Аудит основных средств в торговых организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ проведения аудита основных средств. Задачами работы являются:
анализ основных средств как объектов бухгалтерского учета и аудита;
изучение целей аудита основных средств;
выявление основных этапов аудиторской проверки основных средств;
анализ типичных ошибок при аудите основных средств;
изучение действий аудитора по окончании аудиторской проверки основных средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретические основы аудита основных средств_________6
1.1. Понятие и классификация объектов основных средств___________6
1.2. Основные средства как объект учета и аудита _________________14
ГЛАВА 2. Организация аудита основных средств__________________25
2.1. План и программа проведения аудита основных средств________25
2.2. Типичные ошибки, выявляемые при аудите основных средств__36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ________________46

Файлы: 1 файл

Аудит основных средств в торговых организациях..docx

— 85.00 Кб (Скачать)

Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты  к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Сформированная первоначальная стоимость  объекта основных средств, принятого  в эксплуатацию и оформленного в  установленном порядке, списывается  со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".

В рассматриваемой ситуации неправильное принятие к учету компьютера обнаружено организацией в январе 2009 г., до утверждения бухгалтерской  отчетности за 2008 г. Следовательно, организация  может внести исправления в бухгалтерский  учет и бухгалтерскую отчетность в декабре 2008 г. (п. 11 Указаний о порядке  составления и представления  бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

В декабре 2008 г. в учете  организации следует составить  записи:

Дебет 41, Кредит 60 - 60 000 руб. - сторнировано принятие компьютера к  учету в составе товаров,

Дебет 44, Кредит 60 - 2000 руб. - сторнирована стоимость услуг по техническому контролю и установке компьютера,

Дебет 08, Кредит 60 - 62 000 руб. (60 000 + 2000) - сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств,

Дебет 01, Кредит 08 - 62 000 руб. - отражен ввод компьютера в эксплуатацию в июле 2008 г.

Начисление амортизационных  отчислений по объекту основных средств  начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого  объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения  стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01). Таким образом, в 2008 г. организация была вправе учесть в составе расходов амортизацию, начисленную с августа по декабрь  включительно в сумме 5167 руб. (62 000 руб. / 5 лет / 12 мес. x 5 мес.). Указанная сумма амортизации является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и отражается в данном случае по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств".

В целях налогообложения  прибыли суммы начисленной амортизации  учитываются в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ). Правила начисления амортизации установлены ст. 259 НК РФ. Поскольку в рассматриваемой ситуации отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, а ошибка выявлена в январе 2009 г., т.е. до сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 г. (п. 4 ст. 289 НК РФ), организация не завысила налоговую базу по налогу на прибыль в связи с несвоевременным начислением амортизации. Вследствие неправильного отражения на счете 41 приобретенного компьютера, фактически используемого в качестве основного средства, организацией была занижена налоговая база по налогу на имущество организаций, исчисленная в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ и отраженная в налоговом расчете по авансовым платежам по налогу за 9 месяцев 2008 г.

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при  обнаружении ошибок (искажений) в  исчислении налоговой базы, относящихся  к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде  перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Поскольку в рассматриваемой ситуации период совершения ошибки известен, организация, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, представляет в налоговый орган уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 г., отражает записью декабря 2008 г. в бухгалтерском учете доначисление авансового платежа по налогу на имущество, а также начисляет и уплачивает сумму пени.

Организация может признать расход по уплате налога на имущество  в составе прочих операционных расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).

Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств создается  организацией в целях равномерного включения указанных расходов в  издержки производства или обращения  отчетного периода (п. 72 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденного  Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Порядок создания резерва в  бухгалтерском учете регулируется п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. В частности, решение об образовании резерва расходов на ремонт основных средств принимается с учетом данных о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств и сметы на проведение ремонтов.

В примере 2 организация отремонтировала  факс, относящийся в соответствии с названными критериями к объектам основных средств, но в силу абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 (первоначальная стоимость актива не превышает лимит, установленный учетной политикой организации) отраженный в составе МПЗ, т.е. при принятии к учету принтера организация руководствовалась нормами ПБУ 5/01. Согласно этим нормам расходы на ремонт факса не могут быть списаны за счет созданного в бухгалтерском учете резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, а должны учитываться в общеустановленном порядке.

