Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа
Цель работы – анализ проведения аудита основных средств. Задачами работы являются:
анализ основных средств как объектов бухгалтерского учета и аудита;
изучение целей аудита основных средств;
выявление основных этапов аудиторской проверки основных средств;
анализ типичных ошибок при аудите основных средств;
изучение действий аудитора по окончании аудиторской проверки основных средств.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретические основы аудита основных средств_________6
1.1. Понятие и классификация объектов основных средств___________6
1.2. Основные средства как объект учета и аудита _________________14
ГЛАВА 2. Организация аудита основных средств__________________25
2.1. План и программа проведения аудита основных средств________25
2.2. Типичные ошибки, выявляемые при аудите основных средств__36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ________________46
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".
В рассматриваемой ситуации неправильное принятие к учету компьютера обнаружено организацией в январе 2009 г., до утверждения бухгалтерской отчетности за 2008 г. Следовательно, организация может внести исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в декабре 2008 г. (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).
В декабре 2008 г. в учете организации следует составить записи:
Дебет 41, Кредит 60 - 60 000 руб. - сторнировано принятие компьютера к учету в составе товаров,
Дебет 44, Кредит 60 - 2000 руб. - сторнирована стоимость услуг по техническому контролю и установке компьютера,
Дебет 08, Кредит 60 - 62 000 руб. (60 000 + 2000) - сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств,
Дебет 01, Кредит 08 - 62 000 руб. - отражен ввод компьютера в эксплуатацию в июле 2008 г.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Таким образом, в 2008 г. организация была вправе учесть в составе расходов амортизацию, начисленную с августа по декабрь включительно в сумме 5167 руб. (62 000 руб. / 5 лет / 12 мес. x 5 мес.). Указанная сумма амортизации является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражается в данном случае по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств".
В целях налогообложения
прибыли суммы начисленной
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Поскольку в рассматриваемой ситуации период совершения ошибки известен, организация, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, представляет в налоговый орган уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 г., отражает записью декабря 2008 г. в бухгалтерском учете доначисление авансового платежа по налогу на имущество, а также начисляет и уплачивает сумму пени.
Организация может признать расход по уплате налога на имущество в составе прочих операционных расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).
Резерв предстоящих расходов
на ремонт основных средств создается
организацией в целях равномерного
включения указанных расходов в
издержки производства или обращения
отчетного периода (п. 72 Положения
по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденного
Приказом Минфина России от 29.07.1998 N
34н). Порядок создания резерва в
бухгалтерском учете
В примере 2 организация отремонтировала факс, относящийся в соответствии с названными критериями к объектам основных средств, но в силу абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 (первоначальная стоимость актива не превышает лимит, установленный учетной политикой организации) отраженный в составе МПЗ, т.е. при принятии к учету принтера организация руководствовалась нормами ПБУ 5/01. Согласно этим нормам расходы на ремонт факса не могут быть списаны за счет созданного в бухгалтерском учете резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, а должны учитываться в общеустановленном порядке.
Расходы на ремонт для целей бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99). В связи с этим следовало составить записи:
Дебет 26, Кредит 60 - 1500 руб. - отражена стоимость услуг по ремонту,
Дебет 19, Кредит 60 - 270 руб. - отражен
НДС, предъявленный сторонней
Создание и использование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в налоговом учете производится в порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Если налогоплательщик создает этот резерв, то сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ).
В налоговом учете факс относится к основным средствам (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), т.е. фактические затраты на его ремонт должны быть списаны за счет суммы образованного резерва (п. 3 ст. 260 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации в налоговом учете величина резерва на ремонт основных средств формируется в том числе в отношении активов, которые в бухгалтерском учете учтены в составе МПЗ. Соответственно, фактические затраты на ремонт факса в налоговом учете признаются в составе расходов через отчисления в названный резерв. В бухгалтерском учете фактические затраты на ремонт факса учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления.
