предприятии ООО «Молоко»
2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия и организация бухгалтерского учета
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета
2.3 Методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам
3. Мероприятия по совершенствованию аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО «Молоко»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как "налогообложение", главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.
Аудит расчетов по налогам и сборам – является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Сегодня задачами бухгалтерского учета являются не только регистрации фактов хозяйственной деятельности, а также предоставление информации для принятия решений финансовых служб предприятия. Это относится и к учету расчетов по налогам и сборам - раньше бухгалтер производил лишь несколько бухгалтерских записей, в настоящее время кроме этого требуется выполнить налоговые расчеты с учетом различных вариантов исчисления налогов, а также отразить текущие и отложенные налоги.
Каждое предприятие должно уплачивать требуемые законодательством налоги и сборы, однако не все достаточно хорошо ориентируются в налоговом законодательстве РФ. Аудит расчетов по налогам и сборам даёт возможность избежать налоговых рисков и штрафов и заблаговременно предупредить возможные последствия проверок налоговых органов.
Целью данной работы является проведение аудита расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам.
Исходя из цели, формируются задачи работы:
1. Рассмотреть порядок планирования аудиторской проверки;
2. Рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств;
3. Изучить особенности проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам;
4. Рассмотреть теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам: нормативную базу, источники информации, а также методы аудита;
5. Рассмотреть основные методы проведения аудита расчетов по налогам и сборам;
6. Проверить порядок формирования налогооблагаемой базы, правильность ведения синтетического учета операций по налогообложению на примере ООО «Молоко»;
7. Описать ошибки, возникшие при ведении расчетов по налогам и сборам, и их влияние на финансовый результат деятельности предприятия.
Предметом исследования является организация и методология аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Объектом исследования является аудиторская проверка бухгалтерской и налоговой отчетности ООО «Молоко».
Основные способы получения аудиторских доказательств: прослеживание, арифметическая проверка, чтение документов, сверка документов и регистров бухгалтерского учета.
Для написания курсовой работы использовались нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебные и периодические издания, учетные регистры и бухгалтерская и налоговая отчетность ООО «Молоко» за 2010-2012гг.
При проведении аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам необходимо руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок учета и налогообложения и действующими в настоящее время:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Федеральный закон от 30.12.2009 г. №307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности»
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями и дополнениями.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» - ПБУ18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций»- ПБУ 1/08.
7. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. №696 (Гарант)
8. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. №696 (Гарант)
9.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутреннего контроля», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2003г. №696 (Гарант)
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.[1]
Законодательство о налогах и сборах регулирует:
Властные отношения по установлению налогов и сборов в Российской Федерации;
Властные отношения по введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
Отношения, возникающие в процессе налогового контроля;
Отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
Порядок привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершения налогового правонарушения.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации (федеральные, региональные и местные);
Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
Формы и методы налогового контроля;
Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. Первая часть НК РФ действует с 1 января 1999г. и указывает на общие принципы установления налогов, регулирует взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, определяет порядок осуществления контрольных мероприятий, а также правила квалификации налоговых правонарушений и порядок привлечения налогоплательщиков к ответственности за данные правонарушения.
Часть вторая НК РФ устанавливает элементы налогообложения по отдельным налогам. В настоящее время часть вторая НК РФ состоит из глав, которыми регулируется взимание всех федеральных, региональных и местных налогов, за исключением (местного) налога на имущество физических лиц (или налога на недвижимость).[1]
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Законодательство субъектов РФ конкретизирует отдельные элементы налогообложения по региональным налогам. Кроме того, законодательством РФ о налогах и сборах могут устанавливаться дополнительные льготы по региональным налогам и сборам, а также по федеральным налогам и сборам в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ.
В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Основным нормативно-правовым документом, определяющим порядок и правила организации бухгалтерского учета в Российской Федерации является Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [2]. В нем определены состав хозяйствующих субъектов обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; правовые основы бухгалтерского учета; содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторских организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также и права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.[6]
Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Участниками отношений в области аудиторской деятельности выступают аудитор и аудиторская организация. Аудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудиторская организация является коммерческой организацией. Она осуществляет аудиторские проверки и оказывает услуги, сопутствующие аудиту, а также определяет права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.
В законе определена ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. В соответствии с федеральным законом должны быть приведены все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите» - разработано с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском. [7]
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства» - разработано с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств. [8]
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутреннего контроля» устанавливает единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности. [9]
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют закон о бухгалтерском учете.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций»- ПБУ1/08 - устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). [5]
Это положение распространяется:
в части формирования учетной политики - на все организации;
в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.