Расходы на ремонт для целей  бухгалтерского учета являются расходами  по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99). В связи с этим следовало  составить записи:

Дебет 26, Кредит 60 - 1500 руб. - отражена стоимость услуг по ремонту,

Дебет 19, Кредит 60 - 270 руб. - отражен  НДС, предъявленный сторонней организацией. Сумма НДС, предъявленная сторонней организацией, принимается к вычету в общеустановленном порядке при наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Создание и использование  резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств в налоговом  учете производится в порядке, установленном  п. 2 ст. 324 НК РФ. Если налогоплательщик создает этот резерв, то сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств  указанного резерва (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ).

В налоговом учете факс относится к основным средствам (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), т.е. фактические  затраты на его ремонт должны быть списаны за счет суммы образованного  резерва (п. 3 ст. 260 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации в налоговом учете величина резерва  на ремонт основных средств формируется в том числе в отношении активов, которые в бухгалтерском учете учтены в составе МПЗ. Соответственно, фактические затраты на ремонт факса в налоговом учете признаются в составе расходов через отчисления в названный резерв. В бухгалтерском учете фактические затраты на ремонт факса учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления.

Сумма резерва, формируемого в налоговом учете, превышает  сумму резерва, создаваемого в бухгалтерском  учете. По мере формирования резервов организация должна признать налогооблагаемую временную разницу в размере превышения суммы расходов, признаваемых в налоговом учете, над суммой расходов, признаваемых в бухгалтерском учете, т.е. в размере 1500 руб. Данной налогооблагаемой временной разнице соответствует отложенное налоговое обязательство, которое уменьшается в рассматриваемом случае при признании расхода в виде стоимости ремонта факса (п. п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02). Отложенные налоговые обязательства следует отразить записью:

Дебет 77, Кредит 68 - 360 руб. (1500 x 24%).

Для документирования операций с основными средствами организация  должна использовать формы первичной  документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата  России от 21.01.2003 N 7. Для целей налогового учета основных средств организации  могут использовать данные, содержащиеся в первичных учетных документах, а также в регистрах бухгалтерского учета. Для совмещения бухгалтерского и налогового учета можно ввести в утвержденные формы данные для налогового учета.

При поступлении основных средств в организацию создается  приемочная комиссия, в которую входят руководитель, бухгалтер, а также  лицо, ответственное за сохранность  поступающего основного средства.

Если основное средство полностью  готово к эксплуатации, то прием  его к бухгалтерскому учету осуществляется на основе актов о приеме-передаче объекта основных средств по установленным  унифицированным формам. По приобретенной  мебели на первоначальную стоимость 297 000 руб. следовало составить акт  о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме N ОС-1. В акт заносят, в  частности, полное наименование объекта  согласно технической документации, название организации-изготовителя, место  приемки, первоначальную стоимость  для целей бухгалтерского учета (при наличии соответствующей  графы - и для целей налогового учета) на дату принятия, срок полезного  использования, способ начисления амортизации  и другие технические данные. После  подписания акта приема-передачи он передается в бухгалтерию вместе со всей технической  документацией и бухгалтерия ставит объект основных средств на учет.

Отсутствие составленного  акта свидетельствует о неправомерном  принятии объекта к учету по первоначальной стоимости. Эту ситуацию можно расценивать  так, что объект не готов к эксплуатации.

Поскольку мебель не была передана в эксплуатацию, факт начисления амортизации  с июля по декабрь в сумме 29 700 руб. (297 000 / 5 лет / 12 мес. x 6 мес.) документально не обоснован. Соответственно, расходы в сумме начисленной амортизации не могут быть признаны в бухгалтерском и налоговом учете.

Основным аналитическим  регистром учета основных средств  является инвентарная карточка учета  основных средств (форма N ОС-6). Карточка составляется на каждый объект или  группу основных средств при их постановке на учет в одной из следующих форм:

- по форме N ОС-6 - заполняется  на отдельный поступивший объект  основных средств;

- по форме N ОС-6а - заполняется  при приеме группы однородных  объектов основных средств;

- по форме N ОС-6б - для  учета объектов основных средств  на малых предприятиях.

Эти формы заполняются  на основе актов приема-передачи по формам N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б бухгалтерией организации, и в них фиксируется  факт ввода основного средства в  эксплуатацию. В карточки заносят  основные сведения по поступившему основному  средству: инвентарный номер, первоначальную стоимость для целей бухгалтерского учета (при введении дополнительной графы - и для налогового учета), срок полезного использования для  бухгалтерского (налогового) учета, способ начисления амортизации в бухгалтерском (налоговом) учете.

