Аудит нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 02:17, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка.

Вопросы методики учета и аудита данного вида имущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов методологии бухгалтерского учета.

В данной работе я рассмотрела и сравнила методики аудиторской проверки учета нематериальных активов различных авторов. Выделила достоинства и недостатки данных методик, на основании чего разработала собственную. Также мной были разработаны рабочие документы, которые бы могли облегчить работу аудитора.

Файлы: 1 файл

В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных.doc

— 861.50 Кб (Скачать)

     Аудиторское заключение включает в себя:

  • наименование;
  • адресат;
  • следующие сведения об аудиторской организации: организационно-правовая форма и наименование, место нахождения; номер и дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • следующие сведения об аудируемом лице — организационно-правовую форму и наименование; место нахождения; н свидетельства о государственной регистрации; сведения лицензиях на осуществляемые виды деятельности;
  • вводную часть;
  • часть, описывающую объем аудита;
  • часть, содержащую мнение аудитора;
  • дату аудиторского заключения; 
  • подпись аудитора                                                                                                                        
 
 
 
 
 

                                                                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Рабочий документ аудитора    

Форма РД №1 

Оценка  системы внутреннего контроля НМА

Проверяемая организация :                                         

Период  аудита:                                                                    

Исполнитель:                                                                       

Вид проверки:                                                                      

Планируемый аудиторский риск:                                  

Планируемый уровень существенности общий:          

                            по статье «Нематериальные активы»            
 

  № п/п Содержание  вопроса Содержание  ответа (результат  проверки) Выводы  и решения аудитора
1 Имеется ли в организации  служба внутреннего  контроля?    
2 Имеются ли должностные инструкции службы внутреннего контроля?    
3 Проводилась ли службой внутреннего  контроля проверка движения и сохранности  НМА?    
4 Организован ли аналитический  учет НМА?    
5 Сверяются ли периодически данные аналитического учета  НМА с аналогичными данными синтетического учета ?    
6 Применяются ли унифицированные  формы первичной  учетной документации?    
7 Организован ли порядок хранения первичных документов?    
8 Заполняются ли все обаятельные  реквизиты первичных  документов?
9 Проводится  ли инвентаризация НМА в установленных законодательством случаях?    
10 Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационная опись)?    
11 Составляются  ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных  лиц?    
12 Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия?    
13 Осуществляется  ли контроль за НМА  со стороны руководства  предприятия ?    
14 Разработан  ли график документооборота по учету НМА?    
15 Осуществляется  ли контроль за выполнением  графика документооборота ?    
16 Выбран  ли вариант начисления амортизации НМА?(какой)    
17 Контролируется  ли периодически правильность начисления амортизации?    
18 Оформляется ли документальное выбытие  НМА о тем или  иным основаниям?    
19 Утверждаются  ли документы на списание НМА руководителем предприятия?    
20 Оговорено ли в учетной политике принципы учета НМА?    
 
 

 

Приложение 2 

Рабочий документ аудитора                                                                              Форма №РД-2 

Оценка  системы внутреннего контроля НМА (ВХР)

Проверяемая организация:                                         

Период  аудита:                                                                    

Исполнитель:                                                                       

Вид проверки:                                                                  

Показатели Критерии Фактическое число баллов
Варианты  ответов Шкала баллов
1. Оценка контрольной  среды
1. уровень профессиональной  компетенции главного бухгалтера  предприятия Высокий 8-10  
Средний 5-8
Низкий 1-3
2. Наличие и функционирование службы  внутреннего аудита или отдела  внутреннего контроля, соответствие  их целей, задач, структуры  масштабам деятельности организации Да 5-10  
Частично 1-5
Нет -
3. Наличие ответственного исполнителя за подготовку налоговой отчетности Да 8-10  
Нет -
4.Работа  с аудиторскими материалами, внесение  изменений в учет согласно  рекомендациям аудиторов 
 
