Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа
Цель работы – анализ проведения аудита основных средств. Задачами работы являются:
анализ основных средств как объектов бухгалтерского учета и аудита;
изучение целей аудита основных средств;
выявление основных этапов аудиторской проверки основных средств;
анализ типичных ошибок при аудите основных средств;
изучение действий аудитора по окончании аудиторской проверки основных средств.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретические основы аудита основных средств_________6
1.1. Понятие и классификация объектов основных средств___________6
1.2. Основные средства как объект учета и аудита _________________14
ГЛАВА 2. Организация аудита основных средств__________________25
2.1. План и программа проведения аудита основных средств________25
2.2. Типичные ошибки, выявляемые при аудите основных средств__36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ________________46
• классификация по амортизационным группам. Если основные средства организации разделены на несколько амортизационных групп, в выборку должны попасть основные средства из разных амортизационных групп.
Единицей бухгалтерского учета основных средств выступает инвентарный объект. Объект, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией соразмерно ее доле в общей собственности (п. 6 ПБУ 6/01).
В ходе проверки должно быть подтверждено, что основные средства отражены в балансе по остаточной стоимости (за минусом накопленной амортизации), а в первичном учете - по первоначальной стоимости, которая представляет собой сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление. В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 к таким затратам относятся:
- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые
организациям за осуществление
работ по договору
- суммы, уплачиваемые
организациям за
- регистрационные сборы,
государственные пошлины и
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые
в связи с приобретением
- вознаграждения, уплачиваемые
посреднической организации,
- иные затраты, непосредственно
связанные с приобретением,
При этом фактические затраты на приобретение основных средств уменьшаются на суммы положительных суммовых разниц (Дт 08 Кт 60 - сторно) или увеличиваются на суммы отрицательных суммовых разниц (Дт 08 Кт 60), что должно быть также проверено в ходе аудиторской проверки.
При получении ОС безвозмездно их стоимость определяется по рыночным ценам на аналогичные основные средства и включается в состав доходов будущих периодов. Затем по мере начисления амортизации следует производить списание соответствующей доли доходов будущих периодов, равной сумме начисленной амортизации.
При приобретении ОС по договору
мены их стоимость равна стоимости
переданных организацией ценностей, устанавливаемой
исходя из цены, по которой обычно определяют
стоимость аналогичных
Изменение первоначальной стоимости
ОС согласно действующим нормативным
документам допускается только в
случаях достройки, дооборудования,
реконструкции и частичной
Важным вопросом является
амортизация. Стоимость ОС организации
погашается путем ежемесячного начисления
амортизации. Амортизация начисляется
в течение всего срока
В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 амортизация по основным средствам может начисляться следующими способами: - линейным; - уменьшаемого остатка;- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - списания стоимости пропорционально объему продукции.
В ходе проверки необходимо уточнить, что не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования). Амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства и т.п.), а также по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста. По данным ОС и объектам ОС некоммерческих организаций исчисляется сумма износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие печатные издания могут списываться на затраты по мере отпуска их в производство без начисления амортизации.
Аудитор должен иметь в виду, что все объекты бухгалтерского учета, которые до вступления в силу гл. 25 НК РФ входили в состав основных средств, в целях бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 6/01 остаются в составе основных средств до их выбытия независимо от их стоимости и оставшегося срока полезного использования.
Что касается налогового законодательства, то в соответствии с гл. 25 НК РФ названные выше объекты основных средств исключаются из состава амортизируемого имущества в случае, если их первоначальная (восстановительная) стоимость составляет 40 000 руб. (включительно) или срок эксплуатации менее 12 месяцев. Арендное предприятие, заключившее с арендодателем договор аренды (или дополнительное соглашение), по которому предусматривается переход имущества, относящегося к ОС, в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены, отражает также долгосрочно арендуемые основные средства.
Расшифровка движения ОС в течение отчетного года, а также их состава на конец отчетного года приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу, что также должно быть изучено и удостоверено в ходе проверки.
