Аудит расчетов по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение аудита расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам.
Исходя из цели, формируются задачи работы:
1. Рассмотреть порядок планирования аудиторской проверки;
2. Рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств;
3. Изучить особенности проведения аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам;
4. Рассмотреть теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам: нормативную базу, источники информации, а также методы аудита;
5. Рассмотреть основные методы проведения аудита расчетов по налогам и сборам;
6. Проверить порядок формирования налогооблагаемой базы, правильность ведения синтетического учета операций по налогообложению на примере ООО «Молоко»;
7. Описать ошибки, возникшие при ведении расчетов по налогам и сборам, и их влияние на финансовый результат деятельности предприятия.

Оглавление

Введение 4
1. Экономическое и правовое обоснование аудита расчетов по налогам и сборам 6
1.1 Нормативное регулирование аудита 6
1.2 Теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам 13
2. Состояние аудита и контроля на предприятии ООО «Молоко» 20
2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия и организация бухгалтерского учета 20
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета 27
2.3 Методика аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам 31
3. Мероприятия по совершенствованию аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО «Молоко» 43
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

Аудит расчетов по налогам и сборам.doc

— 764.44 Кб (Скачать)

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.02г. №114н - устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений). [6]

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период.

Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль [4].

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов.

Информационная база аудита расчетов по налогам и сборам, включает:

- приказ об учетной политике организации;

- регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам, используемые в организации;

- бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Аудитор должен ознакомиться с методологией учета, а также с применяемым на предприятии методом определения выручки от реализации и налога на добавленную стоимость для целей налогообложения. В частности, необходимо знать, что с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщики получили четкое определение понятия «реализация».

Согласно ст.39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары (работы, услуги) одним лицом для другого лица.

Регистры синтетического и аналитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций по расчетам с бюджетом по налогам и сборам и привлекаемые аудитором для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счету 68 « Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам.

Бухгалтерская и налоговая отчетность, используемая аудитором при проверке, включает: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации и расчеты по налогам [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что к нормативной базе бухгалтерского учета и налогообложения относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых налогоплательщиком определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и ведется учет расчетов с бюджетом по налогам.

 

1.2 Теоретические основы аудита расчетов по налогам и сборам

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов.

Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.

По каждому виду расчетов с бюджетом аудитор должен проверить:

• состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);

• правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);

• правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

• правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);

• правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);

• полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);

• правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера) по счетам 68, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., главная книга, баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр. [15, с. 234]

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ, аудитор еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки должен выяснить, какие налоги должен платить аудируемый объект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.

Необходимо ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия налоговыми органами. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц, налогам. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций. [19, с. 208]

Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.

Поскольку налогооблагаемая база для косвенных налогов (акцизов и НДС) связана с оценкой реализации продукции, то при аудите косвенных налогов проверяющий опирается на данные проверки учета реализации продукции.

Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли предприятия, заработной платы персонала). [11, с. 534]

В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из двух методов: по начислению или кассовым методом. Доходы от внереализационных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания) независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической оплаты.

В заключение аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по счету 68 с данными синтетического учета в Главной книге и в отчетности. [26, с. 184]

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

• неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

• неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии указания на него в расчетно-платежных документах отдельной строкой.

Выявленные в ходе проверки нарушения регистрируются в рабочей документации аудитора.

Налогооблагаемой базой для расчета налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов необходимо, во-первых, проверить правильность учета заработной платы и выделения той ее части, которая облагается соответствующими начислениями. [21, с. 134]

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» учет расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), должен обеспечиваться системой налогового учета организации.

Основным источником информации являются налоговая декларация и регистры налогового учета.

При проверке аудитору следует учитывать наличие различий между правилами бухгалтерского и налогового учета. В этой связи основными источниками информации на данном этапе проверки являются аналитические регистры учета.

Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, определен ст. 253 Налогового кодекса РФ. К данным расходам относятся расходы, связанные с изготовлением, производством, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном состоянии; расходы на освоение природных ресурсов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, обязательное и добровольное страхование, прочие расходы.

Проверяя расходы, связанные с производством и реализацией, аудитор должен знать, какие расходы учитываются для целей налогообложения, а какие не принимают участия в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. [22, с. 124]

Кроме перечисленных, к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на сертификацию продукции и услуг; расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; расходы на оплату услуг по охране имущества; расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ; расходы на канцелярские товары; расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты и информационных систем; расходы на текущие исследования конъюнктуры рынка и другие расходы.

Определенная группа расходов, которая связана с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитывается при налогообложении в пределах установленных законодательством норм и условий. Такие ограничения действуют в отношении командировочных и представительских расходов, некоторых видов расходов на рекламу, расходов работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, по пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению, а также расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей. [17, с. 284]

Расходы на подготовку и переподготовку кадров учитываются для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

а) услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию;

б) подготовку, переподготовку проходят работники, которые числятся в штате организации;

в) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации работника и соответствует деятельности организации.

В ходе аудита особого внимания заслуживают расходы предприятия, которые в соответствии со ст. 270 Налогового кодекса не учитываются для целей налогообложения. К ним относятся расходы, связанные с приобретением и созданием амортизируемого имущества; материальная помощь, премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения; оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам; надбавки к пенсиям; единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда; расходы, связанные с организацией развлечений, отдыха, лечения сотрудников; платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, и некоторые другие расходы.

По итогам проверки аудитор формулирует выводы о качестве организации налогового учета расходов, связанных с производством, реализацией продукции (работ, услуг); соблюдении норм налогового законодательства в части определения расходов, участвующих в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. [29, с. 234]

При проведении налоговых расчетов выявляются следующие типичные ошибки:

1.                 неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

2.                 ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

3.                 не начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на безвозмездной основе;

Информация о работе Аудит расчетов по налогам и сборам