 
ДА 8-10  
Нет -  
Не  всегда 3-5  
2. информационная система
1. Способ ведения учета и подготовки отчетности Полностью компьютеризированный учет 5-10  
Смешанный 5-8
Ручной 1-5
2. Тип используемой компьютерной  программы Использование лицензированной программы 5-10  
  Программа разработана  самим предприятием 5-8  
  Использование нелицензированной программы 1-5  
3. Система компьютерной обработки  данных Охватывает  отдельные участки учета, автоматизирует работу отдельных подразделений 1-5  
  Охватывает  весь бухгалтерский и налоговый  учет 5-8  
4.Наличие  специальной периодической литературы в организации Да -  
  Нет 1-5  
5. Наличие постоянно-обновляемых справочно-информационных  электронных баз Да -  
 
 
Нет 8-10  
6. Применяемая система компьютерной  обработки данных Универсальная 5-8  
  Адаптивная  к условиям данной организации 1-5  
  Разработанная специально для данной организации 1-5  
 
 
Не применяется 8-10  
Итого: Х Х  
 
 
Максимальное  количество баллов  
Фактическое количество баллов  
Фактическая оценка системы внутреннего контроля, %  
 
 
 
 
Оценка  надежности системы внутреннего контроля Надежность  системы внутреннего контроля, % Фактическая оценка, %
Высокая От 81 до 100  
Средняя От 41 до 80  
Низкая От 11 до 40  
Внутренний  контроль отсутствует От 0 до 10  
 
 
 
 

Приложение 3 

Рабочий документ аудитора                                                                          

    Форма №РД-3 

Оценка  риска средств  контроля (РК)

Проверяемая организация:                                         

Период  аудита:                                                                    

Исполнитель:                                                                       

Вид проверки:                                                                  

Организация:  

Оценка  контрольных действий
Показатели Критерии Фактическое

число баллов

Варианты  ответов Шкала баллов
1. Служба внутреннего аудита или  отдела внутреннего контроля Действует 5-10  
Отсутствует -  
2. Ревизионная комиссия Действует 1-5  
Отсутствует -  
3. Инвентаризационная комиссия Утверждена  руководителем и действует 1-5  
Отсутствует -  
4. Комиссия по приему, вводу в  эксплуатацию и списанию основных  средств Утверждена  руководителем и действует 1-5  
Отсутствует -  
5. Служба по контролю за выполнением  обязательств по заключенным  договорам, предъявлением претензий  и выполнением обязательств по предъявленным организации претензиям Утверждена  руководителем и действует 1-5  
Отсутствует -  
6. Наличие приказа о проведении  плановых инвентаризаций денежных  средств, имущества и финансовых  обязательств Да 1-5  
Нет -  
7. Документы по проведению инвентаризации составляются с соблюдением требований нормативных актов Да 1-5  
Нет -  
8. Проведение сверок расчетов с  партнерами (ежегодное, ежеквартальное) Да 5-10  
Нет -  
Нет необходимости 1-5  
9. Отслеживание своевременности погашения дебиторской и кредиторской задолженности Да 5-10  
Нет -  
Нерегулярно 1-5  
10. Работа с персоналом (проведение  оперативных совещаний, внутрифирменной  учебы) Да 5-10  
Нет -  
Иногда 1-5  
11.Наличие  договоров с материально-ответственными лицами Да 5-10  
     
Нет -  
Не  полностью 1-5  
Оценка  рисков
Особенности деятельности, осуществляемой аудируемым лицом
1. Инвестиционная деятельность      
Осуществление финансовых вложений Да 1-3  
  Нет -  
2. Финансовая деятельность      
Получение (погашение) кредитов Да 3-5  
  Нет -  
3. Осуществление внешнеэкономической  деятельности Да 8-10  
  Нет -  
4. Наличие отраслевых методических  рекомендаций, имеющих свою специфику  отличия от общепринятых нормативных  документов Да 5-8  
  Нет -  
5. Продажа имущества Да 3-5  
  Нет -  
6. Наличие налоговых льгот Да 3-5  
  Нет -  
7. Осуществление мероприятий за  счет средств, имеющих целевой  характер (бюджетное финансирование) Да 5-8  
  Нет -  
8. Доля денежных средств в общем  объеме расчетов Менее 50% 8-10  
  Более 50% 1-5  
9. Наличие незавершенного производства  и специфика его оценки Оценка и  инвентаризация НЗП сложны и специфичны 
 