Кроме того, в инвентарную  карточку заносится информация обо  всех перемещениях основных средств: внутреннем перемещении, ремонте, модернизации; при  выбытии объекта - причина выбытия, дата списания с учета, сумма начисленной  амортизации, номера актов о списании объектов основных средств по форме N ОС-4 (N ОС-4а, N ОС-4б). При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта  в результате реконструкции прежнюю  инвентарную карточку в случае невозможности  отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ. На оборотной стороне карточки указывается  техническая характеристика объекта. Карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии в  течение срока использования  объекта.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и  реальности учета основных средств  и достоверности амортизации  их стоимости.

Аудит сохранности, учета  и использования основных средств требует выяснения:

- обеспечения контроля  над наличием и сохранностью основных средств;

- правильности отнесения  предметов к основным средствам,  их группировки по классификации,  принадлежности и характеру участия  в производственном процессе;

- правильности оценки  основных средств в учете;

- правильности оформления  и отражения в учете операций  по поступлению и выбытию основных  средств;

- правильности начисления  и отражения в учете износа  и ремонтов основных средств;

- правильности и эффективности  использования основных средств;

- правильности отражения  данных о наличии и движении  основных средств в бухгалтерском  учете и отчетности.

В качестве главных направлений  нетрадиционного подхода к аудиту основных средств были рассмотрены:

- придание приоритетной  роли соблюдению критериев, предъявляемых  к системе бухгалтерского учета  и отчетности, оговоренных в положениях  по бухгалтерскому учету;

- обязательность тестирования  системы внутреннего контроля (СВК), которое либо может быть первым  этапом аудиторской проверки, либо  проводиться на этапе планирования  и подготовки аудита;

- непременность применения  аналитических процедур в процессе  аудита;

- выделение трех взаимосвязанных  аспектов аудита основных средств  - учетного, налогового и управленческого;

- дополнение стандартных  аудиторских процедур специфическими с учетом особенностей объекта проверки.

В ходе выполнения курсовой работы были изучены не только экономические характеристики и классификация основных средств, теоретические аспекты учета основных средств, но и нормативные документы, имеющие отношение к изучаемой проблеме. Особое внимание было уделено изучению документов, регулирующих организацию и порядок ведения учета основных средств в коммерческих организациях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.);
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля 2004 г.,21 ноября 2011г.,30 ноября 2011г.)
  3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ
  4. 4.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.);
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01: Утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н
  6. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств: Утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н
  7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49)
  8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.)
  9. Письмо Госкомстата РФ «Об учете основных фондов» от 6 марта 2003 г. № МС-10-23/869
  10. Письмо Минфина РФ «Об особенностях рассмотрения условий для целей принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств» от 4 февраля 2002 г. N 16-00-14/30
  11. Письмо Минфина РФ «О списании объектов основных средств стоимостью до 40000 рублей за единицу» от 18 октября 2002 г. № 16-00-14/403
  12. Унифицированные формы первичной учетной документации: Утв. постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7
  13. Адамс, Р. Основы аудита [Текст]: Пер. с англ./Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. – 398 с.
  14. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. Учебное пособие - М: «Дело и Сервис», 2003. - 412 с.
  15. Альбрехт, С. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса [Текст]/С.Альбрехт, Дж. Венц, Т. Уильямс: Пер. с англ. – СПб: Питер, 1995. – 400 с.
  16. Анализ хозяйственной деятельности : Учебник / Н.А. Русак и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Вышая школа, 2003. - 322 с.
  17. Андреев, В.Д. Внутренний аудит [Текст]: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 464 с.
  18. Аудит предприятия. Методология аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятия [Текст]: Учеб. Пособие/Сост. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев. – М.: Дело, 1996. – 448 с.
  19. Аудит [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/Под ред. В.И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:М.ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008. – 744 с.
  20. Аудит: концепция, проблемы, эффективность, стандарты [Текст]. – М., «Элит 2000», «ЮНИТИ-ДАНА», 2002 г. – 400 с.щено н
  21. Аудит: Учебник / Под ред. М.В. Мельник. - М.: Экономист, 2004. - 412 с.
  22. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 340 с.
  23. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской отчетности для принятия управленческих решений. - Спб.: Герда, 2003. - 387 с.
  24. Гинзбург А. И. Экономический анализ. - Спб.: Питер, 2003. - 514 с.
  25. Ермолович Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Книжный дом, 2003. - 374 с.

Информация о работе Аудит основных средств в торговых организациях