Сумма резерва, формируемого в налоговом учете, превышает сумму резерва, создаваемого в бухгалтерском учете. По мере формирования резервов организация должна признать налогооблагаемую временную разницу в размере превышения суммы расходов, признаваемых в налоговом учете, над суммой расходов, признаваемых в бухгалтерском учете, т.е. в размере 1500 руб. Данной налогооблагаемой временной разнице соответствует отложенное налоговое обязательство, которое уменьшается в рассматриваемом случае при признании расхода в виде стоимости ремонта факса (п. п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02). Отложенные налоговые обязательства следует отразить записью:
Дебет 77, Кредит 68 - 360 руб. (1500 x 24%).
Для документирования операций
с основными средствами организация
должна использовать формы первичной
документации по учету основных средств,
утвержденные Постановлением Госкомстата
России от 21.01.2003 N 7. Для целей налогового
учета основных средств организации
могут использовать данные, содержащиеся
в первичных учетных
При поступлении основных
средств в организацию
Если основное средство полностью готово к эксплуатации, то прием его к бухгалтерскому учету осуществляется на основе актов о приеме-передаче объекта основных средств по установленным унифицированным формам. По приобретенной мебели на первоначальную стоимость 297 000 руб. следовало составить акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме N ОС-1. В акт заносят, в частности, полное наименование объекта согласно технической документации, название организации-изготовителя, место приемки, первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета (при наличии соответствующей графы - и для целей налогового учета) на дату принятия, срок полезного использования, способ начисления амортизации и другие технические данные. После подписания акта приема-передачи он передается в бухгалтерию вместе со всей технической документацией и бухгалтерия ставит объект основных средств на учет.
Отсутствие составленного
акта свидетельствует о
Поскольку мебель не была передана в эксплуатацию, факт начисления амортизации с июля по декабрь в сумме 29 700 руб. (297 000 / 5 лет / 12 мес. x 6 мес.) документально не обоснован. Соответственно, расходы в сумме начисленной амортизации не могут быть признаны в бухгалтерском и налоговом учете.
Основным аналитическим регистром учета основных средств является инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6). Карточка составляется на каждый объект или группу основных средств при их постановке на учет в одной из следующих форм:
- по форме N ОС-6 - заполняется
на отдельный поступивший
- по форме N ОС-6а - заполняется при приеме группы однородных объектов основных средств;
- по форме N ОС-6б - для
учета объектов основных
Эти формы заполняются
на основе актов приема-передачи по
формам N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б бухгалтерией
организации, и в них фиксируется
факт ввода основного средства в
эксплуатацию. В карточки заносят
основные сведения по поступившему основному
средству: инвентарный номер, первоначальную
стоимость для целей
Кроме того, в инвентарную
карточку заносится информация обо
всех перемещениях основных средств: внутреннем
перемещении, ремонте, модернизации; при
выбытии объекта - причина выбытия,
дата списания с учета, сумма начисленной
амортизации, номера актов о списании
объектов основных средств по форме
N ОС-4 (N ОС-4а, N ОС-4б). При значительном
изменении качественных и количественных
показателей в характеристике объекта
в результате реконструкции прежнюю
инвентарную карточку в случае невозможности
отразить в ней все показатели,
характеризующие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения:
- обеспечения контроля над наличием и сохранностью основных средств;
- правильности отнесения
предметов к основным
- правильности оценки основных средств в учете;
- правильности оформления
и отражения в учете операций
по поступлению и выбытию
- правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;
- правильности и эффективности
использования основных
- правильности отражения
данных о наличии и движении
основных средств в
В качестве главных направлений
нетрадиционного подхода к
- придание приоритетной
роли соблюдению критериев,
- обязательность тестирования
системы внутреннего контроля (СВК),
которое либо может быть
- непременность применения
аналитических процедур в
- выделение трех
- дополнение стандартных
аудиторских процедур
В ходе выполнения курсовой работы были изучены не только экономические характеристики и классификация основных средств, теоретические аспекты учета основных средств, но и нормативные документы, имеющие отношение к изучаемой проблеме. Особое внимание было уделено изучению документов, регулирующих организацию и порядок ведения учета основных средств в коммерческих организациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Аудит основных средств в торговых организациях