8-10  
  НЗП легко поддается  оценке и инвентаризации 1-5  
  НЗП отсутствует -  
10. Наличие аффилированных лиц Да 5-8  
  Нет -  
Структура организации
1. Соответствие организационной структуры  размеру и степени бизнеса  клиента Недостаточное 1-5  
  Относительное 1-4  
  Высокое -  
2. Наличие территориально удаленных  подразделений, выполняющих отдельные  учетные функции либо оформляющих первичные документы Да 5-8  
  Нет -  
3. Наличие территориально удаленных  подразделений, имеющих отдельный  баланс Да 5-8  
 
 
 
Нет -  
Опыт  и квалификация работников, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета  и составление  отчетности
1. Главный бухгалтер имеет высшее или среднее специальное образование Да 1-5  
  Нет 5-10  
Стаж  работы в данной должности Менее 2-х лет 8-10  
  От 2 до 10 1-3  
  Свыше 10 1-3  
Стаж  работы в проверяемой организации Менее 1 года 5-10  
  От 1 до 5 3-5  
  Свыше 5 1-3  
2. Средний возраст работников бухгалтерской  и налоговой службы От 20 до 30 лет 5-10  
  Свыше 30 1-5  
3. Доля работников бухгалтерии  и налоговой службы, имеющих высшее  и среднее экономическое образование Менее 30% 8-10  
  От 30% до 65% 5-8  
  Более 65% 1-5  
4. Доля работников бухгалтерии  и налоговой службы, обучавшихся  за последний год на курсах  повышения квалификации, посещающих  семинары, получающих дополнительное  образование   Менее 20% 8-10  
  От 20% до 40% 5-8  
  Свыше 40% 1-5  
5. Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой службы Высокая (свыше 40%) 8-10  
  Средняя (от 10 до 40%) 5-8  
  Низкая (менее 10%) 1-5  
  Наличие обстоятельств,  влияющих на возможность  искажения показателей  финансовой и бухгалтерской  отчетности
1. Угроза непрерывности деятельности Да 5-10  
  Нет -  
2. Реорганизация Да 5-10  
  Нет -  
3. Наличие внешнего давления на  руководителей и персонал (со  стороны собственников, проверяющих  органов, вышестоящих организаций) Да 5-10  
  Нет -  
Роль  и место средств  вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности
1. Применяемая система компьютерной  обработки данных Универсальная 5-8  
  Адаптивная  к условиям данной организации 1-5  
  Разработанная специально для данной организации 1-5  
  Не применяется 8-10  
Мониторинг
1. соблюдаются ли требования профессиональных стандартов, а также законодательных и нормативных актов? Да 8-10  
  Нет -  
2 разработана ли и внедрена ли система контроля качества; Да 5-8  
  Нет -  
3. применяются ли политика и процедуры контроля качества аудиторской фирмы с тем, чтобы отчет соответствовал положению дел на фирме клиента. Да 5-8  
Нет -  
Итого: Х Х  
 

                                                                                                                              

Максимальное количество баллов  
Фактическое количество баллов  
Фактическая оценка неотъемлемого риска, %  
 
 
 
Качественная  оценка неотъемлемого риска Неотъемлемый  риск, % Фактическая оценка, %
Низкий До 30  
Средний От 31 до 60  
Высокий От 61 до 100  
 
 
 

Приложение 4 
 

Оценка  риска необнаружения. 
 

Аудиторская оценка неотъемлемого риска Аудиторская оценка риска средств контроля
От 81 до 100% От 41 до 80% Менее 40%
От 61 до 1005 10 20 30
От 31 до 60% 20 30 40
Менее 30% 30 40 50
 
 

Аудиторский риск = ВХР × РК × РН

ВХР – внутрихозяйственный  риск

РК – риск контроля

РН – риск необнаружения 

Значение показателя риска необнаружения определяется путем пересечения полученных %-ов ВХР и РК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Аудит нематериальных активов