Аудитору следует обратить внимание также на:
- разделение обязанностей на предприятии;
- соблюдение в организации
необходимых формальных
- поддержание физического
контроля над основными
- своевременное составление первичных документов;
- организацию системы внутреннего аудита в части основных средств.
Разделение обязанностей
необходимо для предотвращения злоупотреблений
и хищений, для выявления случайных
ошибок. Если один и тот же человек
совершает хозяйственную
Соблюдение необходимых формальных процедур при совершении хозяйственных операций работниками предприятия должно быть неукоснительным. Данный элемент проверки непосредственно связан с четким определением прав и обязанностей отдельного работника. Каждый сотрудник должен, во-первых, абсолютно точно знать, какие формальные процедуры ему следует выполнять при исполнении своих должностных обязанностей, и, во-вторых, точно их выполнять.
Физический контроль ОС предполагает:
- обеспечение охраны имущества организации;
- плановые инвентаризации
имущества предприятия в
- инвентаризацию имущества в установленных Методическими указаниями случаях.
Физический контроль над документацией по основным средствам осуществляется посредством:
- создания графика
- последовательной нумерации
первичных документов каждого
вида в течение отчетного
- гашения первичных и
оправдательных документов в
установленных случаях (во
- брошюрования документов
в папки по окончании
- создания архива;
- сдачи документов в
архив по истечении сроков
оперативного хранения
Первичные документы по учету ОС в организации должны:
- быть оформлены в момент
совершения хозяйственных
- содержать обязательные
реквизиты, установленные
- соответствовать типовым унифицированным формам, если таковые установлены;
- соответствовать формам документов, установленным учетной политикой организации;
- в случае внесения
в бухгалтерский учет
Орган внутреннего аудита в организации создается с целью независимой проверки выполнения сотрудниками организации должностных обязанностей. Организационные формы внутреннего аудита могут быть различными, например: отдел внутреннего контроля, управление, бюро, отдельная группа внутренних аудиторов и др. Так как создание органа внутреннего аудита - достаточно дорогое мероприятие, а эффективность его работы не всегда можно измерить в денежном выражении, многие руководители предприятий недооценивают важность этой структуры.
В ходе проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, изучить и оценить средства контроля, на основе которых он должен определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. При этом он должен быть убежден, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Этому может способствовать система внутреннего контроля. Когда аудитор убеждается, что может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность:
- сократить объем аудиторских процедур в части проверки статьи баланса;
- проводить аудиторские процедуры выборочно;
- внести изменения в
применяемые процедуры
- откорректировать
Изучение и оценка особенностей ведения учета и отражения в статье баланса "Основные средства" в ходе аудиторской проверки должны в обязательном порядке документироваться с использованием:
- специально разработанных тестовых процедур;
- перечня типовых вопросов
для выяснения мнений
- специальных бланков и проверочных листов;
- блок-схем и графиков;
- перечня замечаний, протоколов, актов.
Аудиторские организации
самостоятельно разрабатывают методики
и порядок изучения и проверки
данной статьи баланса. Снижение объема
и детальности отдельных
Поскольку мнение аудитора
об организации ведения учета
основных средств и отражения
их в балансе является основанием
для планирования степени детальности
и выборочности проведения аудиторских
процедур, отсутствие документирования
или ненадлежащее документирование
особенностей бухгалтерского учета
проверяемого экономического субъекта,
а также результатов его
Серьезные недостатки системы учета, отражения в балансе основных средств и системы внутреннего контроля основных средств, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.
ГЛАВА 2. Организация аудита основных средств
2.1. План и программа проведения аудита основных средств
План аудиторской проверки может включать следующие этапы:
- проверка правильности постановки основных средств на учет;
- оценка наличия основных средств и эффективности их сохранности;
- оценка состояния
- проверка соблюдения
налогового законодательства
Информация о работе Аудит основных средств в торговых организациях