Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 02:17, курсовая работа
В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка.
Вопросы методики учета и аудита данного вида имущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов методологии бухгалтерского учета.
В данной работе я рассмотрела и сравнила методики аудиторской проверки учета нематериальных активов различных авторов. Выделила достоинства и недостатки данных методик, на основании чего разработала собственную. Также мной были разработаны рабочие документы, которые бы могли облегчить работу аудитора.
На данном этапе аудитору необходимо просмотреть и проанализировать данные показов руководителей, регистров, расчетов, справок.
3.6.2 Проверка обоснованности определения срока полезного использовании нематериальных активов
Условия определения срока полезного использования нематериальных активов, исходя из которых, производится расчет амортизационных отчислений:
Аудитор
должен проверить документы
3.6.3 Проверка отражения в отчетности начисленной амортизации нематериальных активов
Так как величина амортизационных отчислений по НМА включается в его себестоимость, то в итоге это влияет на финансовый результат и балансовую стоимость актива. Любое отступление от установленных правил начисления амортизации НМА ведет к искажению прибыли как базы для налогообложения. Поэтому задача аудитора в данном случае – обеспечить контроль за правильностью ежемесячного начисления амортизации.
Начисление амортизации по НМА отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета издержек производства (20,23,2,26,44…) и
кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
На данном этапе аудитор должен проанализировать данные бухгалтерской отчетности.
Проверка
правильности начисления и отражения
в налоговом учете сумм амортизационных
отчислений по нематериальным активам
проводится аудитором путем полистного
просмотра следующих
Рабочий
документ аудитора по проверке проверка
правильности начисления амортизации
по НМА составлен и представлен мной в
приложении 13,14 (Приложение 14,15)
3.7 Проверка учета выбытия НМА
Целью этой аудиторской проверки является –достижение уверенности в том, что все операции по выбытию нематериальных активов отражены в бухгалтерском учете аудируемого лица своевременно, в соответствии с требованиями нормативных документов.
Основными задачами аудитора при проведении данной проверки являются:
Аудитору также необходимо проверить правильность учета операций по списанию нематериальных активов путем взаимного контроля о корреспондирующим счетам( 04,05,50,51,52,58,62,76,68,91)
Также Аудитор должен проверить своевременное списание нематериальных активов с бухгалтерского баланса организации путем сопоставления даты их выбытия, указанных в регистрах бухгалтерского учета, с датами регистрации договоров в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и датами указанными в первичных документах.
Мной
был разработан рабочий документ
в помощь аудитору при проверке учета
выбытия нематериальных активов. (Приложение
16)
3.8 Проверка правильности раскрытии информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности.
Целью проведения проверки на данном этапе является –получение достаточных доказательств аудитором того, что все нематериальные активы отражены в бухгалтерской отчетности в оценке и вся существенная информация о них раскрыта в отчетности должным образом.
Аудитор должен определить путем изучения анализа бухгалтерской отчетности, отражена ли в ней первоначальная стоимость нематериальных активов на начало и конец отчетного года.
Аудитор
проверяет соответствуют ли данные
бухгалтерского учета по нематериальным
активам данным бухгалтерского баланса
и раскрыта ли существенная информация
о них в пояснительной записке.
3.9 Проверка налогообложения операций с нематериальными активами
На
данном этапе проверки основной целью
аудитора является - установить, правильно
ли и своевременно ли проверяемая
организация исчисляет и
По нематериальным активам поступившим в проверяемый период, аудитор проводит полистную сверку документов в последовательности:
Затем аудитор должен установить, соблюдены ли все требования НК РФ, необходимые для осуществления налогового вычета по НДС и не подлежат ли суммы НДС включению в первоначальную стоимость нематериальных активов.
По нематериальным активам, исключительные права на использование которых переданы третьим лицам по договорам уступки патента, авторским и тому подобным договорам, а также переданным безвозмездно, аудитор должен провести полистную сверку документов в последовательности:
В заключении аудитор должен провести взаимный контроль по корреспондирующим счетам 19 и 68
Также аудитор должен ознакомится с положениями налоговой учетной политики организации и определить их соответствие действующему законодательству.
Для проверки правильности формирования финансового результата от выбытия нематериальных активов аудитор проводит полистную сверку документов в следующей последовательности:
Если в результате выбытия нематериального актива организация получила убыток, то проверка его формирования осуществляется в следующей последовательности:
При обнаружении каких-либо разниц, аудитор, путем арифметического пересчета данных проводит проверку правильности определения постоянных и временных разниц и постоянных и отложенных налоговых обязательств.
Рабочий
документ аудитора представлен
в приложении 17 (Приложение 17)
3.10 Аналитические процедуры
Завершающим этапом аудиторской проверки любого участка учета является проведений аналитических процедур. Анализ проводится с целью проверки рациональности, обоснованности и эффективности использования нематериальных активов.
Анализ можно проводить как за один год, так и за несколько отчетных периодов. Данную информацию можно представить в виде аналитической таблици (Приложение 18).
4. . Выводы по аудиторской проверке.
Аудиторское
заключение – официальный документ,
предназначенный для
Заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту.
Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). «Дополнительная информация в аудиторском заключении».
По результатам проведенного аудита аудиторская организация должна выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.
Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудиторской организацией и аудируемым лицом, причем аудиторская организация и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.